"Колумбус Ай Ти Партнер" – WMS-система на базе Microsoft Dynamics AX – "Компьютер Центр КЕЙ"
Поделиться
VK

Отрасль: торговля
Специализация: продажа компьютерной техники и расходных материалов
Анкета

Розничная торговая сеть «КЕЙ» работает с декабря 1991 года и специализируется на продаже компьютерной техники и расходных материалов. К концу 2007 года сеть насчитывала 18 магазинов. Помимо продаж в родном для компании Санкт-Петербурге, реализация товаров теперь также производится в супермаркетах сети «Кей» в Великом Новгороде, Воронеже, Череповце, Петрозаводске и Белгороде. В феврале-марте 2008 года запланировано открытие супермаркетов в Липецке и Нижнем Новгороде. Прайс-лист компании насчитывает около 30 тысяч позиций, из них 18-20 тысяч наименований активные (т. е. продающиеся в данный момент в магазинах). По словам представителя компании, ежедневно в торговой сети добавляется 30-100 наименований товара и столько же уходит из ассортимента.

Для поддержки бурного роста бизнеса компьютер-центра «КЕЙ» несколько лет назад было принято решение внедрить в центральном офисе систему на базе Microsoft Dynamics AX 3.0, которая в итоге начала функционировать в октябре 2005 года и заменила комплекс самописных приложений, работавших в операционной системе MS-DOS. В числе новых возможностей, обеспеченных сменой технологической платформы, ИТ-директор ООО «Компьютер-центр «КЕЙ» Олег Вайнберг особо отмечает поддержку множественности цен по регионам, необходимую для региональной экспансии ретейлера, а также использование OLAP-технологии для построения отчетов. Ключевые бизнес-функции (планирование закупок, ассортимента, поставок и др.), обслуживаемые ранее самописными приложениями, были перенесены в новую систему. После автоматизации центрального офиса руководство компьютер-центра «КЕЙ» поставило новую задачу – оптимизировать складскую деятельность. В частности, компании требовались вдвое более вместительный склад по сравнению с использовавшимся ранее и автоматизация некоторых бизнес-процессов.

Подрядчиком была выбрана компания Columbus IT Russia (ЗАО «Колумбус Ай Ти Партнер»), которая внедряла в торговой сети «КЕЙ» систему Microsoft Dynamics AX 3.0, а кроме того, уже имела готовое ИТ-решение для распределительных центров – WMS-систему на базе Microsoft Dynamics AX, созданную в процессе автоматизации распределительного центра торговой сети «Перекресток».

Успешность первого проекта Columbus IT Russia в «КЕЕ» стала одним из важнейших объяснений того, почему именно этой компании доверили автоматизацию распределительного центра. Олег Вайнберг отмечает, что компания Columbus IT Russia придерживалась четкой технологии работы и «день в день, копейка в копейку» выполнила все обязательства по первому проекту, несмотря на то что в ходе внедрения ERP-системы у подрядчика сменился руководитель проекта. При этом внедрение осуществлялось бережно по отношению к сотрудникам и существовавшим бизнес-процессам: доходило до того, что для некоторых пользователей была выполнена имитация привычных для них DOS-экранов.

Компания Columbus IT Russia была привлечена к проекту не только как интегратор, но и как бизнес-консультант, которому предстояло полностью смоделировать процессы, необходимые для осуществления складской деятельности. Был создан так называемый концептуальный дизайн склада: в документах были прописаны мельчайшие детали проекта – расположение стеллажей, размер ячеек, подъездные пути, количество необходимых автопогрузчиков, терминалы для сбора данных и т. п. После чего консультанты расписали необходимые алгоритмы работы сотрудников склада и начали внедрять WMS-систему. По словам Дмитрия Давыдова, директора по развитию практики розницы и логистики Columbus IT Russia, проект, начавшийся в декабре 2005 года, был завершен в апреле 2007 года. Большая продолжительность вызвана более чем полугодовой задержкой строительных работ, поясняют в «КЕЕ». На этот период проект был заморожен, однако время не было потеряно: все полгода в организованном учебном классе проводилось обучение персонала. Запуск системы в промышленную эксплуатацию и переезд склада был осуществлен в начале января 2007 года, и вплоть до апреля проводилась доработка системы и бизнес-процессов на работающем программном обеспечении.

В рамках проекта были разработаны процедуры входного контроля и размещения товара, комплектации, инвентаризации и отгрузки, а кроме того, внедрена технология обработки товара терминалами сбора данных. Были изменены параметры учета товара, в частности, внедренная WMS-система позволила учитывать такие важные для склада и логистики характеристики, как габариты и вес товаров. По состоянию на декабрь 2007 года в WMS-системе одновременно могли работать 20 конкурентных пользователей.

Самым сложным при внедрении системы, признаются в компьютер-центре «КЕЙ», оказалось то, что в компании недооценили темпы роста собственного бизнеса. Из-за этого накануне переезда на новый склад совместно с консультантами пришлось в спешном порядке решать задачу по увеличению наполняемости склада. Проблема была разрешена, в частности, за счет увеличения количества типов используемых ячеек и сокращения размеров некоторых ячеек. В компании отмечают, что около 70% продукции торговой сети составляют так называемые единичные товары – товары, которые присутствуют на полках магазинов в единичном экземпляре (например, редкие видеокарты, материнские платы и т. п.). И при обширной номенклатуре продукции особенно важно обеспечить точность сборки заказов для поставок в магазины, снизив процент пересортицы – ситуаций, когда в магазин вместо одного товара по ошибке отправляют другой.

В качестве подхода к автоматизации склада было решено использовать вторую модель WMS. В противовес первой модели, когда решение о размещении товара в определенных ячейках принимает сотрудник склада, вторая модель предполагает, что товар направляется в ту или иную ячейку по решению ИТ-системы, выбирающей оптимальное расположение товара в соответствии с заложенным алгоритмом. Главное преимущество WMS-2 – упорядоченное размещение товара и снижение числа ошибок по сравнению с «ручным» размещением. В дополнение к этому автоматизация снижает требования к квалификации кладовщиков – знать все 30 тысяч наименований сотруднику компьютер-центра «КЕЙ» теперь вовсе необязательно. Минусом второй модели, по словам Олега Вайнберга, является тот факт, что обычно ИТ-система не позволяет размещать в одной ячейке товары разных наименований, и это ограничивает степень наполняемости склада.

Сейчас при приемке товара принимающий кладовщик обычно считывает штрих-код сканерами Symbol, после чего ИТ-система формирует задание по размещению продукции на территории склада. Если при приемке товара выясняется, что он не тикетирован (то есть штрих-код отсутствует или некорректен), то приемщик обязан промаркировать его штрих-кодом, используя установленные на складе специальные принтеры. В результате нововведений, по признанию одного из опытных кладовщиков компании, скорость приемки товара несколько снизилась. Однако при этом компания сумела впечатляюще (более чем в 10 раз) сократить процент ошибок, приводящих к пересортице. По словам Олега Вайнберга, «процент ошибок на старом складе компании достигал 8-10%, а теперь мы боремся за то, чтобы снизить этот показатель с 0,8 до 0,5%».

В режиме, близком к онлайн, данные из WMS-системы попадают в учетную систему центрального офиса на базе Microsoft Dynamics AX. Интеграция ИТ-решений позволяет логистам оперативно формировать заказы на поставку в магазины всех регионов, где работает компания. Когда товар продан, данные из самописной информационной системы, использующейся непосредственно в магазинах, в течение 15-30 минут поступают в WMS-систему.

Некоторые возможности WMS-систем, используемые операторами крупных современных складов (например, опция «управление двором», технология управления работой сборщиков с помощью расположенных рядом с ячейками световых модулей), не были включены в проект из-за невостребованности. С другой стороны, в целях оптимизации работы склада было бы целесообразно рассмотреть возможность добавления функциональности выборочного контроля состава заказа, т. е. проверять качество работы сборщиков заказов на основании указаний генератора случайных чисел, считают в Columbus IT Russia.

Анкета