![]() |
Отрасль: государственная служба
Специализация: силовые ведомства ![]() |
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков была создана в 2003 году (изначально – Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ). В органы наркоконтроля были переданы все технические и программные средства расформированной Федеральной службы налоговой полиции РФ. Вскоре стало очевидно, что использующиеся средства для сбора статистической информации и ее обработки перестали отвечать требованиям Федеральной службы. Так, подготовка информации была крайне трудоемкой: ввод данных, их проверка, а также формирование отчетов осуществлялись сотрудниками ФСКН в основном вручную, что отнюдь не способствовало оперативности и создавало угрозу допущения ошибок. Кроме того, объем данных постоянно нарастал.
Для автоматизации системы сбора и обработки статистической информации ФСКН России в 2003 году объявила конкурс на создание программного комплекса для сбора и обработки ведомственной статистической информации. Победу в открытом конкурсе одержала компания «ФОРС – Центр разработки», чьи специалисты в 90-е годы разрабатывали и внедряли аналогичные системы в правоохранительных органах, в частности, в МВД России. По своей сути требования заказчика сводились к следующему: программный комплекс должен быть надежен, прост в использовании и гибок в настройках. Дело в том, что формы статистической отчетности ФСКН нередко меняются (особенно это проявилось на этапе становления органов наркоконтроля). От органов наркоконтроля при координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков часто требуется предоставление данных в запросном режиме (в противовес регламентному). То есть нужно выбрать необходимые показатели, оперативно их обработать и подготовить статистический отчет с аналитическими данными, например, по запросу президента РФ, правительства РФ, Совета безопасности РФ, Генпрокуратуры РФ, ООН и др.
При создании программного комплекса «Матрица» специалисты «ФОРС» использовали некоторые собственные наработки, появившиеся в конце 90-х годов во время работы над созданием по заказу Налоговой полиции достаточно широко известного российской общественности инструментального программно-технологического комплекса «Спрут». Созданная специалистами «ФОРС» система «Матрица» (как и многофункциональный «Спрут») использует технологии обработки информации в среде СУБД Oracle (система управления базами данных).
Специалисты «ФОРС» разработали специальные проблемно-ориентированные языки для сотрудников, не имеющих навыков и опыта программирования. Эти языки служат для описания и манипулирования данными. Изюминкой проекта можно считать тот факт, что для успешного функционирования системы Федеральной службе не пришлось увеличивать штат программистов. «Для того чтобы работать с «Матрицей», программист не нужен, – отмечает Виктор Романюк, руководитель проекта по внедрению со стороны компании «ФОРС – Центр разработки». – «Матрице» требуется лишь администратор. Он ведет учетные записи, следит за наделением пользователей правами, осуществляет резервное копирование, при необходимости восстанавливает информацию и др. Все остальные технологические операции выполняют специалисты Федеральной службы, занимающиеся сбором исходных данных и формированием статистической отчетности. Они вносят в систему изменения и дополнения, задают алгоритмы работы с показателями». Это стало возможным благодаря тому, что сотрудники «ФОРС» на языке программирования SML разработали компиляторы проблемно-ориентированных языков, которые «переводят» требования, введенные в систему специалистами ФСКН России, на язык машинных команд. Специализированные языки используются для записи условий контрольных соотношений между значениями различных показателей и записи алгоритмов расчета значений данных в выходных статистических таблицах (вносить необходимые изменения возможно в текстовом редакторе).
Если, скажем, меняется законодательство РФ, затрагивающее сферу деятельности ФСКН России, и внесены изменения в статистическую отчетность, то «отработать» эти изменения в «Матрице» технически совсем нетрудно. Для этого в экранных формах, пользовательский интерфейс которых ориентирован на предметную область (то есть, глядя на экран), сотрудник органов наркоконтроля вносит необходимые изменения, порой даже не догадываясь, что он работает с базой данных Oracle.
Достаточно широкие и гибкие возможности «Матрицы» по описанию различных статистических документов позволили организовать сбор, накопление, обработку информации и дали возможность сравнивать различную статистическую информацию о результатах деятельности органов наркоконтроля, подготовленную как собственными сотрудниками, так и специалистами других госструктур.
Внедрение «Матрицы» происходило на разных уровнях управления органов наркоконтроля: на федеральном уровне – в структурных подразделениях центрального аппарата в Москве – и в управлениях ФСКН России по субъектам РФ. В частности, в ряде территорий был внедрен один из ключевых программных модулей «Матрицы» – «Логика Т». Он позволяет автоматизировать проверку соблюдения контрольных соотношений для значений статистического отчета, а также формирование и выгрузку статистического отчета для передачи его на федеральный уровень.
Одним из важных преимуществ внедрения «Матрицы» стало уменьшение количества сотрудников ФСКН России, выполняющих рутинную техническую работу по проверке качества формируемых отчетов. Кроме того, почти вдвое сократились сроки сбора исходных данных и формирования ежемесячных статистических отчетов – с 10 до 6 суток. Отметим, что ФСКН России каждый месяц собирает и готовит статистические сведения по 16 основным формам статистической отчетности, которые содержат около 2,5 тыс. различных показателей.
Сбор информации происходит по следующей схеме: территориальные органы формируют отчеты (в том числе, на основании информации, полученной с использованием специализированных программных продуктов, разработанных компанией «ФОРС – Центр разработки»), затем вводят информацию в комплекс «Логика Т», где происходит проверка данных. Если программа выявляет логические нестыковки, информация перепроверяется и исправляется, и только при отсутствии ошибок данные отчета отправляются в Москву. На федеральном уровне также осуществляется проверка отчета в автоматическом режиме средствами «Матрицы». По результатам контроля отправителю отсылается протокол обработки, указывающий либо на отсутствие ошибок, либо на их перечень. Сотрудники территориальных органов ФСКН России исправляют отчет или составляют обоснование того, почему, с их точки зрения, присылаемая в центр информация все же является корректной. Независимо от результатов контроля, статистический документ всегда заносится в базу данных «Матрица», в которой он хранится в последней версии. Сотрудники ФСКН России имеют возможность заниматься обработкой статистической информации, формировать отчеты в требуемых разрезах (например, сравнивать количество зарегистрированных преступлений и изъятых наркотических средств с показателями предыдущих периодов и др.), используя любой статистический показатель, хранящийся в базе данных «Матрицы».
«Матрица» – далеко не единственная система, разработанная и установленная компанией «ФОРС» для нужд ФСКН России. Помимо данного комплекса приложений, облегчающих работу со статистикой, «ФОРС» также установил системы учета результатов оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной служебной деятельности территориальных органов ФСКН России. Была проведена интеграция «Матрицы» с этими системами: форматы данных, получаемые из них, воспринимаются «Матрицей».
Георгий Песчанских, заместитель начальника информационно-аналитического управления департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН России, отмечает, что внедрение продукта компании «ФОРС» привело к позитивному перелому в отношении процессов сбора и обработки статистики. «Сложно представить задачи в области сбора и обработки статистических данных, которые невозможно было бы решить при помощи программных средств, разработанных «ФОРС», – резюмирует Георгий Песчанских.