![]() |
Отрасль: недвижимость
Специализация: инвестиционно-риелторская компания ![]() |
«Пересвет-Инвест» – инвестиционно-риелторская компания, входящая в состав основанной в 1995 году группы «Пересвет», – вплоть до середины 2006 года не имела единой автоматизированной системы учета. Из-за этого компания испытывала довольно типичные в такой ситуации трудности с планированием и оперативным выполнением текущих операций при реализации проектов (в первую очередь девелоперских). Чтобы исправить ситуацию, в 2004 году компания обратилась в «ФОРС-Центр разработки» с просьбой создать информационную систему, автоматизирующую важнейшие бизнес-процессы «Пересвет-Инвеста», однако после предпроектного обследования ФОРС предложил внедрить готовое ERP-решение на базе приложений Oracle E-Business Suite. С точки зрения специалистов ФОРСа, данный выбор был логичен, в том числе благодаря расширенным возможностям Oracle по масштабированию системы, что особенно актуально для растущего, территориально распределенного холдинга.
Известно, что «Пересвет-Инвест» также изучал возможность внедрения Microsoft Dynamics AX («преемница» системы Axapta, рассчитанной на малый и средний бизнес), но довольно быстро стороны сочли, что более правильным решением будет внедрение более мощной системы, основанной на СУБД Oracle. «Несмотря на относительную дешевизну Microsoft Dynamics AX, мы отказались от внедрения этого решения, т. к. его стандартный веб-интерфейс значительно уступает Oracle с точки зрения функциональности, и в случае с Axapta нам потребовалось бы провести значительный объем доработок», – поясняет представитель ЗАО «Пересвет-Инвест».
По большей части ERP-решение, внедренное в «Пересвет-Инвесте», концентрировалось вокруг задач финансового управления. Было внедрено 4 финансовых модуля Oracle E-Business Suite: «Главная книга», «Кредиторы», «Дебиторы», «Движение денежных средств», а также модули «Персонал», «Закупки», «Склад», разработан модуль «Шахматка» (подробнее об этом модуле см. ниже). Внедрение модулей затронуло такие сферы, как учет доходов и расходов по проектам, планирование и прогнозирование инвестиционной деятельности, формирование бюджетов подразделений, учет расчетов с клиентами и ведение договоров, а также управление персоналом. Внедрение системы Oracle в первую очередь было нацелено на структурные единицы группы «Пересвет», задействованные в процессах девелопмента, но при этом собственная строительная компания пока осталась за рамками проекта.
В ходе создания интегрированной системы учета на базе Oracle было доработано значительное число стандартных модулей, предлагаемых вендором. Так, ФОРС изменил более 20% стандартных интерфейсов. В итоге внедрение Oracle E-Business Suite заняло больше времени, чем изначально планировалось – в промышленную эксплуатацию проект был сдан в мае 2006 года вместо июня 2005 года. Мария Гурихина, ведущий эксперт ФОРСа, отмечает: это связано с тем, что детали проекта постоянно уточнялись, а это приводило к необходимости корректировок методов реализации и дополнительным трудозатратам, несмотря на то что ИТ-архитектура (а значит, и общий объем работ по автоматизации в целом) была понятна сразу.
В частности, реализовать ценовую политику «Пересвета» стандартными средствами Oracle было невозможно, так как у «Пересвета» достаточно гибкая система рассрочек при заключении договоров с клиентами, утверждают в компании «ФОРС». Потребовались дополнительные разработки, чтобы информация о распределении платежей (в зависимости от типа и условий контракта) корректно отражалась в модуле «Дебиторы». Специалистами ФОРСа была выполнена задача по реализации схемы формирования условий платежей, принятой в «Пересвет-Инвесте».
Также специально для заказчика был разработан модуль «Шахматка» – он позволяет видеть на экране монитора план домов-новостроек, квартир, которые продает «Пересвет-Инвест». В модуле «Шахматка», доступ к которому возможен через веб-интерфейс, содержится множество параметров квартир: цена, номер квартиры, площадь, количество комнат, этаж, положение на этаже, статус продажи (продана, свободна для реализации или забронирована, указывается срок окончания действия брони, имя конкретного менеджера, забронировавшего квартиру для продажи) и т. п. Система параметров разработана таким образом, что их набор может быть неограниченным, модуль достаточно легко настраивается. Данные «Шахматки», в частности, используются менеджерами по продажам в том числе в качестве прайс-листа.
Первым позитивным эффектом, который ощутили на себе сотрудники «Пересвет-Инвеста», стала автоматизация процесса утверждения заявок на оплату. «Мы пришли к выводу, что это очень удобно, несравнимо лучше существовавшей ранее «бумажной» схемы, которая требовала больших временных затрат», – рассказывает ИТ-директор ЗАО «Пересвет-Инвест» Владимир Трясцин. Схематично этот процесс можно описать так: менеджер, занимающийся закупками, обращается к поставщику, тот выставляет счет компании. После этого менеджер создает заявку на оплату в форме счета-фактуры модуля «Кредиторы» и запускает процесс утверждения расходов. После того как заявка утверждена, к процессу подключается бухгалтер, непосредственно выделяющий средства на оплату. Кстати, бухгалтерский и налоговый учет компания по-прежнему ведет в системе на базе 1С. Что же касается управленческого учета, то данные по осуществленным транзакциям анализируются с помощью отчетов, разработанных ИТ- специалистами «Пересвет-Инвеста» с использованием Fast Reports Server (в рамках проекта ФОРС обеспечил ИТ-службу техническими данными для разработки отчетов и оказал необходимый консалтинг).
Отдельно стоит отметить и модуль «Персонал». В условиях высокой текучести кадров, свойственной девелоперской сфере в целом, а также из-за постоянного роста количества сотрудников «Пересвет-Инвеста» внедрение данного модуля представляет большую практическую ценность для компании.
Внедрение Oracle EBS потребовало дополнительных затрат клиента на ИТ-инфраструктуру, но довольно незначительных по сравнению с затратами на внедрение. В частности, согласно общепринятой практике, «Пересвет-Инвест» стал использовать 2 физических сервера: один для тестирования бизнес-приложений, другой для промышленной эксплуатации.
Летом 2007 года компания «Пересвет Групп» объявила о завершении первого этапа реструктуризации. Основой организационной модели группы компаний было решено сделать дивизиональную структуру. Примечательно, что реструктуризация не оказала значительного влияния на работу Oracle: это ИТ-решение позволяет безболезненно расширять состав юридических лиц, включаемых в состав холдинга. Так, в ходе проекта компания «Пересвет Групп» открывала офисы в регионах, и, по словам представителя компании, таким образом, автоматизация затронула офисы в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Воронеже, Нижнем Новгороде, Волгограде и Саратове.
После ввода в эксплуатацию информационной системы на базе OEBS специалисты компании «ФОРС-Центр разработки» продолжили сотрудничество с «Пересвет-Инвестом»: в сентябре 2007 года на завершающую стадию вышел проект по созданию модуля текущего планирования и формирования платежей. Наибольшую практическую пользу от данного усовершенствования, как ожидается, должны получить финансовая служба и бухгалтеры «Пересвет-Инвеста». Дело в том, что текущее планирование порядка выполнения платежей в компании осуществляется в ежедневном режиме, но при этом заложенная в стандартной функциональности OEBS бизнес-логика недостаточно гибка и не в полной мере отвечает требованиям инвестиционно-риелторской компании. С вводом в эксплуатацию данного модуля процедура планирования и формирования платежей (составление ежедневного плана платежей для оптимизации использования имеющихся финансовых средств и реализации приоритетов в решении корпоративных задач) будет максимально соответствовать пожеланиям заказчика и позволит существенно оптимизировать принятие управленческих решений.