Отрасль: транспорт
Специализация: авиаперевозки
Анкета

ЗАО «Аэрофлот-Норд» было образовано в 2004 году на базе ФГУП «Архангельские воздушные линии», и в том же году владельцем контрольного пакета акций стало ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии». После этих событий динамика развития компании «Аэрофлот-Норд» стала впечатляющей: всего за два года пассажиропоток вырос более чем вдвое – до уровня 875 тысяч перевезенных пассажиров в 2006 году. Также серьезно вырос парк воздушных судов (сейчас их более 30), существенно расширилась география полетов, открылись представительства, в том числе в городах за пределами Северо-Запада России, осуществляются совместные рейсы с «Аэрофлотом». Все эти факторы привели руководство компании «Аэрофлот-Норд» к решению о внедрении интегрированной системы управления на единой платформе, которая со временем должна будет вытеснить отдельные ИТ-системы (например, «БЭСТ»), которые решают локальные задачи.

После анализа предложений на рынке (в частности, программных продуктов SAP, «Галактика», 1С) в авиакомпании сделали выбор в пользу ИТ-решения на базе Microsoft Dynamics NAV, для внедрения которого была привлечена консалтинговая компания «Динамика». Комментируя выбор платформы, ИТ-директор компании «Аэрофлот-Норд» Игорь Наволоцкий отмечает, в частности, что Microsoft Dynamics NAV – более открытая платформа по сравнению с платформами конкурентов, что позволяет поддерживать и развивать ИТ-решение силами собственных сотрудников в Архангельске. «Все требования по отчетности не опишешь ни в техническом задании, ни в функциональных требованиях, – говорит он. – Важно, чтобы зависимость от разработчика была минимальной».

Проект «Динамики» в компании «Аэрофлот-Норд» стартовал в октябре 2006 года, и уже к концу декабря были автоматизированы такие функциональные блоки, как бюджетирование, управление персоналом. В целом это существенно увеличило эффективность принятия решений и повысило прозрачность деятельности подразделений для руководства авиакомпании.

«Ранее управленческого учета в компании практически не существовало, – признается представитель компании «Аэрофлот-Норд». – Так, очень трудно было отслеживать состояние задолженности по контрагентам, информация о дебиторской и кредиторской задолженностях запрашивалась в бухгалтерии, но, учитывая, что выписки по счетам разносились в течение недели, была неактуальной». До старта проекта учет всех финансовых операций компании был делегирован финансовому отделу, однако руководители других структурных подразделений не могли оперативно отслеживать расходование средств (прошел ли платеж, нет ли перерасхода средств, отведенных подразделению), поэтому все приходилось узнавать по телефону у финансистов.

С внедрением модуля бюджетирования Microsoft Dynamics NAV организация бизнес-процессов авиакомпании претерпела изменения. Так, был выпущен приказ, обязавший активно участвовать в бюджетировании всех сотрудников, чьи подразделения «приносили» компании те или иные статьи затрат. Автоматизация процессов согласования и утверждения бюджетных заявок от подразделений позволила возложить часть ответственности при формировании и исполнении бюджетов не только на финансистов, но и на широкий спектр сотрудников, вплоть до линейного менеджмента – начальников отделов. И теперь с помощью Microsoft Dynamics NAV каждый руководитель может видеть, как расходуется бюджет его структурного подразделения, каковы отклонения фактических затрат от плана (в случае перерасхода ИТ-система может запретить проводить дальнейшие платежи), на каком этапе выполнения находится та или иная платежная заявка и др. Из-за того что все заявки теперь отражаются в системе, их невозможно потерять, как это иногда случалось раньше при работе с бумажными документами. Бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств составляются в авиакомпании на каждый год, квартал и месяц, инвестиционный бюджет – ежегодно. С помощью системы был реализован метод управления платежным календарем в реальном времени.

Автоматизация процессов материально-технического обеспечения потребовала реструктуризации. «Ранее закупки осуществлялись в каждом подразделении, общий контроль за закупочной деятельностью отсутствовал, – поясняет руководитель проекта со стороны «Динамики» Василий Казанин. – Для централизации закупок была создана служба материально-технического обеспечения». В частности, эта служба подготавливает информацию для проведения тендеров, выбирает поставщиков. В январе 2008 года Microsoft Dynamics NAV начала использоваться для закупок запчастей и ГСМ для зарубежной техники, и в течение года с помощью ИТ-системы планируется автоматизировать все процессы управления снабжением, – говорит Василий Казанин. Также в будущем планируется перевести из системы «БЭСТ» в Microsoft Dynamics NAV бухгалтерский и налоговый учет. В стадии опытной эксплуатации находится реализация в системе расчета заработной платы. В системе ведется табельный учет по всем подразделениям, руководство может видеть детальную информацию о деятельности сотрудника: на каких должностях он работал, когда и по каким приказам переводился, где и чему обучался.

Непосредственный сбор информации о доходах, получаемых авиакомпанией, пока осуществляется за рамками системы. Учет агентских купонов, являющихся основанием для формирования доходной части бюджета, ведется в системе «Азия Next», после чего данные вносятся в Microsoft Dynamics NAV.

Говоря о трудностях проекта, участники внедрения отмечают, что изначально сотрудники компании были слабо мотивированы участвовать в проекте. Для решения задачи, в частности, стороны договорились, что «Динамика» предоставит авиаперевозчику скидку на свои услуги, но при условии, что эти средства будут направлены на премирование сотрудников компании «Аэрофлот-Норд», чтобы заинтересовать их в активном участии во внедрении системы. Таким образом, часть работ, таких как создание должностных инструкций, разработка регламентов, обучение пользователей, «Аэрофлот-Норд» взял на себя. В итоге компании удалось повысить лояльность сотрудников к текущим изменениям, при этом затратив на автоматизацию перечисленных бизнес-функций сравнительно небольшие средства – около 5,95 млн рублей.