Содержание
- Дорога ложка к обеду: раскрываться придется быстрее
- ESG-прозрачность-2023: что изменилось?
- ESG-рейтинги: для имиджа и банков
- Потребители ESG-информации: кто они?
Сфера устойчивого развития проходит структурную трансформацию вместе со всей российской экономикой. Первые результаты таковы: ESG-прозрачность – базовая ценность корпораций, но объемы и качество раскрытия пока остаются на прежнем уровне, а скорость выпуска отчетов – отдельная проблема. С учетом развития стандартов раскрытия и их подходов мы ожидаем, что сроки публикации нефинансовой отчетности сократятся, а ее ценность для пользователей повысится. В 2023-м 20 компаний из топ-100 2022 года, среди которых и ряд отраслевых лидеров, не попали в рэнкинг, поскольку до сих пор не опубликовали отчеты. Однако на средний балл рэнкинга это не повлияло – он вырос на 2%. Финансовые компании уходят от ограничений 2022 года и повысили свой уровень прозрачности на 14%, но страховые компании, УК и НПФ все еще остаются максимально ESG-непрозрачными. В топ-10 компаний рэнкинга, как и в 2022 году, вошли крупнейшие экспортеры и Московская биржа, средний балл раскрытия флагманов ESG-прозрачности остался на уровне 1,96.
Популярность ESG-рейтингов растет. Вышел важный для дальнейшего развития рынка документ – рекомендации ЦБ РФ по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов. Мы рассчитываем, что этот документ послужит импульсом для унификации подходов к рейтингованию и для повышения ценности рейтинга ESG, но без регуляторных стимулов не стоит ждать прорывных результатов.
О значимости раскрытия информации свидетельствуют также и результаты опроса, традиционно проведенного агентством «Эксперт РА» в сентябре 2023 года в преддверии конференции среди наших клиентов. В этом году в анкетировании приняли участие 60 крупных компаний из различных секторов экономики. Мы попросили оценить важность раскрытия нефинансовой информации по пятибалльной шкале, где 5 – наиболее важно, 0 – совсем не важно. И финансовые компании, и компании реального сектора оказались практически единодушны в этом вопросе: средний балл составил 3,73.
При этом по результатам опроса уровень раскрытия ESG-информации в 2023 году снизился для 23% компаний, для всех остальных он либо не изменился, либо возрос.
Однако в рамках формирования рэнкинга прозрачности – 2023, проанализировав отчеты об устойчивом развитии, годовые отчеты и databook 120 компаний, мы отмечаем незначительное повышение транспарентности: средний показатель раскрытия топ-100 компаний, опубликовавших ESG-данные, увеличился на 3%.
Дорога ложка к обеду: раскрываться придется быстрее
На текущий момент сроки выхода нефинансовой отчетности (как и ее обязательность) не закреплены в нормативных документах, что позволяет компаниям самостоятельно принимать решение о сроках публикации. В 2022 году задержка раскрытия отчетности была оправданна – компании впервые раскрывали данные в условиях текущей геополитической обстановки, было много опасений по поводу чувствительности информации, но почему так происходит сейчас?
На наш взгляд, проблема с затягиванием раскрытия ESG-отчетности связана с внутренними структурными особенностями компаний, в т. ч. с автоматизацией процесса сбора нефинансовых данных, а также с существенным объемом публикуемых показателей. Среди опрошенных компаний средний показатель степени автоматизации составил всего лишь 4,5 (по шкале от 0 до 10), то есть больше половины информации собирается в ручном режиме, что бесспорно затрудняет подготовку отчетности.
При этом в рекомендациях Банка России по раскрытию нефинансовой информации для ПАО предлагается публиковать отчетность в сроки, не превышающие установленные для раскрытия годового отчета. ЦБ РФ рекомендует финансовым организациям, не являющимся ПАО, раскрывать информацию в области устойчивого развития в сроки, совпадающие с публикацией годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. К сожалению, часть компаний не применяет рекомендации регулятора в силу их необязательности.
Также в июне 2023 года Совет по международным стандартам устойчивого развития выпустил МСФО (IFRS) S1 «Общие требования к раскрытию финансовой информации по устойчивому развитию» и МСФО (IFRS) S2 «Раскрытие информации, связанной с изменением климата». Раскрытие данных в соответствии с этими стандартами должно осуществляться одновременно с публикацией годовой финансовой отчетности.
На текущий момент компании не готовы применять новые международные стандарты: по результатам опроса 77% респондентов знают о них, но внедрять по итогам 2023 года планируют лишь 17%, практически все из которых – крупнейшие российские экспортеры.
Ситуацию со сроками раскрытия может изменить разрабатываемый законопроект о публичной нефинансовой отчетности, который определил бы обязательность раскрытия, перечень раскрываемой информации, сроки и иные требования. Однако с учетом текущей ситуации и сохранения тенденций к частичной закрытости компаний законопроект с большой долей вероятности трансформируется в рекомендации. Будут ли они применяться компаниями? Возможно, мы увидим это уже в следующем году.
В декабре 2023 года мы повторно проведем мониторинг раскрытых отчетов, содержащих ESG-данные, и техническое обновление рэнкинга. Но на лидерство это не повлияет, так как мы считаем важным фактором прозрачности своевременность раскрытия данных.
ESG-прозрачность-2023: что изменилось?
Глобальных изменений в методологии составления рэнкинга в этом году не произошло, кроме двух показателей. По результатам прошлогоднего рэнкинга мы получили обратную связь от компаний, провели анализ и приняли решение об исключении из оцениваемых факторов публикацию данных на климатической платформе CDP. А также с учетом серьезных санкционных рисков при оценке раскрытия информации о составе высшего органа корпоративного управления мы не снижали балл за отсутствие персональных данных – ФИО и биографий.
ESG-прозрачность по-прежнему анализируется по четырем основным блокам: окружающая среда, общество, качество управления и стандарты нефинансовой отчетности. Для справедливой оценки компании разделены на две категории. К первой категории относятся финансовые компании, IT, телеком и здоровье, и для них не оценивается раскрытие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (но при этом анализируется раскрытие данных о выбросах парниковых газов), а также наличие информации об охране труда и производственной безопасности. Ко второй категории относятся компании остальных отраслей.
I. Раскрытие информации об экологической политике и фактическом воздействии на окружающую среду («Е»): | II. Раскрытие информации о политике в области социальной ответственности и фактическом взаимодействии с работниками, клиентами и обществом в целом («S»): |
a) воздействие на атмосферный воздух; b) воздействие на климат; с) воздействие на водную среду; d) обращение с отходами; e) энергоэффективность и энергопотребление; f) мероприятия, инвестиции; g) несоблюдение экологического законодательства и нормативных требований. |
a) данные о персонале; b) оплата труда; c) охрана труда и производственная безопасность; d) социальная защищенность и профессиональное развитие сотрудников; e) взаимодействие с обществом. |
III. Раскрытие информации об управлении и фактической защите прав заинтересованных сторон («G»): | IV. Используемые стандарты нефинансовой отчетности («St»): |
a) раскрытие общих сведений о компании; b) стратегия развития; c) структура корпоративного управления; d) состав высшего органа корпоративного управления; e) система управления рисками. |
a) следование ЦУР; b) раскрытие в соответствии со стандартами GRI; c) раскрытие в соответствии со стандартами TCFD; d) раскрытие в соответствии со стандартами SASB; e) раскрытие данных на платформе климатической отчетности CDP; f) внешнее заверение нефинансовой отчетности. |
По сравнению с прошлым годом мы видим незначительные, но тем не менее положительные изменения: средний показатель раскрытия экологической информации вырос на 1,1%, социальной – на 3,2%. Раскрытие данных о корпоративном управлении увеличилось на 6,7%, но рост качества раскрытия блока «G» обусловлен смягчением подхода к оценке. На фоне геополитической ситуации некоторые компании отказались от применения международных стандартов нефинансовой отчетности, в связи с чем средний показатель блока «St» снизился на 4,8%.
Среди показателей аутсайдеров прозрачности все стабильно – хуже всего раскрываются данные об экологических нарушениях, об оплате труда персонала и о стратегических планах компаний. Sustainability Accounting Standards Board (SASB) и Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD) реже всего используются при составлении отчётов (в 31 и 37 из 120 соответственно), но с учетом выхода МСФО S1 и S2 в ближайшие несколько лет это изменится. Абсолютно все компании, применяющие SASB, раскрываются также в соответствии со стандартами GRI.
В топе рэнкинга третий год подряд находятся крупнейшие промышленные компании, уже длительное время готовящие и раскрывающие ESG-данные: черная и цветная металлургия, нефте- и газодобыча, химическая промышленность. Не может не радовать появление в первой двадцатке финансовой компании – крупнейшего банка, что, на наш взгляд, является сигналом для рынка о возможности быть публичными без потенциальных санкционных рисков. При этом отдельно хотелось бы отметить, что на момент составления рэнкинга не опубликовано ни одного отчета страховых, управляющих компаний и НПФ, содержащего данные об устойчивом развитии.
ESG-информация раскрывается компаниями в различных видах: ESG-отчеты, годовые отчеты, Databook, отчеты о присвоенных рейтингах ESG и т. д., самые продвинутые и прозрачные компании используют все вышеперечисленные форматы одновременно.
Часть компаний среди опрошенных отметили, что раскрывают ESG-данные с помощью участия в различных рэнкингах, но мы не можем с этим согласиться. Во-первых, методологии рэнкингов зачастую не являются публичными, поэтому оценить анализируемые показатели, распределить веса не представляется возможным. Во-вторых, результатом рэнкинга является отранжированный или сгруппированный список компаний, вследствие чего ESG-данные фактически не раскрываются.
Необходимость проведения независимой внешней оценки нефинансовой отчетности является важным и актуальным вопросом. С одной стороны, наличие заверения повышает доверие заинтересованных лиц, с другой – требует значительных финансовых расходов (профессиональное заверение) и трудозатрат участвующего в оценке персонала.
В этом году 36 отчетов участников рэнкинга прошли процедуру независимой внешней оценки нефинансовой отчетности (против 33 отчетов в 2022-м), 11 из них – в форме общественного подтверждения.
По результатам опроса мы видим, что заверение особенно значимо для компаний финансового сектора: все участники планируют аудировать отчеты об устойчивом развитии в кратко- или среднесрочной перспективе.
Для крупных компаний готовить отчет об устойчивом развитии становится нормой жизни, причем вне зависимости от отрасли. Согласно данным опроса раскрыть нефинансовую информацию по итогам 2023 года планируют 77% компаний, 13% еще не определились. Надеемся, что при отсутствии внешних факторов давления в следующем году при составлении нашего рэнкинга мы увидим еще больше дебютантов с качественной ESG-отчетностью.
ESG-рейтинги: для имиджа и банков
Одним из ключевых событий 2023 года стал выпуск Банком России рекомендаций по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития). Этот документ фактически дал старт унификации, гармонизации подходов, национальные агентства постепенно начали трансформацию существующих методологий.
Внимание к рейтингам ESG со стороны компаний только возросло, но часть из них пока не видит практической ценности. Обладатели ESG-рейтингов по-прежнему получают их для имиджа и для работы с банками и инвесторами. Кроме того, по результатам проведенного опроса для 24% компаний рейтинг повышает транспарентность.
Процесс присвоения ESG-рейтинга по уровню вовлеченности и трудозатрат сравним с процессом подготовки нефинансовой отчетности, поскольку требуется собрать большое количество различных показателей. Для компаний, выпускающих детализированную нефинансовую отчетность, предоставление информации в рамках рейтингования проходит как правило легче и быстрее.
Рекомендации Банка России предполагают проведение регулярного (ежеквартального) мониторинга рейтингуемого лица, так как в случае получения существенной информации, которая способна повлиять на оценку, возможен пересмотр ESG-рейтинга. Потенциально это может привести к дополнительным сложностям для компаний, так как традиционно все данные консолидируются ежегодно, и в случае отсутствия автоматизированной и качественной системы сбора информации компаниям придется делать это не один раз в год, а четыре.
В рамках нашего исследования мы попросили ответить компании, как часто, по их мнению, необходимо проводить мониторинг ESG-рейтинга рейтингуемого лица. По мнению 83%, достаточно ежегодной актуализации.
Наш рейтинг-лист продолжил расширяться и на текущий момент выглядит таким образом:
Компания | Тип рейтинга | Значение |
X5 Retail Group N.V. | ESG | ESG-II(a) |
Сбербанк | ESG | ESG-II(a) |
Полюс | ESG | ESG-II(b) |
Росатом | ESG | ESG-II(b) |
Русгидро | ESG | ESG-II(b) |
Совкомбанк | ESG | ESG-II(b) |
МКБ | ESG | ESG-II(c) |
Трансмашхолдинг | ESG | ESG-II(c) |
ППК РЭО | ESG | ESG-II(c) |
Норильский никель | ESG | ESG-III(a) |
ПИК СЗ | ESG | ESG-III(a) |
СК «Сбербанк страхование жизни» | ESG | ESG-III(a) |
Главстрой | ESG | ESG-III(c) |
АК БАРС Банк | ESG | ESG-III(c) |
СК «АК БАРС-Мед» | ESG | ESG-III(c) |
УК «Голдман Групп» | ESG | ESG-IV(b) |
Газпром | РКУ1 | A++.gq |
Россети Северо-Запад | РКУ | А++.gq |
Россети Московский регион | РКУ | A++.gq |
Россети Северный Кавказ | РКУ | A++.gq |
МОСИНЖПРОЕКТ | РКУ | A+.gq |
Потребители ESG-информации: кто они?
Находясь в самом эпицентре круговорота ESG, участвуя в различных рабочих группах, мероприятиях, встречах, мы видим, что значимость повестки устойчивого развития ничуть не снизилась. Компании продолжают реализовывать мероприятия в рамках своих ESG-стратегий, стремятся повышать свою нефинансовую транспарентность, получают рейтинги ESG.
Буцаев Денис Петрович,
генеральный директор ППК «Российский экологический оператор»«Раскрытие ESG-отчетности прежде всего позволяет инвесторам иметь более комплексную картину направлений и результатов деятельности компаний путем анализа нефинансовой информации о них и более четко дифференцировать себя на финансовом рынке. Анализ и предоставление дополнительной информации рынку потребует от компаний структурных изменений в системах корпоративного управления: оценки рисков и совершенствования систем внутреннего контроля, процедур внутреннего аудита, подходов к управлению и развитию персонала, а также иных аспектов управленческой деятельности».
По результатам опроса интерес стейкхолдеров в 2023 году к ESG-информации 47% компаний не изменился, а у еще 30% – возрос. Это служит драйвером развития как ESG-прозрачности в частности, так и ESG-повестки в целом.
Несмотря на различные внешние ограничения, количество и качество публикуемой информации топами рэнкинга из года в год не снижаются, они продолжают быть открытыми и понятными для стейкхолдеров. При этом целевой аудиторией раскрываемой ESG-информации является широкий круг лиц: поставщики, клиенты, инвесторы, сотрудники, рейтинговые агентства, кредитные организации, регуляторы и СМИ.
Как мы видим по результатам опроса, рейтинговые агентства являются основной целевой аудиторией ESG-данных наравне с инвесторами и клиентами, что лишний раз подчеркивает особую роль и важность внешних оценок для компаний.
1 Рейтинг качества управления.