Содержание
- Резюме
- Нефинансовая отчетность-2024: количество растёт, качество требует развития
- Ключевые вызовы на пути к зрелой нефинансовой отчетности
- Новая глава нефинансовой отчетности
- ESG-раскрытие: а пользователи кто?
- На пути к качественной отчетности: чего ждать в 2026 году?



Резюме
- Объемы публикации нефинансовой отчетности по итогам 2024 года выросли – требования Московской биржи и растущий спрос стейкхолдеров мотивируют компании к раскрытию.
- Все эмитенты, акции которых включены в первый или второй уровень листинга Мосбиржи1, раскрыли нефинансовые показатели, однако объем и качество существенно разнятся.
- Следующим важным шагом для развития ESG-отчетности станет формирование Банком России перечня обязательных к раскрытию показателей для эмитентов 1 и 2 уровней листинга.
- Методические рекомендации Минэкономразвития2 по итогам 2024 года стали самым популярным стандартом раскрытия, вслед за ними формируется инструмент для оценки вклада компаний в достижение Национальных целей - Стандарт общественного капитала бизнеса.
- Лидерами ESG-прозрачности по-прежнему являются крупные компании, ориентированные на экспорт и имеющие многолетний опыт выпуска нефинансовой отчетности.
- Результаты проведенного исследования свидетельствуют о продолжающейся качественной трансформации российского ESG-рынка. Отчетность перестает быть просто «галочкой» или красивым буклетом для инвесторов и становится стратегическим инструментом управления.
Нефинансовая отчетность-2024: количество растёт, качество требует развития
По итогам 2024 года мы видим позитивную динамику отчетности – все больше компаний публикуют нефинансовые данные. Наш прошлогодний прогноз3 подтвердился, увеличилось число компаний-дебютантов ESG-отчетности, но в масштабах российского рынка, к сожалению, доля остается крайне низкой. Требования Московской биржи для эмитентов оказали позитивное влияние на количество отчетов, содержащих нефинансовые показатели. С учетом того, что объем, формат и формы раскрытия определялись самостоятельно, качество и подходы эмитентов значительно различаются.
Вместе с тем можно отметить, что компании активнее используют национальные стандарты раскрытия. Широкое распространение по итогам 2024 года получили рекомендации Минэкономразвития, почти догнав по популярности использование GRI. При этом компании не отказываются от глобальной повестки и ранее поставленных целей: например, о своей приверженности ЦУР ООН в отчетности заявляют примерно три четверти оцененных компаний, а GRI используется в половине вошедших в рэнкинг отчетов.
Общий средний балл прозрачности рэнкинга 2025 года снизился на 13% по сравнению с прошлым годом. Данной динамике есть простое объяснение – охват участников рэнкинга вырос на 50% по сравнению с исследованием, проведенным в 2024 году. Однако дебютанты раскрывают показатели с осторожностью и только настраивают системы сбора данных, что оказывает влияние на средний показатель.
Также в рамках исследования мы традиционно провели опрос участников рынка – нашими респондентами стали более ста компаний широкого круга отраслей с преобладанием финансового, энергетического и металлургического сектора. Мнение участников опроса подтверждает данные рэнкинга: свыше 50% респондентов отмечают общую тенденцию к повышению прозрачности.
График 1. Уровень раскрытия нефинансовой информации растет
Ключевые вызовы на пути к зрелой нефинансовой отчетности
Для отслеживания ежегодной динамики мы попросили участников рынка оценить уровень важности раскрытия нефинансовой информации по шкале от 0 до 5: он остается высоким (4,0), средняя оценка сохранилась на уровне прошлого года. Это говорит о стабильном серьезном отношении бизнеса к данной теме. При этом отмечается явный рост ожиданий со стороны стейкхолдеров: почти 40% респондентов отметили увеличение внимания со стороны инвесторов, клиентов и регуляторов к своей ESG-отчетности, более половины (53%) подтверждают, что интерес стабильно сохраняется. Таким образом, для подавляющего большинства принявших участие в опросе компаний (92%) запрос на раскрытие ESG-данных сохраняет свою высокую актуальность.
При этом компании продолжают сталкиваться с серьезными практическими вызовами при подготовке нефинансовой отчетности. Одна из наиболее частых проблем связана со сбором и консолидацией показателей: отсутствуют системы сбора данных, не налажены внутрикорпоративные коммуникации для взаимодействия, необходимого при подготовке отчетности. Эти ограничения, особенно для компаний, впервые приступивших к этому процессу, ведут к значительным затратам — финансовым, временным и человеческим.
Низкий уровень автоматизации усугубляет ситуацию. Уже третий год подряд его оценка остается на невысоком уровне (4,5 из 10). Между тем, внедрение систем автоматизации могло бы стать ключом к решению ряда проблем: оно ускорило бы сбор информации и помогло точнее выявлять зоны для развития.
Результаты опроса об используемых инструментах подтверждают оценку - подавляющее большинство участников полагается на доступные, но не самые эффективные для больших объемов данных, инструменты, в первую очередь Excel (как отдельно, так и в комбинации с другими сервисами). Реже встречаются системы, разработанные под нужды компании. А готовые специализированные продукты оказались наименее популярными — вероятно, из-за высокой стоимости, сложностей интеграции и недостаточной гибкости таких систем.
Разрозненность стандартов раскрытия нефинансовой отчетности является серьезным барьером. Зачастую показатели стандартов схожи, но не одинаковы, и компании стоят перед выбором, что же именно и как раскрывать. Такой подход к отчетности формирует ряд сложностей для рынка: данные оказываются несопоставимы, бизнес сталкивается с методологической неопределенностью и необходимостью расчета дополнительных данных.
По результатам проведенной оценки прозрачности мы видим, что информация о корпоративном управлении, показатели, связанные с персоналом, раскрываются наиболее полно и просто, так как они являются часть постоянной статистики, данные легко собираются из внутренних систем. В то же время экологические и социальные показатели, требующие сложного учета, расчета и оценки, раскрываются реже и менее качественно, что отражает объективные трудности их сбора и обработки в нефинансовой отчетности.
Новая глава нефинансовой отчетности
Регулятор признает существующие вызовы и потребности рынка и прорабатывает меры, направленные на локализацию и гармонизацию стандартов в данной области. Российская практика раскрытия нефинансовой информации постепенно движется от добровольных рекомендаций к системе обязательных требований.
Примером постепенного внедрения такого подхода стало решение Московской биржи обязать к раскрытию нефинансовой информации эмитентов, акции которых включены в первый и второй уровень листинга: по итогам 2024 года все раскрыли нефинансовые показатели. Более половины (58%) таких компаний продемонстрировали результаты выше средней оценки по рэнкингу. При этом средний балл прозрачности данной группы составил 1,24 из 2, что на 17,5% выше среднего балла по всем участникам рэнкинга.
Появляются новые инструменты раскрытия – разработан Стандарт общественного капитала бизнеса (СОКБ). Этот стандарт определяет форму подготовки отчетности и предлагает методику для оценки вклада бизнеса в развитие страны и выполнение Национальных проектов России.
Мы опросили респондентов о планах использования нового стандарта отчетности СОКБ: 36% респондентов планируют отчитаться по СОКБ уже за 2025 год, а 26% — в последующие периоды. Около трети (37%) опрошенных пока не готовы использовать СОКБ при подготовке нефинансовой отчетности. В то же время ряд компаний уже использовали СОКБ в отчетах за 2024 год. Наибольшую готовность к внедрению нового стандарта по результатам опроса показали компании реального сектора.
Ключевой инициативой по развитию нефинансовой отчетности стали планы Банка России по формированию перечня обязательных к раскрытию показателей для эмитентов первого и второго уровня листинга. Этот перечень будет основан на рекомендациях Минэкономразвития с учетом применения и лучших практик международных стандартов отчетности (GRI, IFRS S1 и S2). Планируется утверждение ограниченного набора показателей, который послужит важным шагом к стандартизации нефинансовой отчетности российских компаний.
Стандарт Банка России предполагает публикацию отчетности в машиночитаемом формате XBRL. Опрос респондентов в рамках исследования показал низкую готовность к его использованию – только 7% опрошенных готовы опубликовать отчетность в данном формате, более половины (60%) пока не готовы его использовать. Основной причиной может служить концентрация компаний на публикации данных преимущественно на своих платформах и уже настроенных шаблонах, поэтому иные ресурсы и форматы раскрытия требуют дополнительных усилий. Однако, хочется отметить, что публикация данных в машиночитаемом формате открывает значительные преимущества: он позволяет автоматизировать обработку данных, минимизировать ошибки ручного ввода, ускорить анализ и вывести отраслевую аналитику на новый уровень.
По итогам исследования наблюдается устойчивая тенденция к широкому использованию национальных стандартов и рекомендаций. Международные стандарты, такие как GRI и SASB также сохраняют свою востребованность. При этом большинство компаний ограничиваются двумя-тремя стандартами и не собираются увеличивать их число в обозримом будущем.
Мы изучили мнение участников исследования относительно оптимальных стандартов для подготовки нефинансовой отчетности. Наиболее востребованным оказались рекомендации Минэкономразвития, что коррелируется с результатами рэнкинга. Стандарт Глобальной инициативы по отчетности GRI уже который год остается самым популярным среди большинства компаний. Менее актуальными для респондентов оказались руководства UNCTAD и IFRS S1 и S2. Проект СОКБ был воспринят сдержанно в силу своей новизны.
Все большее внимание в отчетности уделяется вкладу компаний в достижение Национальных целей. На данный момент такую информацию раскрывает почти половина респондентов (45%), еще 10% планирует включить данные о своем вкладе в отчетность за 2025 год, а 23% респондентов планируют раскрыть свой вклад в будущих периодах. Компаниям важно раскрывать эту информацию по двум причинам. Во-первых, это показывает, что бизнес - неотъемлемая часть страны и вносит реальный вклад в решение общенациональных задач. Во-вторых, это наглядный способ доказать инвесторам и региональным властям, что конкретные проекты и ежедневная работа компании помогают развивать экономику и решать социальные вопросы в регионах присутствия.
Результаты рэнкинга отражают, что компании продолжают на прежнем уровне применять международные стандарты нефинансовой отчетности, но при этом стали активнее используют рекомендации Минэкономразвития и Банка России. С учетом планов регулятора по введению обязательной отчетности для компаний первого и второго уровня листинга и появления СОКБ, мы прогнозируем повышение среднего балла по рэнкингу. Гармонизация подходов будет содействовать как совершенствованию систем раскрытия нефинансовых данных, так и более глубокой интеграции принципов устойчивого развития в стратегию и систему управления компаниями.
ESG-раскрытие: а пользователи кто?
Мы спросили респондентов – что является ключевыми драйверами раскрытия нефинансовой отчетности в их компаниях. Результаты опроса демонстрируют выраженную тенденцию: основными стимулами выступают внешние –пользователи - рейтинговые агентства и регуляторные органы. Запросы со стороны таких стейкхолдеров, как поставщики и местные сообщества, встречаются значительно реже. Внутренний драйвер в лице сотрудников демонстрирует довольно высокую вовлеченность, что говорит о зрелости внутренней повестки устойчивого развития в компаниях. Это отражает не только формальное соответствие внешним требованиям, но и реальную заинтересованность в системной интеграции принципов устойчивого развития в бизнес.
Сбор обратной связи по нефинансовой отчетности постепенно становится стандартной практикой для российских компаний. Наш опрос показывает, что 75% респондентов получают отклики от стейкхолдеров. Взаимодействие с заинтересованными сторонами является хорошим инструментом для получения стратегической информации – от выявления зон роста до митигации потенциальных рисков.
На пути к качественной отчетности: чего ждать в 2026 году?
Чтобы оценить ожидания на следующий год мы опросили респондентов о планах на следующий год: большинство компаний (88%) уже заявили о готовности публиковать нефинансовую отчетность по итогам 2025 года. Всего 4% респондентов пока не приняли решение о раскрытии.
Наиболее популярным форматом является самостоятельный Отчет об устойчивом развитии, более половины респондентов предпочитают его. Одинаково популярны оказались формы интегрированного отчета и ESG-датабука. Отдельные тематические отчеты пока остаются нишевым инструментом для самых опытных игроков. Стоит отметить, что именно формат датабуков имеет большую ценность для аналитических целей и может стать хорошим вариантом для целей автоматизации сбора нефинансовых данных, наряду с использованием XBRL.
Тревожной тенденцией стало снижение интереса к внешней верификации отчетности. В 2025 году ее планируют провести лишь 45% опрошенных. По итогам 2024 года на текущий момент заверены 27% отчетов, попавших в периметр рэнкинга: из них 21% - общественное заверение, 46% - заверение независимого аудитора, 33% - заверение аудитором и общественное заверение.
Несмотря на те преимущества, которые дает заверение отчетности, такие как повышения доверия и репутационную составляющую, для ряда компаний это дополнительная финансовая и трудовая нагрузка, усложняющая процесс подготовки отчетности. Однако внешнее заверение несомненно является лучшей практикой, которая помогает компании скорректировать внутренние процессы сбора данных, выверить методологический подход, а также обеспечивает повышенный уровень качества и доверия к отчетности.
Мы прогнозируем дальнейший рост числа компаний, раскрывающих нефинансовую информацию, благодаря новым регуляторным требованиям. Однако стремительного повышения качества и количества отчетности по-прежнему ждать не стоит. Отсутствие обязательных требований по раскрытию определенного перечня показателей при существующих добровольно используемых, но зачастую разрозненных стандартах, приводит к тому, что рынку потребуется длительный цикл на выработку и внедрение единых подходов.
1 Здесь и далее относительно стандарта Банка России и требований Московской Биржи - компании, акции которых включены в первый и второй уровень листинга Мосбиржи
2 Методические рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке отчетности об устойчивом развитии (Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2023 №764)