Содержание
- Резюме
- ESG – ключ к инвестпривлекательности
- Региональная климатическая повестка в аутсайдерах
- Региональные выпуски на паузе
Резюме
ESG-рейтинги регионов по-прежнему не пользуются популярностью, также как и финансовые инструменты устойчивого развития. Результаты проведенного исследования показали, что это обусловлено низкой осведомленностью респондентов относительно региональной ESG-тематики. Однако публичное признание приверженности принципам устойчивого развития может послужить мощным драйвером повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ.
Климатическая повестка в регионах показывает незначительные положительные изменения по сравнению с прошлым годом. Но регионы все еще настороженно относятся к теме углеродного регулирования, при этом из климатических проектов выбирают лесоклиматические и возобновляемую энергетику.
Результат самооценки субъектов РФ – Барометр трансформации регионов повысился на 17%, но внешние условия, внутренние процессы и сложности бюджетирования создают дополнительные преграды на пути к интеграции принципов устойчивого развития в деятельность регионов.
Тематика ESG продолжает внедряться в региональную повестку. Агентство «Эксперт РА» провело опрос о текущем статусе интеграции ЦУР, по итогам которого Барометр трансформации регионов повысился с 6 до 7 п. по сравнению с 2023 годом, что говорит, с одной стороны, об укреплении ESG-повестки в управлении субъектами РФ, с другой – о довольно смелой самооценке регионов с учетом отсутствия единых подходов к вопросам устойчивого развития в управлении.
ESG – ключ к инвестпривлекательности
2024 год ознаменован получением первого ESG-рейтинга среди городов РФ – Казани агентством «Эксперт РА» был присвоен рейтинг ESG-II(c), что означает очень высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений. Получение ESG-рейтинга помогает увидеть унифицированную оценку достижений города или региона в области устойчивого развития, а также способствовать внедрению системы управления региональными рисками устойчивого развития. Также значимым событием стало получение рейтинга ESG и выпуск отчета об устойчивом развитии Ямало-Ненецким автономным округом. Это подтверждает актуальность тематики устойчивого развития среди регионов – лидеров ESG-повестки. Однако разрыв между лидерами и остальными колоссален.
Несмотря на активную просветительскую деятельность, часть респондентов на текущий момент все еще слабо осведомлены как в отношении рейтингов устойчивого развития, так и в отношении устойчивых финансовых инструментов. ESG-рейтинг – это продукт анализа зрелости практик устойчивого развития объекта рейтингования, отражающий приверженность принципам устойчивого развития, открытости и ответственности. Ежегодная актуализация ESG-рейтинга является наглядным инструментом отслеживания прогресса в этом направлении. С учетом того что часть регионов до сих пор не до конца понимает, для чего нужна внешняя оценка, ESG-рейтингование субъектов в отличие от бизнеса не развивается. Также существенное влияние оказывает процесс бюджетирования – требуется четкое обоснование необходимости закупки.
В рамках проведенного исследования мы опросили респондентов о планах по получению ESG-рейтинга региона. Около половины опрошенных продолжает планировать получение рейтинга в среднесрочной перспективе аналогично прошлому году, а также около 45% респондентов не знакомы с концепцией ESG-рейтингования. Среднесрочные планы, вероятно, связаны с ожиданиями льгот и преимуществ, которые могут быть доступны регионам с ESG-рейтингом.
Внедрение принципов устойчивого развития тесно связано с повышением привлекательности у инвесторов. Как показало исследование инвестиционной привлекательности регионов, внедрение ESG-повестки является одним из факторов создания привлекательной среды для инвестиций и обеспечивает долгосрочный экономический рост.
В топ-5 по итогам оценки вошли: Москва, Краснодарский и Приморский края, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ – это регионы с наивысшим уровнем инвестиционной привлекательности (А-1). Все это субъекты с высоким уровнем городской инфраструктуры, экономических, финансовых и социальных ресурсов и состояния окружающей среды, которые активно ведут работу по привлечению капитала, развитию инфраструктуры и социальной сферы.
Подробнее о нашем исследовании по инвестиционной привлекательности регионов: https://raexpert.ru/researches/regions/invest_regions_2024.
В рамках опроса мы также выяснили, что из инструментов устойчивого развития могло бы повысить инвестиционную привлекательность.
В качестве средств усиления инвестиционной привлекательности по направлению устойчивого развития, несмотря на отсутствие планов по выпускам и высокие ставки, регионы рассматривают устойчивые финансовые инструменты (72%). На втором месте получение ESG-рейтинга (17%), а также реализация стратегии по экологии и климату (11%). Популярность финансовых инструментов устойчивого развития обусловлена громкими зелеными выпусками Москвы, нацеленными на привлечение финансирования электробусов и оказавшими существенное влияние на информированность региональных властей.
Из ответов представителей субъектов РФ можно сделать вывод, что рейтинги все еще не пользуются популярностью, однако основная причина в том, что инструмент не знаком почти половине респондентов. В связи с тем, что в стратегии регионов уже на протяжении многих лет включаются цели по экологии, климату и социальным аспектам при повышении осведомленности, ESG-рейтинг может послужить наглядным средством измерений результатов трансформации.
Региональная климатическая повестка в аутсайдерах
Климатическая повестка остается в тренде на глобальном уровне, чего нельзя сказать о региональном.
По результатам проведенного опроса климатическая повестка в регионах демонстрирует небольшие позитивные изменения по сравнению с прошлым годом. Однако интерес к данной тематике растет достаточно медленно. Низкий уровень развитости климатической повестки регионов можно связать с рядом факторов, таких как кадровый голод и недостаток квалифицированного персонала в сфере климата; фокус региональных властей на достижении более приоритетных и краткосрочных результатов; отсутствие масштабных и обязательных инициатив и поддержки на национальном уровне; комплексность климатических проблем.
28 июня 2024 года Минэкономразвития выпустил документ1, который включает в себя рекомендации, касающиеся адаптации к изменениям климата, предлагаемые к интеграции в стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Кроме того, в документе также содержатся методические указания по учету данных о климатических рисках, оценке ущерба, вызванного реализацией этих рисков и возможные мероприятия по адаптации.
Опрос показал, что рекомендации регионам Минэкономразвития по учету рисков от изменения климата планируют применить до конца 2025 года только около 28% респондентов. Это подтверждает слабую вовлеченность регионов в климатическую повестку РФ, несмотря на развитие регулирования и обновление законодательства, связанного с изменением климата.
В 2021 году была сформирована законодательная база для понятия и порядка обращения углеродных единиц, а в 2022-м была создана необходимая инфраструктура в виде реестра углеродных единиц. На текущий момент рынок углеродных единиц в России активно развивается, число климатических проектов стабильно растет. 18 октября 2024 года была проведена первая сделка по продаже углеродных единиц иностранному покупателю2 – организатором выступил «Газпромбанк», покупатель – Equity International General Trading (ОАЭ), исполнитель – АО «Русал Красноярск». Все это свидетельствует о потенциале дальнейшего роста рынка углеродных единиц и постепенном вовлечении компаний.
Одной из главных проблем остается недостаточная информированность представителей региональных органов власти о механизмах углеродного регулирования. Многие представители субъектов РФ все еще не имеют четкого понимания того, как функционируют эти механизмы, а также какие преимущества они могут принести региону. Углеродное регулирование, включая системы торговли выбросами и регулирование углеродного следа, представляет собой мощный инструмент для стимулирования инвестиций в зеленые технологии и практики.
С 21 сентября 2022 года реализуется Сахалинский эксперимент, целью которого является достижение углеродной нейтральности региона к 2025-му. Проведение эксперимента регламентируется Федеральным законом от 06.03.2022 № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», который ставит задачи по сокращению выбросов парниковых газов, увеличению их поглощения, формированию систем независимой верификации и углеродного квотирования и углеродного рынка. В рамках эксперимента по состоянию на октябрь 2024 года уровень газификации Сахалинской области составил 61%. Создана электрозарядная инфраструктура из 329 станций. Реализуются 543 плана по энергосбережению различных организаций и учреждений.
В 2023 году на Сахалине впервые в России было проведено квотирование выбросов для компаний. 35 компаний с наибольшими выбросами парниковых газов успешно предоставили в госреестр соответствующую отчетность.
Из респондентов никто не выказал инициативы присоединиться к Сахалинскому эксперименту ввиду сложности переходов на новую систему, а также консервативного отношения региональных властей к глубокой интеграции климатической повестки.
Также респондентам был задан вопрос о планах по реализации климатических проектов в регионах. Наибольший интерес проявляется к лесоклиматическим проектам и к проектам с использованием возобновляемой энергии. Около 22% респондентов на момент опроса не планируют реализации климатических проектов в обозримом будущем.
В совокупности, хотя климатическая повестка в регионах и демонстрирует некоторые успехи по сравнению с предыдущим годом, есть много аспектов, требующих дальнейшего развития, особенно в части повышения осведомленности о механизмах углеродного регулирования и преимуществах, которые они могут предоставить. Проведение информационно-аналитических мероприятий, семинаров и тренингов для представителей власти и бизнеса может способствовать более глубокому пониманию этих механизмов и, следовательно, увеличить шансы на успешное внедрение углеродного регулирования в политику устойчивого развития на региональном уровне.
Почти 28% респондентов заявили о готовности к внедрению принципов рекомендаций по климатической модели для регионов, сформированных по результатам Сахалинского эксперимента.
Региональные выпуски на паузе
Рынок ESG-финансирования продолжал расти, несмотря на высокие ключевые ставки и другие ограничивающие факторы, благодаря выпускам государственных компаний и институтов развития. Представители российского бизнеса начали применять новые устойчивые инструменты: цифровые финансовые активы. Однако недостаточная государственная поддержка и высокие процентные ставки усложняют внедрение этих инструментов в финансовую практику как регионов, так и бизнеса.
Аналогично прошлому году мы видим неамбициозные цели в отношении планов по выпускам. По результатам проведенного опроса половина регионов не знает, что такое ESG-инструменты, остальные проявляют осторожность в отношении устойчивых финансовых инструментов, что обусловлено рядом факторов.
Во-первых, для выпусков ESG-инструментов необходимо провести значительную подготовку: разработать соответствующие регламенты и процедуры, что является нетипичной деятельностью для представителей субъектов и требует определенного опыта в данной области. Финансовая сторона вопроса также существенно ограничивает планы.
Во-вторых, государственные инициативы и меры, направленные на стимулирование регионов к внедрению устойчивых финансовых инструментов, остаются недостаточными.
Кроме того, текущие условия на финансовом рынке играют важную роль в этом процессе. Высокие процентные ставки, которые продолжают расти, существенно увеличивают стоимость привлечения финансирования и делают подобные инициативы менее привлекательными для регионов.
Среди примеров региональных выпусков стоит отметить выпуски зеленых облигаций Москвы: выпуск зеленых облигаций на 70 млрд рублей и выпуск зеленых «народных» облигаций объемом эмиссии в 2 млрд рублей.
В 2024 году Красноярск выпустил «народные» облигации на 100 млн рублей, средства от размещения которых будут направлены на озеленение города, однако верификация инструмента не была проведена, поэтому подтвердить зеленость инструмента невозможно. Ранее успешное размещение «народных» облигаций для привлечения средств на экологические проекты также проводила Калининградская область. В марте 2024 года состоялось дебютное размещение «народных» облигаций Ульяновской области на 10 млн рублей, направленных на развитие проекта «Поддержка местных инициатив на территории Ульяновской области». Подробнее о «народных» облигациях в нашем исследовании: https://raexpert.ru/researches/regions/regions_bonds_2024/.
Регионы ведут постепенную систематическую работу по внедрению ESG-повестки в свои стратегии развития и реализацию ключевых принципов. Ввиду особенностей региональной деятельности вовлечение происходит неравномерно и довольно специфично. Ряд регионов осваивает ESG-инструменты, разрабатывает стратегии по климату и готовит отчеты об устойчивом развитии, но большинство продолжает занимать наблюдательную позицию.
1 Приказ Минэкономразвития от 28 июня № 397.