Содержание
- Резюме
- Мониторинг региональных бюджетов по итогам I квартала 2025 года
- Мониторинг социально-экономического положения субъектов РФ на основе данных Росстата за I квартал 2025 года



Резюме
- По итогам I квартала 2025-го доходы региональных бюджетов увеличились на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Рост был обеспечен положительной динамикой налоговых и неналоговых доходов; прирост совокупных доходов зафиксирован в 53 субъектах РФ.
- Агрегированный профицит региональных бюджетов составил 0,3 трлн рублей. При этом государственный долг регионов практически остался на уровне начала года и составил 3,2 трлн рублей.
- Более половины российских регионов продемонстрировали положительную динамику ключевых социально-экономических показателей. Рост промышленного производства отмечен в 45 регионах, увеличение объемов строительных работ – в 53, оборота розничной торговли – в 80, объема платных услуг населению – в 63.
- Реальные денежные доходы населения за первые три месяца текущего года выросли на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го, а средний уровень безработицы снизился до 2,3% (с 2,5% в среднем по 2024-му).
Мониторинг региональных бюджетов по итогам I квартала 2025 года
По итогам первых трех месяцев 2025-го доходы региональных бюджетов увеличились на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достигли 4,9 трлн рублей. Рост был обеспечен увеличением налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД), которые увеличились на 10,8%, в то время как межбюджетные трансферты из федерального бюджета сократились на 2,5%. За рассматриваемый период расходы региональных бюджетов выросли на 14,8% и составили 4,6 трлн рублей.
Совокупный размер профицита региональных бюджетов по итогам первых трех месяцев текущего года составил 332,8 млрд рублей. Государственный долг регионов с начала года изменился незначительно, увеличившись на 0,7% – с 3 147,7 до 3 170,4 млрд рублей. При этом в структуре долга еще больший вес получили бюджетные кредиты – их доля выросла с 78,4 до 81,4%. Одновременно с этим снизилась задолженность по коммерческим заимствованиям вследствие досрочного погашения части банковских кредитов и того факта, что в начале года регионы обычно не привлекают кредитов банков и не размещают облигаций.
График 2. Отдельные параметры региональных бюджетов по итогам I квартала 2025 года (на 01.04.2025), млрд рублей
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным портала «Электронный бюджет», Минфина России
В структуре налоговых доходов наблюдался рост по всем видам поступлений: по НДФЛ (на 12,4% вследствие увеличения фонда оплаты труда и доходов от долевого участия в организациях), налогу на прибыль организаций (на 6,3%), налогу на имущество организаций (на 8,0% по причине расширения налоговой базы), акцизам (на 4,6% из-за повышения цен реализации подакцизных товаров, расширения их перечня и увеличения налоговых ставок), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 4,9% в связи с ростом налоговой базы и расширением критериев отнесения к МСП) и НДПИ (+49,2% вследствие пересмотра налоговых ставок на отдельные виды полезных ископаемых, увеличения роста цен реализации драгоценных металлов).
В структуре межбюджетных трансфертов на отрицательную динамику повлияло сокращение объемов дотаций (на 9,4%; прежде всего в связи со снижением объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и числа их получателей вследствие роста собственных доходов регионов) и субсидий (на 8,9%). В то же время объем субвенций увеличился на 4,4%, а иных межбюджетных трансфертов – в 1,8 раза.
Динамика бюджетных доходов по регионам была неоднородной: их рост зафиксирован в 53 субъектах РФ, ННД увеличились в 75. Наибольшее увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций наблюдалось в Еврейской автономной области (в 7,4 раза), Забайкальском крае (в 2,4 раза), Магаданской области (в 2,3 раза), Калининградской области (в 2,2 раза) и Камчатском крае (в 1,6 раза). В то же время поступления по этому налогу снизились в Республике Карелии (-52,0%), Ингушетии (-43,6%), Ставропольском крае (-41,2%), Чукотском автономном округе (-37,4%) и Волгоградской области (-32,3%). Среди основных причин – снижение прибыли налогоплательщиков – предприятий добывающей промышленности и лесопромышленного комплекса, организаций финансовой сферы в связи с охлаждением кредитной активности, упразднение института КГН и сохраняющееся санкционное давление на закупочные цены в ряде ключевых отраслей экономики.
Поступления по НДФЛ увеличились практически во всех регионах, а наиболее заметный рост был отмечен в Херсонской (в 1,9 раза), Белгородской (в 1,5 раза), Амурской областях (+39,7%), Луганской Народной Республике (+36,1%) и Чукотском автономном округе (+ 35,1%).
Мониторинг социально-экономического положения субъектов РФ на основе данных Росстата за I квартал 2025 года
За январь – март 2025 года в большей части регионов ключевые социально-экономические показатели продемонстрировали положительную динамику.
Индекс физического объема (ИФО) промышленного производства за этот период составил 101,1%. Рост производства наблюдался в 45 регионах. Наибольший прирост зафиксирован в: Чукотском автономном округе (+28,6%), Курганской (+20,7%), Калужской областях (+16,0%), Хабаровском крае (+16,0%), Удмуртской Республике (+12,6%). Основным фактором роста стало увеличение объемов добычи полезных ископаемых и производства в обрабатывающей промышленности. В то же время наиболее заметное снижение производства произошло в Республиках Дагестан (-34,3%), Северной Осетии – Алании (-25,0%), Камчатском крае (-10,9%), главным образом вследствие падения в обрабатывающих производствах, а также в Калмыкии (-11,4%) и Ненецком автономном округе (-10,9%), в основном из-за снижения объемов добычи углеводородов.
Объем строительных работ в сопоставимых ценах вырос на 6,9% по сравнению с I кварталом 2024 года. Положительная динамика отмечена в 53 регионах, что преимущественно связано с ростом инфраструктурного финансирования со стороны региональных бюджетов, увеличением объемов строительства социально-значимых объектов в рамках реализации национальных проектов.
Объем строительных работ в сопоставимых ценах вырос на 6,9% по сравнению с I кварталом 2024 года. Положительная динамика отмечена в 53 регионах, что преимущественно связано с ростом инфраструктурного финансирования со стороны региональных бюджетов, увеличением объемов строительства социально-значимых объектов в рамках реализации национальных проектов.
Средний уровень безработицы за январь – март 2025-го составил 2,3%, что на 0,2 п. п. ниже среднегодового показателя 2024-го. Снижение уровня безработицы произошло в 67 регионах. Наиболее низкий уровень безработицы зарегистрирован в Москве (1,00%), Ямало-Ненецком автономном округе (1,08%), Ханты-Мансийском автономном округе – Югра (1,09%), Калужской (1,12%) и Нижегородской областях (1,14%). В настоящее время многие регионы сталкиваются с серьезным дефицитом трудовых ресурсов вследствие дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы по причинам демографического, отраслевого и профессионально-квалификационного характера.