Страны и регионы, 28.05.2025

Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Владислав Бухарский
Татьяна Тирских

Резюме

К началу 2025-го регионы накопили 2,9 трлн рублей остатков средств на счетах бюджета и депозитах, что относительно утвержденных бюджетных расходов на текущий год составляет 12,6% – это одно из наиболее высоких значений запаса ликвидности за последние годы. Однако в 2024 году накопление остатков средств на счетах региональных бюджетов замедлилось практически до минимального (рост +1% к 2023-му), а без учета данных по Москве тренд и вовсе сменился на снижение (-19%), остатки сократились в 58 регионах. Это связано с тем, что более половины регионов закончило год с дефицитом, при чем часть остатков средств была направлена на погашение прошлых долгов, так как реструктуризация долга за счет новых заимствований в условиях высокой ставки Банка России стоит крайне дорого.

Управление остатками средств на счетах позволило регионам заработать в 2024 году рекордные 0,6 трлн рублей (в 1,8 раза выше уровня 2023-го), доходы по этой статье выросли в 66 регионах, в 69 субъектах РФ они как минимум превысили расходы на обслуживание долга. На начало 2025 года все регионы имели тот или иной объем остатков средств на счетах бюджета в органе Федерального казначейства и только девять – на депозитных.

По итогам 2025 года ликвидность региональных бюджетов может снизиться в связи с предварительными прогнозами регионов профинансировать дефицит на 40% остатками средств на счетах. В случае реализации планов объем остатков средств на счетах регионов к началу 2026 года может сократиться до 2,1 трлн рублей, при этом ожидания агентства несколько позитивнее – порядка 2,7 трлн рублей. Кроме того, на непредвиденные случаи регионы также резервируют средства, в т. ч. объем резервных фондов региональных правительств на 2025 год составляет порядка 0,4 трлн рублей. Кроме того, в расходной части региональных бюджетов на 2025 год предусмотрено более 13% капитальных расходов – это потенциально гибкие расходы.

Остатки средств региональных бюджетов на счетах больше не показывают уверенного роста

Очередной год исполнение региональных бюджетов проходит под давлением санкций, и в условиях макроэкономической нестабильности бюджеты одних регионов справляются лучше, других, в силу объективных причин, испытывают трудности. Параллельно регионам нужно выполнять поставленные на национальном уровне задачи, расходы региональных бюджетов при этом постоянно повышаются: по итогам 2024 года объем расходов увеличился более чем на 9% (к уровню 2023-го), в региональных законах о бюджете на 2025-й заложен рост расходов почти на 7%. Учитывая, что на 2025 год регионы предварительно закладывают снижение доходной части почти на 4%, накопленные за предыдущие периоды остатки на счетах бюджета в органе Федерального казначейства и средства бюджета на депозитных счетах (далее – остатки средств на счетах) будут играть крайне важную роль.

По итогам 2024 года остатки средств на счетах региональных бюджетов сложились почти на уровне 2023-го, их объем составил 2 864,6 млрд рублей1 (+1,0%, или +27,6 млрд рублей к уровню 2023-го). Остатки были накоплены поэтапно, но можно выделить 2021 и 2023 годы, когда прирост фиксировался наиболее существенный (+0,8 и +0,6 трлн рублей соответственно).

Однако относительно расходов, заложенных на 2025-й, объем остатков средств на начало года предварительно ниже и составляет 12,6% при 13,1% годом ранее. Кроме того, если смотреть в разрезе регионов, то рост остатков на счетах в значительной степени обеспечила Москва, без учета данных по столице (42,6% всех остатков) остатки региональных бюджетов сократились с 2 010,0 до 1 624,7 млрд рублей, снижение наблюдалось в 58 регионах. Негативная динамика остатков в большинстве субъектов РФ по итогам 2024-го связана с дефицитным исполнением бюджета – 50 из них закончило год с дефицитом и погашением части накопленного долга, например, из 39 регионов, имеющих облигации на начало предыдущего года и частично или полностью их погасивших, заново разместили бумаги только шесть. Для погашения прошлых долгов регионы более активно использовали короткие банковские кредиты, но и остатки на счетах тоже были задействованы, так как в текущих условиях заимствования на рынке стоят крайне дорого.

Региональные различия по накопленной ликвидности остаются на высоком уровне

Наибольший объем остатков средств на счетах по итогам 2024 года относительно утвержденных на 2025-й расходов сложился в НАО – почти 34%. Более чем половина из них была накоплена по итогам 2024 года в результате профицитного исполнения бюджета. Также для Ленинградской, Смоленской и Липецкой областей объем остатков составляет более 30%. В еще восьми регионах остатки находятся в диапазоне от 20 до 30%.

Таблица 1. Топ-10 регионов с наиболее высоким/низким уровнем накопленной ликвидности

Субъекты РФ Отношение объема остатков средтв на счетах к утвержденным расходам на 2025 год Объем остатков средств на счетах на 01.01.2025, млн рублей
1 Ненецкий автономный округ 33,9 10 008,7
2 Ленинградская область 31,8 85 960,5
3 Смоленская область 30,6 25 561,6
4 Липецкая область 30,2 40 245,0
5 Воронежская область 25,3 52 882,2
6 г. Севастополь 23,2 19 260,0
7 Вологодская область 23,2 39 565,7
8 Челябинская область 22,6 81 638,0
9 Ивановская область 22,5 18 243,8
10 г. Москва 21,9 1 239 972,1
76 Республика Карелия 0,09 63,0
77 Кемеровская область - Кузбасс 0,08 206,5
78 Ульяновская область 0,07 76,9
79 Волгоградская область 0,04 83,8
80 Ярославская область 0,04 62,3
81 Магаданская область 0,04 29,3
82 Омская область 0,03 49,7
83 Республика Калмыкия 0,03 8,7
84 Республика Ингушетия 0,03 10,2
85 Иркутская область 0,02 51,8

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным портала «Электронный бюджет», Минфина России

В то же время остатками в размере менее 0,1% утвержденных расходов располагают 10 регионов, суммарно менее 10% показатель составляет для 54 регионов. Это свидетельствует о серьезных различиях в запасах прочности по регионам.

2024 год для отдельных регионов выдался крайне сложным, например, Кемеровская область потратила практически все остатки средств на счетах для финансирования дефицита бюджета, образовавшегося в результате падения налоговых и неналоговых доходов (из-за снижения цен на уголь, сокращения спроса со стороны Китая, ограничений объемов отгрузки в условиях введения санкций). Почти половину остатков средств на счетах потратила Вологодская область на фоне роста расходов бюджета более чем на 26% (по динамике уступает только Курской и Оренбургской областям, где для этого есть объективные обстоятельства) и снижения доходов на 1,5%.

Тем не менее показатели ликвидности 25 регионов на 2025-й стали выглядеть позитивнее, помимо отмеченного выше НАО, еще более чем на 9 п. п. выросло отношение остатков средств на счетах к утвержденным на текущий год расходам в Оренбургской области, а также в Республике Крым, но в этом регионе значительное место в выполнении расходных обязательств имеют межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Среди регионов с наиболее высокой бюджетной автономией (доля налоговых и неналоговых доходов превышает 90%) наиболее существенно нарастили остатки Ленинградская область и Москва.

Таблица 2. Топ-10 регионов с наиболее позитивной/негативной динамикой ликвидности

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным портала «Электронный бюджет», Минфина России

Регионы заработали рекордный объем доходов от управления остатками

С введением с 2021-го возможности получения дополнительных доходов от размещения временно свободных средств Единого казначейского счета интерес регионов за последние годы вырос, а в 2023-м впервые и пока только раз по объему превысил остатки на депозитах. Частично это также связано с ограничением по размещению остатков на депозитах: данный инструмент доступен регионам, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. На 2025-й данный перечень включает 28 регионов – это на три больше по сравнению с прошлым годом, но на 15 меньше перечня на 2021-й (наиболее широкий перечень за последние пять лет, который включал 43 региона).

Если на счетах Федерального казначейства та или иная сумма была у всех регионов на начало 2025 года, то остатками на депозитах располагало только девять субъектов РФ. Это регионы с повышенной бюджетной автономией, при чем данные субъекты РФ отдают приоритет именно депозитам: у каждого из них не менее половины остатков хранится на депозитах, в т. ч. у пяти (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ленинградская и Сахалинская области) депозиты занимают более 80% остатков. Так или иначе, популярность депозитов действительно ограничена, при этом почти 70% депозитных вложений остатков приходится только на Москву. Интерес к депозитам со стороны регионов сохранится на ограниченном уровне, в т. ч. потому что использование данного инструмента требует проведения дополнительных работ и задействования компетентных команд, при этом разница по доходности по сравнению с казначейским счетом относительно невысокая.

Таблица 3. Только девять регионов держат остатки средств бюджета на депозитных счетах

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным портала «Электронный бюджет», Минфина России

В т. ч. на фоне высокой ключевой ставки доходы региональных бюджетов от размещения средств на счетах в 2024-м выросли к уровню 2023 года в 1,8 раза – с 0,3 до рекордных 0,6 трлн рублей. Без учета данных Москвы (формирует треть всех доходов от размещения остатков) доходы от размещения остатков составили рекордные 3,1% налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов, доходы по этой статье выросли в 66 регионах, в 69 субъектах РФ подобные доходы как минимум превысили расходы на обслуживание долга.

Если смотреть в разрезе регионов, то наибольший вклад относительно налоговых и неналоговых доходов в Кабардино-Балкарской Республике – 8,8%, но бюджет данного региона в высокой степени зависит от межбюджетных трансфертов, в связи с чем доходы от остатков относительно всей суммы доходов выглядят более скоромно. Это характерно и для некоторых других регионов с высокой долей трансфертов в доходах. Относительно всей суммы доходов в лидерах по доходам от размещения остатков Вологодская область (7,2%), недалеко от нее Липецкая и Ленинградская области (6,3 и 5,2% соответственно). В то же время для ряда регионов доходы от управления остатками были крайне незначительные, в т. ч. для восьми регионов они не превышали 0,01% всех доходов (в Рязанской области доходы по данной статье отсутствовали).

Таблица 4. Топ-10 регионов с наиболее высоким/низким вкладом доходов от размещения средств бюджета

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным портала «Электронный бюджет», Минфина России

Регионы резервируют средства

Текущее законодательство и обстоятельства побуждают регионы резервировать средства для выполнения непредвиденных расходных обязательств, что позволяет более гибко решать задачи управления бюджетом. В частности, в обязательном порядке регионы имеют резервные фонды исполнительных органов власти субъектов РФ (правительства региона), которые предусмотрены для финансового обеспечения непредвиденных расходов2. Если ранее предельный размер таких фондов не мог превышать 3% от общего объема расходов бюджета, то в конце 2022 года это правило было отменено.

На основе анализа законов субъектов РФ о бюджете на 2025 год общий утвержденный объем резервных правительственных фондов составляет порядка 0,4 трлн рублей – это существенно ниже по сравнению с объемами остатков средств на счетах и занимает примерно лишь 1,6% от утвержденных расходов на 2025-й. Однако отдельные регионы резервируют средства более активно, например, более чем 5% расходной части зарезервировано в Псковской и Волгоградской областях, также выше ранее существующего норматива резервный фонд в Пермском крае, Саратовской области и Чувашской Республике.

Также часть регионов обособила резервные фонды на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, но, как правило, их объем на фоне общего правительственного фонда невысокий (исключение, например, Оренбургская область в 2024 году). В отдельных регионах созданы резервные фонды его руководителей (например, резервный фонд главы Чеченской Республики и резервный фонд губернатора Самарской области). Необязательный вид резервного фонда, но он есть примерно в половине регионов – это резервный фонд субъекта РФ3. Резервный фонд субъекта РФ предназначен для финансового обеспечения расходных обязательств в случае недостаточности доходов (например, если доходы снизились на фоне кризиса), он чаще всего по объему меньше правительственного фонда, но есть исключения (например, Томская область). Таким образом, у регионов есть инструменты для создания резервов, и это увеличивает надежность в финансовом обеспечении расходных обязательств.

Прогнозы: ликвидность под вопросом

В дальнейшем сохранение ликвидности региональных бюджетов на текущих уровнях будет под вопросом. Анализ утвержденных бюджетных параметров на текущий финансовый год традиционно показывает достаточно консервативные результаты: все регионы, за исключением четырех, предварительно закладывают дефицит бюджета (агрегированный дефицит около 1,9 трлн рублей, или около 9% от доходов), который потенциально на 40% может быть покрыт остатками средств на счетах. Если учитывать заявленные цифры, объем остатков на счетах по итогам 2025 года может сократиться с 2,9 до 2,1 трлн рублей. Тем не менее фактические результаты почти всегда позитивнее (например, в 2024 году факт доходов более чем на 6% оказался выше утвержденных данных), поэтому если сокращение остатков и будет, то не столь масштабным – объем остатков средств на счетах, скорее всего, составит порядка 2,7 млрд рублей, но многое также будет зависеть от бюджетных результатов Москвы (как было указано выше, формирует более 40% остатков всех региональных бюджетов).

Среднегодовая ставка Банка России по 2025-му будет выше 2024-го, поэтому, несмотря на вероятное сокращение остатков средств на счетах в течение года, регионам, скорее всего, удастся заработать на управлении остатками не меньше, чем в 2024-м. Однако относительно расходов на обслуживание долга эти доходы, возможно, будут выглядеть скромнее, так как в целях финансирования дефицита ряд регионов привлекает банковские кредиты и облигации (в меньшей степени) по обновленным условиям.

Помимо указанных выше резервов на 2025 год, у регионов также существует потенциальная гибкость расходной части бюджета, которая отражена в финансировании мероприятий капитального характера. Именно капитальные расходы подлежат сокращению в первую очередь в кризисных условиях, а текущие социально значимые расходы должны быть в первую очередь обеспечены. Доля капрасходов в утвержденных на 2025 год расходах превышает 13%, и это является значимой частью, но в отдельных регионах более половины капрасходов финансируется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, поэтому потенциальная гибкость для таких регионов сохраняется на ограниченном уровне.

1 Здесь и далее в части объема остатков средств на счетах без учета информации по ЛНД, ДНР, Херсонской и Запорожской областям, по которым данные по форме 0503320 на портале «Электронный бюджет» не отражены.

2 В т. ч. на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия (ст. 81 БК РФ).

3 Ст. 81.1 БК РФ «Резервный фонд субъекта Российской Федерации».

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности

К началу 2025-го регионы накопили 2,9 трлн рублей остатков средств на счетах бюджета и депозитах, чт... 28.05.2025
Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности

Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильно

В 2024 году наметившиеся ранее позитивные тенденции экономического здоровья регионов сохранились: в... 23.05.2025
Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильно

БРИКС: ожидания и реальность в новой мировой повестке

Борьба с инфляцией – актуальная проблема для некоторых экономик БРИКС, особенно для тех, где историч... 15.04.2025
БРИКС: ожидания и реальность в новой мировой повестке

Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 года

Региональные бюджеты и экономика в 2024 году развивались в условиях новой реальности. Регионы по-раз... 24.02.2025
Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 года

Мировая инфляция: «мягкая посадка» состоялась

Инфляция в большинстве государств мира в 2024 году снизилась, и хотя она еще не вернулась к целевым... 19.02.2025
Мировая инфляция:  «мягкая посадка» состоялась
Вся аналитика