Эксперт | РА
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.

Сбор анкетСписок всех рэнкингов


 
PDF  

Будущее страхового рынка: использовать возможности

Содержание

Резюме

В 2014–2015 годах российский страховой рынок вместе с национальной экономикой испытывает серьезные трудности: темпы прироста взносов сократились (на 6,1 п. п., до 2,1% в 1 полугодии 2015 года) и стали ниже инфляции, убыточность выросла (101,1% по итогам 2014 года, 99,9% в 2013 году), усилилось давление со стороны других финансовых рынков (в том числе фондового, валютного и банковского). При этом ужесточают внешние условия работы страховщиков сложная макроэкономическая ситуация, зарубежные санкции против России и усиление контроля со стороны регулятора.

У страхового рынка есть внутренние ресурсы для улучшения отраслевой динамики: страховщики активно продвигают продукты инвестиционного страхования жизни, автокаско с франшизой, «умного» каско, развивают продажи некредитных продуктов через банки и онлайн-продажи. Однако для преодоления кризиса необходимо решать проблемы страховой отрасли с участием и страхового сообщества, и регулятора, и законодателей. В первую очередь необходимо определить целевые ориентиры развития рынка страхования.

RAEX (Эксперт РА) предлагает 10 ключевых задач развития страховой отрасли. Концентрация страхового сообщества на достижении именно этих задач окажет максимальный эффект для преодоления трудностей, сложившихся на рынке. В ключевые задачи не были включены те факторы и цели, которые не смогут оказать существенного влияния на развитие всего страхового рынка даже при условии их стопроцентной реализации (например, развитие рынка ОС ОПО не было включено в ключевые задачи в связи с потенциально малым его объемом относительно всего страхового рынка; даже при наиболее эффективном развитии этого сегмента кардинального изменения параметров функционирования страхового рынка не произойдет). Факторы и цели, которые не вошли в ключевые задачи, предлагаемые RAEX (Эксперт РА), также важны для отрасли, но касаются отдельных сегментов и направлений страхового рынка, носят локальный характер.

Ключевые задачи развития страхового рынка, предлагаемые RAEX (Эксперт РА), и обоснование выбора их в качестве целей для страхового рынка представлены в таблице.

Таблица. Ключевые задачи развития страхового рынка, предлагаемые RAEX (Эксперт РА)

Ключевая задача Обоснование выбора
1 Реальный рост объема страхового рынка Несмотря на номинальный рост страхового рынка (+2,2% в 1 полугодии 2015 года по сравнению со значением за 1 полугодие 2014 года), реальный объем (без учета инфляции) собранных страховых премий сократился. По данным Минэкономразвития, инфляция в России за тот же период достигла 8,5%. При этом уровень проникновения страхования падает – совокупное количество страховых договоров сократилось на 6,6% по сравнению со значением за 1 полугодие 2014 года, интерес населения к страховой защите слабеет. Для достижения стабильного роста реального объема страхового рынка важно достичь целевых ориентиров в крупнейших сегментах страхового рынка: восстановить спрос на страхование автокаско, поддерживать стабильность на рынке ОСАГО, развивать страхование жизни и т. д.
2 Поддержание стабильности на рынке ОСАГО В 2014 году ситуация на рынке ОСАГО была критическая – вслед за ростом реальной убыточности (до 103–105%) надежные игроки сворачивали продажи полисов страхования автогражданской ответственности. Лишь повышение тарифов позволило рынку избежать неконтролируемого распада. Чтобы ситуация в одном из ключевых сегментов страховой отрасли оставалась стабильной, корректировка условий его функционирования должна происходить своевременно и не зависеть от политической конъюнктуры. К надежности страховщиков, предоставляющих услуги ОСАГО, должны быть установлены дополнительные требования.
3 Восстановление спроса на автокаско В 1 полугодии 2015 года рынок страхования автокаско сократился на 13,9% по сравнению со значением за 1 полугодие 2014 года. Сокращение объемов рынка произошло за счет падения продаж автомобилей и отказа части автовладельцев от приобретения страхового полиса по возросшей цене. При этом количество договоров по страхованию автокаско за год сократилось на четверть (-25,3%). Для поддержания интереса к страхованию автокаско со стороны населения необходимо продвижение продуктов с франшизой и с использованием телематических устройств, которые позволяют снизить стоимость страховой защиты.
4 Развитие рынка страхования жизни Несмотря на высокие темпы прироста взносов по страхованию жизни, наблюдаемые последние пять лет, доля страхования жизни в совокупных страховых взносах в 1 полугодии 2015 года не превысила 10,3%. В странах Западной Европы и США значение аналогичного показателя превышает 50–60%, а страховщики жизни являются крупнейшими инвесторами «длинных» денег в экономику. Для развития страхования жизни необходимо расширение налоговых льгот, законодательное закрепление продуктов unit-linked, продвижение пенсионных продуктов.
5 Развитие рынка страхования имущества граждан Большой потенциал с точки зрения роста страхового рынка, который сегодня не используется, представляет сегмент страхования имущества физических лиц. По оценкам RAEX (Эксперт РА), лишь 10–20% имущества физических и юридических лиц в России застраховано. Этот показатель в странах США и Западной Европы достигает 80–90%. В связи с этим необходима реализация мер, направленных на стимулирование спроса на страхование имущества граждан. Способствовать развитию рынка будут расширение практики страхования имущества физических лиц при финансовом участии органов государственной власти, популяризация страхования среди населения, продвижение «коробочных» продуктов страхования имущества граждан, в том числе через Интернет.
6 Развитие медицинского страхования Система ОМС перестала выполнять функции страхования, превратилась в механизм финансирования лечебных учреждений. Существующая система ОМС препятствует развитию добровольного медицинского страхования, так как при покупке полиса ДМС клиент фактически дважды оплачивает одну и ту же услугу. Таким образом, сложившаяся модель страхового рынка создает следующие негативные эффекты, отражающиеся на экономике страны в целом: неэффективное использование института страхования при формировании системы управления рисками предприятий и защиты имущественных интересов граждан, создание дополнительной нагрузки на бюджеты всех уровней и замедление темпов развития российской экономики, снижение уровня здравоохранения. Необходима интеграция ОМС и ДМС в единую систему, законодательное закрепление места ДМС в системе здравоохранения, чтобы оно могло дополнить ОМС и открыть гражданам доступ к дополнительному частному лечению и услугам, а также возврат функций страховщиков страховым медицинским организациям.
7 Развитие рынка перестрахования Емкость российского перестраховочного рынка не позволяет принимать в перестрахование крупные по размерам риски. Основными игроками на российском перестраховочном рынке являются универсальные страховые компании. Национальные специализированные перестраховщики проигрывают в конкурентной борьбе не только иностранным перестраховочным компаниям, но и российским универсальным страховщикам. Низкий уровень развития российского перестраховочного рынка формирует зависимость российской экономики от зарубежных страховых рынков. Для развития российского перестраховочного рынка необходимо выполнение ряда условий. Нормативы передачи рисков в государственную перестраховочную компанию не должны устанавливаться на государственном уровне. При этом необходимо сохранить конкуренцию на перестраховочном рынке. Для поддержания эффективности сегмента частные перестраховщики должны остаться в отрасли.
8 Рост рентабельности собственных средств страховых компаний до уровня не ниже инфляции В 1 полугодии 2015 года рентабельность собственных средств страховых компаний росла в первую очередь за счет увеличения рентабельности инвестиций. В декабре 2014 года – январе 2015 года страховщики успели реинвестировать свои средства в депозиты с высокими процентными ставками. Таким образом, рост рентабельности собственных средств российских страховщиков произошел за счет конъюнктурных изменений, а не за счет роста эффективности страховой деятельности. При этом среднерыночная рентабельность собственных средств российских страховщиков в 1 полугодии 2015 года (6,6%) осталась на уровне ниже инфляции (8,5%). Для поддержания интереса инвесторов к страховой отрасли необходимо добиться того, чтобы рентабельность собственных средств стабильно превышала инфляцию.
9 Повышение финансовой устойчивости страхового рынка По оценкам RAEX (Эксперт РА), 15% совокупных активов страхового рынка являлись «фиктивными» на 31.12.2014. С 1 января по 15 сентября 2015 года ЦБ РФ отозвал лицензии у 42 страховщиков и у 19 приостановил, что было связано в основном с низким качеством активов. По данным на сентябрь 2015 года, 92 страховые компании отнесены Банком России к высокой группе риска. Реформирование требований к качеству и структуре активов, а также контроль их реальной надежности предотвратят ситуации, когда у страховщиков не хватает резервов для своевременного выполнения своих обязательств. Необходимо внедрить механизмы раннего выявления страховых компаний с финансовыми затруднениями, разработать процедуру финансового оздоровления и санации страховщиков. Для повышения доверия к страховой отрасли потери страхователей при банкротстве и отзыве лицензии у страховщиков должны быть минимизированы.
10 Совершенствование стандартов ведения страхового бизнеса Низкий уровень прозрачности деятельности российского страхового рынка, низкие стандарты деятельности ряда страховых компаний, рост числа случаев страхового мошенничества приводят к созданию атмосферы взаимного недоверия между страхователями и страховыми организациями. Для повышения доверия к страховой отрасли необходимо повысить ее прозрачность, расширить перечень документов и фактов, обязательных к раскрытию. Нужно создать такие условия, чтобы при максимальной защите прав застрахованных права самих страховых компаний не были ущемлены. Защита прав застрахованных должна регулироваться нормативными актами, разработанными специально для страхового рынка. При этом возможность трактовать отдельные моменты этих нормативных актов в нарушение правил страхования должна быть исключена.


  Методика исследования

Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!