Сегодня уровень стандартизации ведения страхового бизнеса в России является недостаточным. Низкий уровень прозрачности деятельности российского страхового рынка, низкие стандарты деятельности ряда страховых компаний, рост числа случаев страхового мошенничества приводят к созданию атмосферы взаимного недоверия между страхователями и страховыми организациями. На рынке отсутствуют какие-либо механизмы обеспечения соответствия деятельности его игроков этическим нормам ведения бизнеса.
Отсутствие унифицированной терминологии, единых правил страхования, а также стандартов раскрытия информации страховщиками приводят к падению эффективности работы всего страхового рынка и ухудшению качества предоставляемых страховых услуг, что, в свою очередь, ведет к дискредитации института страхования в глазах потенциальных страхователей, недострахованию и нарушению прав потребителей.
При этом негативное отношение страхователей к страховщикам, отсутствие единой базы данных по всем клиентам страховых организаций и недостаточный уровень ответственности за несоблюдение правил, изложенных в договоре страхования, приводят к росту числа случаев недобросовестного поведения клиентов страховых организаций – страхового мошенничества. Распространение страхового мошенничества ведет к тому, что издержки обмана страховые компании вынуждены либо покрывать за счет прибыли или собственных средств, либо закладывать в тарифы. В первом случае снижается уровень финансовой надежности страховщика, во втором – повышается стоимость страхования.
Рост объемов российского страхового рынка, не сопровождающийся соответствующим развитием его инфраструктуры, увеличением числа профессиональных кадров и совершенствованием нормативной базы, может привести к кризису взаимоотношений страховщиков и страхователей.
Для создания цивилизованного страхового рынка необходимо способствовать введению норм делового оборота. Нужно создать такие условия, чтобы при максимальной защите прав застрахованных права самих страховых компаний не были ущемлены. Для этого необходимо:
- разработать нормативные акты специально для страхового рынка, которые будут регулировать защиту прав застрахованных;
- исключить возможность трактовать отдельные моменты этих нормативных актов в нарушение правил страхования;
- повысить ответственность субъектов страхового дела за нарушение страхового законодательства;
- ввести законодательное определение понятия страхового мошенничества, четкую классификацию видов страхового мошенничества;
- расширить и стандартизировать перечень информации, обязательный к раскрытию страховщиками (в том числе информацию о собственниках, комиссионном вознаграждении посредникам и т. д.);
- унифицировать базовую терминологию.