В 1 полугодии 2015 года спрос на страхование автокаско резко снизился – количество договоров за год сократилось на четверть (-25,3%). За счет увеличения тарифов взносы сокращались меньшими темпами (-14,6%).
Таблица 5. Динамика числа договоров
Открыть таблицу в новом окнеВ 1 полугодии 2015 года падение взносов по автокаско было отмечено у 13 компаний из топ-20 лидеров этого рынка. Положительную динамику продемонстрировали игроки, которых не было в топ-20 сегмента годом ранее: «Интач Страхование» (+33%) и «Либерти Страхование» (+9%), а также «Югория» (+35%) и «РЕСО-Гарантия» (+15%).
Таблица 6. Рэнкинг компаний по взносам по страхованию автокаско, 1 полугодие 2015 года
Открыть таблицу в новом окнеВ 2014 году – начале 2015 года падение спроса на страхование автокаско было связано с падением продаж автомобилей и отказом части автовладельцев от приобретения страхового полиса по возросшей цене.
Средний размер страхового взноса по страхованию автокаско за 1 полугодие 2015 года составил 47,7 тысяч рублей, за 2014 год значение показателя было значительно ниже – 41,9 тысяч рублей. Рост стоимости полиса в первую очередь был связан с увеличением убыточности этого вида страхования (комбинированный коэффициент убыточности-нетто за 2014 год составил 98,2%, за 2013 год – 92,1%), вызванной ослаблением рубля. Стоимость автозапчастей заметно выросла, что привело к резкому росту выплат. Многие страховщики, неся убытки по страхованию средств наземного транспорта, приступили к санации портфеля, установив запретительно высокие тарифы по наиболее убыточным маркам машин и категориям водителей. При этом увеличение цены владения автомобилем за счет повышения стоимости страхования вынуждает многих граждан отказываться от приобретения автомобиля в кредит, когда наличие полиса страхования автокаско является обязательным.
По прогнозу «Эксперт РА», в 2015 году падение спроса на страхование автокаско продолжится. Несмотря на увеличение тарифов, объем страховых взносов сократится на 15–18%, объем рынка не превысит 185 млрд рублей.
По базовому прогнозу «Эксперт РА», который предполагает сохранение кризиса на банковском рынке на текущем уровне и незначительное сокращение объемов ВВП, несмотря на то, что страховщики продолжат увеличивать тарифы по автокаско, темпы прироста взносов в ближайшие два года не превысят 1–3%.
Позитивный прогноз «Эксперт РА» предполагает ежегодный рост сегмента темпами 5–10%. Для реализации позитивного сценария необходимо расширить линейку продуктов страхования автокаско.
Для поддержания интереса к страхованию автокаско и роста спроса со стороны населения необходимо продвижение продуктов с франшизой и с использованием телематических устройств.
Продукты с франшизой позволяют снизить стоимость полиса автокаско за счет разделения рисков между страховщиком и страхователем. Распространение продуктов с франшизой выгодно как страховщикам (количество страховых случаев обычно сокращается за счет повышения внимательности страхователей, которые несут часть рисков), так и страхователям (стоимость страховой защиты снижается, при этом крупные убытки, которые способны нанести серьезный удар по финансовому состоянию страхователя, покрываются страховщиком).
Развитие продуктов «умного» каско позволяет менять тариф в зависимости от качества вождения каждого конкретного страхователя, его потенциальной убыточности. Чем аккуратней водитель, тем меньше для него тариф на страхование автокаско.
Михаил Волков, генеральный директор СПАО «Ингосстрах»: «Умное страхование» – устойчивый тренд рынка, который год от года будет только укреплять свои позиции. Тем не менее речи о революционном изменении рынка в среднесрочной перспективе не идет. Сейчас всем без исключения игрокам рынка понятно, что будущее страхования – за IT-системами и интеллектуальными сервисами. Это общемировая тенденция. Однако качественный переход от традиционных подходов к инновационным будет сильно растянут по времени».