Несмотря на снижение курса рубля, в 1 полугодии 2015 года объем российского перестраховочного рынка сократился на 16,2%.
Емкость российского перестраховочного рынка не позволяет принимать в перестрахование крупные по размерам риски. Основными игроками на российском перестраховочном рынке являются универсальные страховые компании.
Таблица 12. Рэнкинг компаний по взносам по входящему перестрахованию, 1 полугодие 2015 года
Открыть таблицу в новом окнеНа сокращение взносов по входящему перестрахованию в 1 полугодии 2015 года оказали влияние замедление страхового рынка, санкции по отношению к России, сокращение взносов, полученных по договорам псевдострахования. Низкий уровень капитализации российских страховых и перестраховочных компаний приводит к тому, что значительная часть крупных рисков передается за рубеж. В результате резервы, сформированные под эти риски, размещаются на западных фондовых рынках, а прибыль от данных операций не поступает в Российскую Федерацию, увеличивая зависимость РФ от внешних страховых рынков. Низкий уровень развития российского перестраховочного рынка формирует зависимость российской экономики от других страховых рынков, которая усилилась после принятия санкций против России.
По прогнозу «Эксперт РА», в 2015 году рынок входящего перестрахования сократится на 10–15%.
По базовому прогнозу «Эксперт РА», который предполагает сохранение кризиса на банковском рынке на текущем уровне и незначительное сокращение объемов ВВП, объем рынка входящего перестрахования в ближайшие два года не увеличится.
Позитивный прогноз «Эксперт РА» предполагает ежегодный рост сегмента темпами 45–50% вплоть до насыщения сегмента.
Для развития российского перестраховочного рынка необходимо выполнение следующих условий:
- нормативы передачи рисков в государственную перестраховочную компанию не должны устанавливаться на государственном уровне. Объем и параметры передаваемых рисков должны определяться рыночными механизмами и соображениями эффективности;
- параметры регулирования перестраховочного рынка не должны ограничивать конкуренцию;
- институциональные ограничения на прием взносов по входящему перестрахованию из-за рубежа должны быть устранены.