Резюме
По оценкам «Эксперт РА», общий объем инвестиций в рынок ДУ розничных и состоятельных частных клиентов за 9 месяцев 2017 года вырос почти на 150 млрд рублей, а количество новых клиентов – физических лиц увеличилось на 57 тыс. В структуре портфелей в ИДУ и розничных фондов преобладают облигации, которые становятся более выгодной альтернативой банковским депозитам на фоне снижающихся ставок. Лидерами привлечения частных клиентов остаются УК, входящие в банковские группы, что обеспечивает им эффективный канал дистрибуции. Пока дистанционные каналы продаж занимают только 4% в общей структуре привлечений. Несмотря на интерес управляющих к этой сфере, ограничениями для ее развития, по мнению УК, являются высокая стоимость наладки IT-инфраструктуры, отсутствие подходящего ПО, а также регулятивные риски.
Средства частных клиентов стали основным драйвером рынка ДУ. По итогам III квартала 2017 года, по оценкам «Эксперт РА», рынок ДУ и коллективных инвестиций вырос на 3% и составил 6,2 трлн рублей. В относительном выражении наиболее высокие темпы прироста в III квартале 2017 года продемонстрировали ОПИФ и ИПИФ, а также ДУ корпоративных клиентов и физических лиц (+17, +15 и +9% соответственно). Драйвером активизации частных клиентов на рынке ДУ служит тренд на снижение ставок по депозитам. Направление ДУ корпоративных клиентов характеризуется повышенной волатильностью: его динамика связана с отдельными крупными притоками или оттоками средств от корпоративных клиентов.
Розничные фонды и сектор индивидуального управления средствами физических лиц приросли за счет интереса клиентов к облигациям. Общий объем инвестиций в рынок ДУ розничных и состоятельных частных клиентов за 9 месяцев 2017 года вырос почти на 150 млрд рублей, в основном за счет ДУ средствами физических лиц (+92 млрд рублей, или +37%). На фоне снижения депозитных ставок количество новых клиентов розничного бизнеса УК, включая ИДУ, за 9 месяцев 2016 года выросло на 57 тыс. При этом лидерами привлечения клиентов в розничные ПИФ и ИДУ традиционно остаются УК, входящие в банковские группы, что обеспечивает им эффективный канал продаж. В структуре инвестиций частные клиенты предпочитают облигации, рассматривая их как более выгодную альтернативу банковским депозитам. На фонды облигаций приходится 64% СЧА всех ОПИФ и ИПИФ, доля облигаций в среднем портфеле ИДУ – 54%.
Высокие затраты на наладку дистанционных каналов дистрибуции делают банковский канал продаж наиболее эффективным. Доля банковских сетей в структуре продаж лидеров розничного сегмента достигает порядка 70%. Значительная масса участников рынка (24% опрошенных «Эксперт РА») видит потенциал роста розницы через развитие дистанционных каналов продаж, однако этому, по мнению УК, препятствуют высокая стоимость создания инфраструктуры для такой дистрибуции (33% респондентов), недостаточное предложение программных продуктов для сопровождения продаж (26%), а также наличие законодательных ограничений и регулятивных рисков (32%).