

Резюме
- Все без исключения негосударственные пенсионные фонды, опрошенные агентством «Эксперт РА», оценивают состояние пенсионного рынка позитивно. Основными достижениями рынка в 2024 году участники опроса назвали запуск программы долгосрочных сбережений, появление новых игроков, рост интереса граждан к пенсионной системе.
- Основными рисками отрасли опрошенные НПФ назвали высокую ключевую ставку, болезни роста программы долгосрочных сбережений (необходимость повышения доверия граждан и предотвращения мисселинга), рост стоимости ведения бизнеса.
- Для эффективного развития пенсионному рынку нужны регуляторные изменения, прежде всего связанные с доработкой программы долгосрочных сбережений в части изменений параметров софинансирования, расширения перечня особых жизненных ситуаций, налоговых преференций.
- Большинство негосударственных пенсионных фондов, принявших участие в опросе, не готовы давать прогнозы по динамике пенсионного рынка. По мнению агентства «Эксперт РА», наиболее вероятным будет умеренный прирост совокупного объема активов пенсионного рынка на уровне 10–15% по итогам 2025 года. Динамика рынка будет зависеть от доходности инвестиционных портфелей НПФ и скорости вовлечения граждан в программу долгосрочных сбережений.
Негосударственные пенсионные фонды оценивают состояние пенсионного рынка позитивно. Главными достижениями отрасли в 2024 году НПФ однозначно считают запуск программы долгосрочных сбережений (ПДС), а главным вызовом 2025 года – выполнение задачи президента по привлечению в ПДС 0,5 трлн рублей на фоне сохранения высокой инфляции и высокой ключевой ставки.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в январе – феврале 2025 года провело опрос негосударственных пенсионных фондов относительно различных аспектов функционирования рынка. Агентство попросило оценить состояние пенсионного рынка по шкале от -5 до 5, где -5 означает максимально негативное состояние, 0 – нейтральное, 5 – максимально позитивное. Результаты опроса показали, что НПФ смотрят на состояние рынка исключительно позитивно: доля фондов, которые оценивают рынок как позитивный, составила 33%, как умеренно позитивный – 67%. Такое видение связано в целом с нейтрально позитивным фоном вокруг отрасли: в последние годы на рынке не было негативных событий, а запуск ПДС дал рынку новый импульс развития.
Основным достижением рынка в 2024 году все участники опроса назвали запуск программы долгосрочных сбережений. Кроме этого, в числе достижений отрасли НПФ выделили появление новых игроков, увеличение срока софинансирования ПДС до 10 лет, а также рост интереса граждан к пенсионной системе и, как следствие, поступление новых денег.
Основными вызовами пенсионные фонды назвали проблемы, связанные с запуском программы долгосрочных сбережений: несвоевременные изменения законодательства, сложности продвижения продукта ввиду низкой финансовой грамотности населения и недоверия к долгосрочным финансовым инструментам. Кроме того, влияние на отрасль как в 2024 году, так и в 2025 году будут оказывать высокая ключевая ставка и высокая инфляция, что делает задачу президента по привлечению в ПДС 0,5 трлн рублей крайне амбициозной, по мнению рынка. Вызовами 2025 года также станут борьба с болезнями роста ПДС (повышение доверия граждан и борьба с мисселингом), обострение конкуренции, решение вопросов кадрового дефицита и перехода на отечественное программное обеспечение.
При оценке влияния высокой ключевой ставки на стабильность пенсионного рынка мнения пенсионных фондов разделились, при этом в оценке влияния ставки на финансовый результат фонды были более позитивны.
Агентство «Эксперт РА» попросило оценить негосударственные пенсионные фонды влияние на финансовый результат рынка высокой ключевой ставки. 55% опрошенных отметили позитивное влияние высокой ключевой ставки: при этом об умеренно положительном влиянии сообщили 33% респондентов, о позитивном – 22%. В то же время 33% НПФ, принявших участие в опросе, оценили влияние высокой ключевой ставки на финансовый результат пенсионного рынка как умеренно негативное. 11% фондов не увидели никакого влияния ключевой ставки.
По мнению фондов, на финансовый результат рынка оказали влияние разнонаправленные факторы. С одной стороны, они отмечают более низкую доходность по ранее сформированным портфелям, в т. ч. по причине отрицательных переоценок. С другой стороны, доходность портфелей отдельных фондов поддерживали замещение старых активов в рамках их погашения новыми, более доходными, а также размещение пенсионных средств в сделки РЕПО. Новые деньги, привлеченные в рамках ПДС, также инвестировались под высокие ставки, что оказало положительное влияние на финансовый результат пенсионного рынка.
Также агентство «Эксперт РА» попросило оценить, какое влияние на стабильность пенсионного рынка оказала высокая ключевая ставка. Мнения опрошенных разделились: умеренно негативное влияние отметили 44% фондов, не заметили изменений – также 44%. Об умеренно позитивном влиянии сообщили 11% опрошенных. По мнению участников опроса, специфика пенсионного бизнеса, заключающаяся в долгосрочности продуктов и относительно малой величине выплат, а также существенные запасы капитала и резервов фондов, помогают им сохранять стабильное финансовое положение вне зависимости от экономических шоков. Несмотря на то, что высокая ключевая ставка приводит к росту кредитных рисков эмитентов, качество инвестиционных портфелей фондов нивелирует возможные риски нестабильности в отрасли. Положительное влияние ключевой ставки на стабильность пенсионного рынка отмечают новые фонды, которые демонстрируют высокую доходность и привлекательность своего продукта для клиентов.
IT-обеспечение пенсионной отрасли в целом находится на достаточном уровне, однако фонды вынуждены решать задачи импортозамещения ПО в условиях отсутствия адекватных IT-решений.
78% опрошенных фондов оценивают состояние IT-инфраструктуры отрасли как умеренно позитивное, 11% – как нейтральное. При этом 11% респондентов оценивают IT-технологии негативно ввиду отсутствия единых для отрасли систем и стандартов управления, документооборота и информационного обмена. Данные опроса свидетельствуют, что большинство фондов справляются с задачами поддержания IT-инфраструктуры на достаточном уровне. Вместе с тем фонды отмечают отсутствие широкого выбора специализированных отраслевых продуктов ввиду невысокого числа самих негосударственных пенсионных фондов, что тормозит цифровую трансформацию. При этом импортозамещение продолжается, в т. ч. по мере возникновения новых разработок отечественных аналогов программного обеспечения, необходимых для работы фондов, а также снижения их стоимости.
По мнению опрошенных фондов, цифровую трансформацию отрасли должно подтолкнуть усовершенствование/создание следующих IT-разработок:
- систем персонифицированного учета,
- операционных и бухгалтерским систем,
- систем для управления активами, аналитики и хранилищ,
- проектов в сфере интеграции с государственными базами данных,
- проектов в сфере искусственного интеллекта и облачных технологий.
Для эффективного развития пенсионному рынку нужны регуляторные изменения, прежде всего связанные с доработкой программы долгосрочных сбережений.
Агентство «Эксперт РА» попросило негосударственные пенсионные фонды определить, какие дополнительные меры стимулирования программы долгосрочных сбережений могут в наибольшей степени увеличить объем средств, привлекаемых в рамках программы. По мнению большинства опрошенных, самой эффективной мерой может стать введение софинансирования со стороны работодателей, так как это приведет к росту доходности продукта и, как следствие, его привлекательности для граждан. Однако, по мнению некоторых участников рынка, такая мера снизит ценность действующих корпоративных пенсионных программ, что может негативно отразиться на сегменте НПО. Позитивно повлиять на привлекательность ПДС, по мнению участников опроса, также может увеличение софинансирования со стороны государства как в части сумм, так и его пропорций. Следующей по значимости мерой НПФ считают расширение перечня особых жизненных ситуаций, что позволит снизить уровень недоверия граждан к программе из-за ее долгосрочности.
НПФ отмечают, что вынесение ПДС в отдельный сегмент налогового вычета, а также возможность применения вычета для участников пенсионного и предпенсионного возраста могли бы сделать продукт более привлекательным. В числе иных мер поддержки участники опроса предлагали увеличение срока софинансирования со стороны государства до 15 лет и его индексацию, выравнивание налоговых преференций для работодателей по ПДС и НПО, развитие ПДС для детей с отдельной логикой софинансирования от государства и вычетов для родителей, возможность перевода пенсионных накоплений в ПДС в любом фонде без потери инвестиционного дохода, а также упрощение клиентского пути.
График 5. Мнение рынка: какие дополнительные меры стимулирования ПДС могут существенно увеличить объем средств, привлекаемых в рамках программы?
Источник: «Эксперт РА»
По мнению участников опроса, кроме донастройки параметров ПДС, для эффективного развития пенсионному рынку нужны следующие регуляторные изменения:
- разработка единой долгосрочной стратегии развития рынка,
- сокращение отчетности перед регуляторными и надзорными органами (например, внедрение единой формы отчетности в Банк России, ФНС и НАПФ),
- предоставление возможности фондам вести деятельность в сфере ИИС-3 и страхования жизни,
- переход на регулирование через стресс-тестирование и смягчение ограничений по размещению активов, включая лимиты и возможность инвестировать в валюту.
Агентство «Эксперт РА» подвело предварительные итоги старта программы долгосрочных сбережений.
Агентство «Эксперт РА» попросило негосударственные пенсионные фонды поделиться отдельными показателями их работы по программе долгосрочных сбережений в 2024 году. Разгласить результаты согласились шесть негосударственных пенсионных фондов, отдельные данные которых приведены в таблице. Лидером рэнкинга по количеству договоров ПДС и объему внесенных средств граждан стало АО «НПФ Сбербанка».
Таблица. Рэнкинг негосударственных пенсионных фондов по количеству договоров ПДС
Место | Название фонда | Количество договоров ПДС, заключенных в 2024 г., шт. | Сумма внесенных собственных средств граждан в 2024 г., млн руб. | Прогнозируемый объем средств пенсионных накоплений, переведенных гражданами из ОПС по заявлениям, поданным в 2024 г., млн руб. | Прогнозируемый объем (оценка) средств софинансирования от государства, планируемых к зачислению на счета граждан по договорам, заключенным в 2024 г., млн руб. |
1 | АО «НПФ Сбербанка» | 1 959 729 | 47 982 | 70 880 | 10 627 |
2 | АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд | 700 394 | 33 330 | 10 838 | 13 200 |
3 | АО «НПФ ГАЗФОНД Пенсионные накопления» | 120 500 | 15 900 | 12 700 | 3 000 |
4 | АО «Национальный НПФ» | 18 232 | 311 | 989 | 78 |
5 | АО «НПФ Альфа» | 11 108 | 149 | 0 | 33 |
6 | АО НПФ «Альянс» | 1 118 | 13,3 | 110,5 | 3,3 |
Источник: «Эксперт РА» по данным НПФ