Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Лизинг в России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

Генеральный партнер:

Партнеры:

Содержание

Резюме

За счет мощного роста авиасегмента (+69%) рынку лизинга удалось избежать серьезного падения в 2013 году: объем новых сделок практически не изменился и составил 1,3 трлн руб. Однако в текущем году вытянуть весь рынок авиализингу не удастся: в лучшем случае сегмент покажет небольшое снижение (-10%). Осложнить ситуацию может ожидаемое снижение платежеспособности клиентов и рост стоимости фондирования, что заставит часть компаний до конца года покинуть рынок, не исключена и активизация сделок M&A. В результате даже в оптимистичном сценарии возможен только незначительный рост рынка – не более 1%, а в пессимистичном падение достигнет 15%. Потенциал роста для компаний заложен в сегменте легкового и грузового транспорта.

Объем нового бизнеса на рынке лизинга за 2013 год не претерпел серьезных изменений (-1,5%, в 2012 году +1,5%). Сумма новых контрактов составила 1 300 млрд руб. (1 320 млрд руб. в 2012 году). Второй год подряд объем новых лизинговых сделок существенно не меняется. Лидер рынка - «ВЭБ-лизинг» - сократил объем новых сделок в 2013 году почти на 30% относительно 2012 года. Самые высокие темпы прироста среди ТОП-10 компаний показали «ТрансФин-М» (63,3%) и «Сбербанк Лизинг» (51,5%), не дав тем самым сильно упасть лизинговому рынку.

Согласно динамике стоимости имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам, рынок в 2013 году продолжил слабый рост (+1,7%).С точки зрения такого показателя, как стоимость имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам (данный показатель характеризует новый бизнес в трактовке европейской лизинговой федерации Leaseurope) рынок в 2013 году продолжил слабый рост (+1,7%). Это может означать, что и в 2012 и в 2013 гг. сокращался размер финансовой надбавки по лизингу – снижался средний срок сделки, стоимость заемных ресурсов, маржа лизинговых компаний. В то же время столь низкий темп прироста также сигнализирует о стагнации рынка, поскольку рост стоимости имущества меньше инфляции в экономики.

Авиа- и автотранспорт удержали рынок от сильного падения. В 2013 году сокращение сегмента-лидера – ж/д техники – продолжилось: -17,6% относительно 2012г. Сильного падения рынка лизинга удалось избежать за счет рекордного объема авиасделок – наибольшего за последние 7 лет. Факторами, способствовавшими столь мощному росту авиализинга (+68,6%), стали стимулирующие государственные программы по обновлению парка воздушных судов и потребность в размещении имеющихся ресурсов лизинговыми компаниями с госучастием. Сегмент автотранспорта также продемонстрировал высокие темпы прироста объема новых сделок: легковой – 13,5%, грузовой – 33%.

Главными вызовами для рынка в 2014 году станут рост проблемных активов и стоимости фондирования. По оценкам «Эксперт РА», средний уровень просроченной задолженности в лизинге на 01.01.2014 составил около 3,5-4% в сегменте небольших сделок, по крупным сделкам – около 1-1,5%. Некоторые лизингодатели уже столкнулись с ростом просрочки в 4кв. 2013г. Стагнация в российской экономике будет негативно сказываться на платежной дисциплине лизингополучателей в 2014 году, что может привести к росту просроченной задолженности. На фоне напряженной ситуации с ликвидностью в банковском секторе будет расти и стоимость фондирования для лизинговых компаний. Сочетание этих факторов может вынудить отдельных участников уйти с рынка еще до конца 2014 года за счет либо закрытия бизнеса либо продажи активов конкурентам.

Потенциал роста в 2014 году заложен в автолизинге. Фактором поддержки может выступить авиализинг, несмотря на его вероятное сокращение в абсолютных цифрах. Наиболее вероятной точкой роста является грузовой и легковой автотранспорт ввиду его высокой ликвидности. Кроме того часть лизинговых компаний полагает, что клиенты будут обновлять транспорт, приобретенный в 2010-2012гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3-5 лет). Фактором поддержки рынка будет авиализинг в силу значительного объема этого сегмента, что подкрепляется необходимостью обновления парка воздушных судов в стране, а также субсидированием государством лизинговых платежей (Постановление Правительства РФ №1212 и пр.). Ожидания от ж/д сегмента диаметрально противоположны авиализингу, несмотря на принятое недавно Постановление Правительства РФ №41 от 20.01.2014 (о субсидировании потерь при приобретении инновационных вагонов) и высокий износ вагонного парка ОАО «РЖД».

По прогнозу «Эксперт РА», даже в оптимистичном сценарии возможно сохранение текущего объема рынка лизинга, а в пессимистичном - падение достигнет 15%. При реализации пессимистичного (базового) прогноза «Эксперт РА» ни один из крупнейших сегментов рынка лизинга в 2014 году не сможет продемонстрировать высоких темпов роста: сокращение продолжится на рынке ж/д техники (-14%); авиация после мощнейшего рывка ослабит свои позиции (-30%). От автосегмента в связи с колебаниями курса рубля и снижением грузоперевозок также будет трудно ожидать роста (сокращение составит порядка -5-6%). Оптимистичный сценарий базируется на слабом сокращении авиасегмента (не более 10%), сохранении позиций ж/д и небольшом снижении объема строительной техники (-11%) при умеренном росте других сегментов. Но даже в случае сильного роста автолизинга (+10-12%) сумма новых сделок в 2014 году на уровне прошлого года.



  Методология
Исследования по теме
Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2017 года
16.10.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Лизинг в России: итоги I полугодия 2017 года
05.10.2017
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»
29.05.2017
Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.
Статьи экспертов по теме
Книга рекордов лизинга
11.10.2017 / Павел Жолобов
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка