Лизинг и факторинг, 02.04.2014

Прогноз развития рынка
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

С учетом замедления роста ВВП страны (с 3,4% в 2012г. до 1,3% в 2013г., согласно данным Росстата) и ожиданий рецессии в экономике в текущем году, наращивание объема нового бизнеса в лизинге в 2014 году маловероятно. «Макроэкономическая конъюнктура вносит свои коррективы в развитие лизинговой отрасли, и существенного роста рынка в 2014 году не ожидается. В лучшем случае прогнозируется увеличение не более чем на 3-5%. В условиях замедления темпов роста российской экономики, лизинг представляется более эффективным способом финансирования в сравнении с традиционным кредитованием, поэтому очевидно, что такой вид финансирования будет накапливать потенциал в качестве выгодного и надежного инструмента модернизации основных фондов предприятий. При этом выгодного как для коммерческих, так и государственных организаций», - говорит Дмитрий Ерошок, генеральный директор «Сбербанк Лизинг».

Авиасегмент, очевидно, в 2014 году останется одним из крупнейших, хотя, по прогнозу «Эксперт РА», и не сможет продемонстрировать столь высокие темпы роста, как годом раньше. Развитию сегмента способствует ряд действующих нормативных документов, направленных на обновление парка воздушных судов в стране и субсидирование части лизинговых платежей (Постановление №1212 и пр.). Кроме того, функционируют региональные программы для поддержания авиаперевозок. «Правительство продлило программу субсидирования региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе на три года, - отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора Государственной транспортной лизинговой компании. - Учитывая положительный опыт субсидирования в 2013 году, уверен, что программа будет способствовать модернизации парков местных региональных авиакомпаний». В целом на поддержку рынка со стороны авиасегмента надеется большинство лизингодателей (график 18).

 

Ожидания от ж/д сегмента диаметрально противоположны авиализингу, несмотря на принятое недавно Постановление Правительства РФ №41 от 20.01.2014 (о субсидировании потерь при приобретении инновационных вагонов) и высокий износ вагонного парка ОАО «РЖД». Придать импульс развитию данного сегмента смогло бы обновление парка устаревших локомотивов (износ локомотивного парка ОАО «РЖД» составляет 83%, согласно сайту компании) с помощью технологий финансового лизинга, такую возможность сейчас обсуждают ОАО «РЖД» с Министерством транспорта РФ. В то же время перенасыщение рынка по ряду видов вагонов, а также возможное продление срока эксплуатации подвижного состава только подкрепляют негативный прогноз по лизингу ж/д техники.

 

Поддерживать рынок в 2014 году будут грузовой и легковой транспорт. Важным фактором здесь является ликвидность имущества, к тому же часть государственных программ, направленных на развитие грузоперевозок, дает дополнительные стимулы для роста сегмента лизинга грузового автотранспорта. Кроме того, некоторые лизинговые компании рассчитывают на то, что клиенты начнут обновлять транспорт, приобретенный в 2010-2011гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3-5 лет).

 

В то же время у отрасли лизинга морских и речных судов существуют неплохие перспективы по увеличению объемов в течение следующих 2-3 лет, т.к. российскому парку речных судов необходимо масштабное обновление. Государство способствует перевооружению российского водного транспорта в рамках нормативных актов и документов (Распоряжение Правительства РФ №2514-р, Постановление Правительства РФ №138 и др.). Кроме того, перевозки грузов по воде дешевле, чем сухопутным видом транспорта, а текущее снижение ж/д перевозок может положительно отразиться на объемах транспортируемых грузов водным транспортом. Поэтому неудивительно, что крупные грузоперевозчики могут начать обновление речных и морских судов в ближайшие годы.

Таблица 5. Определяющее влияние на рынок лизинга в 2014 году будут оказывать ж\д и авиализинг

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Динамика сегмента 2013 г. Прогноз прироста на 2014г. (пессим/оптим. прогноз), % Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п.
Железно-дорожная техника Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление №41 от 20.01.2014). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов посредством лизинга для ОАО «РЖД» Возможное продление срока службы вагонов, сокращение ж/д перевозок, насыщение рынка вагонов, -17,6% -14% / 0% -5,6 0,0
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление №1212 и пр.), замена и модернизация авиапарка Конкуренция со стороны иностранных лизинговых компаний (нерезидентов) 68,6% -30% / -10% -5,1 -1,7
Легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, перераспределению потребительских предпочтений от банковского кредита в сторону финансового лизинга снижение объемов перевозок, падение объема продаж автомобилей 13,5% -5% / +12% -0,7 +1,4
Грузовые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, перераспределению потребительских предпочтений от банковского кредита в сторону финансового лизинга снижение объемов перевозок, падение объема продаж автомобилей 33,0% -6% /+10% -1,0 +1,7
Строительная техника Реализация утвержденных проектов строительства федеральных автодорог Высвобождение и выход на локальные рынки строительной техники, ранее задействованной в масштабных госпроектах, снижение объемов жилищного строительства 79,5% -20% / -11% -1,8 -1,0
Прочие сегменты Сокращение инвестпрограмм, сокращение объема роста экономики -60,1% -15% /-7% -0,8 -0,4
Итого прирост по рынку -15 0

Источник: «Эксперт РА»

По прогнозам «Эксперт РА», оптимистичный сценарий развития рынка лизинга возможен при росте реального ВВП (в пределах 1-2%), стабильном курсе рубля (на уровне 35-36 руб. за доллар) и неухудшении ситуации с ликвидностью в банковском секторе. В этом случае мы ожидаем слабое сокращение авиасегмента, сохранение позиций сегмента ж/д-техники и умеренный рост автолизинга (см. таблицу 5). При таком сценарии прирост объема новых сделок будет близок к нулю. Но, ввиду общей динамики промышленного производства (сокращение в январе составило 0,2%, слабый рост в феврале - менее 1%) и оттока капитала (согласно прогнозу Министерства экономического развития, отток за первые три месяца 2014 года составит около 65-70 млрд долл.), наиболее вероятен пессимистичный сценарий.

Активные меры ЦБ РФ по борьбе с инфляцией могут негативно сказаться на объемах банковского кредитования реального сектора экономики. В марте текущего года ключевая ставка Банка России уже была повышена (с 5,5% до 7%). А в случае дальнейшего роста потребительских цен повышение банковских ставок на 1-1,5% не заставит себя долго ждать. В пользу пессимистичного сценария развития рынка говорит также и рост политических рисков, хотя пока невозможно оценить, насколько сильно санкции ЕС и США (если они будут введены) отразятся на отдельных отраслях экономики России. Согласно пессимистичному прогнозу Агентства, если рост реального ВВП будет нулевым либо даже слабо отрицательным (-0,5%), а также будет сильный отток капитала (более 90 млрд долл.) и дальнейшее ослабление курса рубля (до 37-39 руб. за доллар), мы увидим падение объема сделок с авиатехникой (примерно на 30%) и подвижным составом, будет отсутствовать рост и в других сегментах. При реализации данного сценария сокращение лизингового рынка может составить до 15%, а объем нового бизнеса не превысит 1,1 трлн руб.

 
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика