Резюме
Анализ ИТ-ландшафта лизингового рынка проведен в рамках исследования за 1-е полугодие 2025 года при поддержке экспертного совета «Цифровой лизинг» НП «Лизинговый Союз». В опросе принял участие 91 респондент из лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых составляет более 97% всего рынка. Лизинговым компаниям необходимо было отметить в анкете имеющийся набор ИТ-решений из предложенных 22 видов.
Согласно результатам опроса наиболее популярным функционалом стали наличие автоматизированных систем по обогащению сделок из внешних источников («Контур.Фокус.», DaData, «СПАРК» и т. д.) и передача данных в БКИ. Это обусловлено тем, что такая операционная работа со сделками носит ежедневный характер и требует вовлечения значительного объема трудозатрат при выполнении вручную, поэтому многие компании посчитали обоснованным автоматизировать подобную рутину. Столь низкая доля распространения мобильного приложения на рынке лизинговых услуг обусловлена практически нулевой долей физических лиц в составе клиентской базы компаний, для которых было бы актуально наличие приложения в смартфоне.
В целом, степень цифровой зрелости крупнейших ЛК на рынке выше, чем у более мелких игроков. Отчасти это объясняется тем, что в топ-20 входят компании, принадлежащие банкам, чья степень цифровой зрелости значительно выше лизингового рынка. В то же время крупные компании имеют значительно большие объемы финансовых ресурсов и бюджеты, выделенные на инвестиции в цифровизацию. При этом у подобных игроков дорогостоящие вложения окупаются за счет эффекта масштаба. Для небольших ЛК внедрение отдельных коробочных решений или собственных разработок является нередко неподъемными в части их стоимости. Вдобавок более мелкие игроки преимущественно работают с ограниченным числом клиентов, с которыми выстраиваются личные доверительные отношения и которым часто прямой контакт с менеджером важнее наличия высокого цифрового сервиса.
Таблица 1. Наличие ИТ-функционала у ЛК в зависимости от их места по объему нового бизнеса за 1-е полугодие 2025 года
| Топ-20 НБ | 21–50-е место | > 51-го места | |
| Автоматизир. обогащение сделки из внешних источников («Контур.Фокус», «СПАРК», БКИ и пр.) | 100% | 96% | 87% |
| Автоматизированная передача данных в БКИ | 89% | 96% | 80% |
| Автоматизированная система ЭДО | 89% | 77% | 65% |
| «Личный кабинет клиента» | 84% | 38% | 15% |
| Автоматизир. формирование шаблонов коммерч. предложений | 79% | 69% | 63% |
| Автоматизир. процесс контроля дебиторской задолженности | 79% | 65% | 39% |
| Автоматизированные сервисы по передаче данных в РФМ | 79% | 73% | 48% |
| Система управления с обращениями клиентов (service desk) | 74% | 58% | 22% |
| Лизинговый калькулятор на сайте | 74% | 62% | 52% |
| Система расчета скоринга клиента | 63% | 54% | 46% |
| Система изъятия/оценки/реализации б/у имущества | 63% | 38% | 20% |
| Проведение оценки уровня автоматизации бизнес-процессов ЛК | 58% | 65% | 59% |
| Система учета и формирования иск. заявлений и претенз. работы | 58% | 38% | 22% |
| Система по расчету скоринга поставщика | 58% | 31% | 22% |
| Инструменты компьютерного зрения для распознавания документов | 53% | 15% | 17% |
| Отслеживание статуса сделки в «личном кабинете»/моб. приложении | 47% | 23% | 7% |
| Заключение лиз. договора в роботизированном виде (без участия человека) | 47% | 23% | 11% |
| Подписание документов электронной подписью в «личном кабинете клиента»/поставщика | 42% | 27% | 26% |
| Автоматизир. работа с поставщиками (учет, ведение каталога номенклатуры) | 40% | 20% | 18% |
| «Личный кабинет поставщика» | 32% | 15% | 4% |
| «Личный кабинет прочих партнеров» (агенты, брокеры, сервисы) | 26% | 15% | 4% |
| Мобильное приложение | 26% | 4% | 4% |
Большинство игроков лизингового рынка имеют определенный набор ИТ-решений для обеспечения необходимого уровня цифровизации, при этом дальнейшее усложнение ИТ-ландшафта становится для основной массы игроков обременительным. В то же время ЛК, которые отметили наличие функционала по более чем 80% чек-пойнтов (18 из 22), составляют 8% респондентов и на 80% состоят из игроков, входящих в топ-10 ЛК на рынке лизинга по объему нового бизнеса.
Таблица 2. Доля респондентов в зависимости от числа имеющихся ИТ-решений
| Число внедренных ИТ-решений | 22 | 21 | 20 | 19 | 18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
| Доля респондентов, % | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 7 | 1 | 5 | 9 | 3 | 15 | 9 | 5 | 10 | 3 | 10 | 4 | 0 | 2 | 1 |
Методология
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и 9 месяцев. В исследовании по итогам 1пг2025 приняли участие 109 лизинговых компаний.
В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями – участниками проекта.
В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний.
В составе лизинговых сделок мы считаем необходимым выделить оперативный лизинг. В настоящее время мы не корректируем расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечаем, что их экономическая суть и технологии осуществления различны. Мы хотим обратить внимание на то, что основные термины, используемые в исследовании, трактуем следующим образом:
Новый бизнес – это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: New business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges).
Сумма новых договоров лизинга – это вся сумма платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период, с учетом НДС.
При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы – должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.
В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.
Объем профинансированных средств – средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).
Объем полученных платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.
Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчетной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.
Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предшествующих исследуемому периодах.
Чистые инвестиции в лизинг (ЧИЛ в соответствии с ФСБУ 25/2018) представляют собой валовые инвестиции в лизинг (без учета операционной аренды), дисконтированные с использованием процентной ставки по лизинговому договору.
Все показатели по компаниям, кроме нового бизнеса, приводятся с учетом НДС.
Активы, переданные в операционную аренду – остаточная стоимость активов, переданных в аренду, по которым компания не передает практически все риски и выгоды, связанные с владением активом.
Авансы, выданные поставщикам – авансы, уплаченные поставщикам под приобретение объектов основных средств, предназначенных для передачи в лизинг (аренду), за вычетом созданного резерва, полученных авансов от клиентов и НДС, подлежащего к вычету.
Активы – общая величина активов, код 1600 формы 1 Бухгалтерского баланса.
Капитал – итого раздел III формы 1 Бухгалтерского баланса.
Чистая прибыль – код 2400 формы 2 Отчета о финансовых результатах.
Для проверки правильности предоставляемых компаниями сведений соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей за несколько временных промежутков, что демонстрирует нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влечет соответствующие изменения в денежных потоках (полученных платежах), которые также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.