2.1. Структура сделок по регионам
В 2013 году территориальное распределение новых сделок претерпело заметные изменения: доля Санкт-Петербурга выросла с 7,4% до 12,7% (см. графики 6 и 7), что объясняется крупными авиасделками. В географическом распределении сделок уменьшилась доля Уральского ФО (с 13,3% до 10,1%) и Сибирского ФО (с 9,5% до 7,2%). На Москву и Центральный ФО совокупно приходится почти половина новых сделок (49,6% в 2013 году, годом ранее - 51,9%).
Распределение новых сделок по регионам без учета крупных сделок показывает, что на Москву приходится уже не половина, а четвертая часть всего объема нового бизнеса в 2013 году (см. график 8). Концентрация оставшейся части сделок по ФО возросла: на Приволжский ФО приходится 14,1% (9,4% с крупными сделками), на Центральный ФО – 12,6% (7,3% с крупными сделками), а на Уральский ФО и Санкт-Петербург - по 12,1%.
2.2. Структура сделок по отраслям
В 2013 году сокращение объема новых сделок сегмента-лидера – ж/д техники – продолжилось: минус 17,6%, относительно 2012 года. От сильного падения весь рынок удержал авиализинг. В тройку лидеров по объему авиасделок вошли «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ГТЛК». Высокие показатели роста в прошедшем году также продемонстрировал автолизинг (легковые авто 13,5%, грузовые – 33%).
Небольшой рост в сегменте строительной техники был, пожалуй, последним рывком в подготовке к Олимпиаде в Сочи. После завершения строительства крупных спортивных объектов (Олимпиада в Сочи и Универсиада в Казани) у участников рынка появились опасения, вызванные возможным снижением спроса со стороны лизингополучателей из-за выхода на рынок строительной б/у техники.
«Бытует мнение, что рынок заполонит техника, отработавшая на олимпийских объектах. Считаю, что это может произойти только в отношении соседних регионов и не отразится критично на спросе лизингополучателей в масштабе всей страны», - комментирует Олег Литовкин, генеральный директор «Лизинговая компания УРАЛСИБ».
Для компаний, собственником которых является государство, по-прежнему характерны высокие доли в сегментах ж/д- и авиа транспорта (совокупно 70%). Новые сделки лизингодателей, которыми владеют отечественные и иностранные производители оборудования, преимущественно относятся к лизингу грузового автотранспорта. В строительной и дорожно-строительной технике лидируют компании, контролируемые кредитными организациями, что объясняется активным участием банков в финансировании строительных проектов. Лизинг недвижимости остается одним из наименее востребованных сегментов для лизингополучателей так же, как и лизинг морских и речных судов.
2.3. Структура сделок по размеру бизнеса клиента
В 2013 году доля малого и среднего бизнеса составила 32,2% от всего объема нового бизнеса на рынке, что почти на 2,6 п.п. меньше, чем в 2012 году (см. график 12). Сокращение пришлось на сделки с субъектами среднего бизнеса (-35,2% по сравнению с 2012г.). В то же время объемы новых сделок с малым бизнесом выросли (+7,5%).
Представители сферы оказания услуг по-прежнему показывают наибольший спрос на лизинговые услуги среди представителей МСБ (27,6% за 2013 год). Компании, основными видами деятельности которых являются строительство и оптовая торговля, в прошедшем году активно заключали сделки с лизингодателями (рост составил 4,3% и 5,8% соответственно).
По территориальному распределению в лизинговых сделках МСБ существует несколько довольно ярких отличий от рынка в целом: снижается концентрация на Москве (22,5% вместо 42,3% по всему рынку), в то время как доля Центрального ФО возросла на 3,8 п.п., а Приволжского ФО – на 8 п.п.