Содержание |
Резюме
Вследствие сокращения числа лизинговых сделок в 1 полугодии 2015 года на 25% объем нового бизнеса упал почти на треть – до 244 млрд рублей. Потянул рынок вниз, несмотря на запуск программы льготного автолизинга, крупнейший сегмент – автотранспорт, на который участники рынка возлагали надежды. Большего сжатия рынок избежал из-за ряда крупных авиасделок, за счет которых доля оперлизинга в новом бизнесе выросла до 17%. Во 2 полугодии 2015 года лизинг авиасудов поддержит рынок, однако не компенсирует полностью его сокращение. В итоге падение нового бизнеса в 2015 году составит около 25% по базовому (негативному) сценарию и не менее 15% – по позитивному.
Новый бизнес (стоимость имущества) за 1 полугодие 2015 года упал на треть и составил около 244 млрд рублей. Наибольшее сокращение среди крупнейших сегментов произошло по ж/д технике, объем нового бизнеса которой упал на 38%. Автосегмент в стоимостном выражении сократился на 21% (в частности, объем сделок с грузовыми автомобилями упал почти на треть), несмотря на запуск госпрограммы по поддержке российского автопрома. Наименьшие темпы сокращения (-5,6%) среди сегментов топ-3 продемонстрировала авиатехника. Положительные темпы прироста из 17 сегментов показали только 3, на которых в совокупности приходится менее 5% рынка.
Большего сжатия рынку лизинга удалось избежать за счет ряда крупных сделок по передаче в аренду воздушных судов российским авиакомпаниям. По оценкам агентства, без учета крупных авиасделок ГТЛК и ВТБ Лизинг за 1 полугодие 2015 года сжатие рынка могло составить около 38% вместо фактических 30%. Авиасегмент продолжит поддерживать рынок лизинга и во 2 полугодии текущего года, в том числе за счет госпрограммы по развитию российского авиапрома. Однако даже реализация части «твердых» крупных авиадоговоров, подписанных на авиасалоне «МАКС-2015», не сможет компенсировать сокращение объема нового бизнеса в 2015 году.
Оперативный лизинг взлетел: доля оперативного лизинга в структуре нового бизнеса достигла 17% (годом ранее – 10%). Причинами послужили сокращение сделок финансового лизинга и заключение госкомпаниями крупных сделок по передаче в операционный лизинг авиасудов. До 1 полугодия 2015 года доля операционной аренды на российском рынке лизинга, как правило, не превышала 10–12%. Кроме того, дальнейшая передача авиакомпаниям в аренду воздушных судов SSJ-100 посредством докапитализации ГТЛК на фоне сокращения рынка лизинга может увеличить долю операционного лизинга в новом бизнесе за 2015 год до 25%.
Автолизинг показал результаты хуже ожиданий рынка и сократился в 1 полугодии 2015 года почти на четверть после роста (+19%) за аналогичный период прошлого года. Причинами послужили сжатие экономики России и рост стоимости фондирования, которые привели к сокращению спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживанию лизингодателями сделок в I квартале 2015 года. Госпрограмма льготного автолизинга во II квартале 2015 года активизировала сделки (около 12% объема нового бизнеса с автомобилями передано в лизинг в рамках госпрограммы), но не смогла восстановить прошлогодние объемы сегмента. В результате сжатие автолизинга сказалось на количестве лизинговых сделок: за 1 полугодие 2015 года на рынке было заключено всего около 55 тысяч сделок (годом ранее – более 77 тысяч).
Средняя доля проблемной задолженности в портфеле выросла с 6% на 01.07.2014 до 10% на 01.07.2015. Уровень проблемной задолженности вырос в портфеле всех компаний, принявших участие в исследовании. Наибольшее ухудшение качества портфеля (рост не менее 5 п. п.) характерно для банковских лизинговых компаний. Один из самых высоких уровней проблемной задолженности, как и годом ранее, приходится преимущественно на портфели лизингодателей, собственниками которых являются иностранные банки. На наш взгляд, это связано с различиями в методах работы компаний с клиентами (в том числе подходов к реструктуризации проблемных сделок) и качестве информации, предоставляемой участниками исследования.
Согласно базовому (негативному) сценарию «Эксперт РА», падение рынка лизинга в 2015 году составит около 25%, а при позитивном прогнозе рынок сократится на 15%. При реализации базового прогноза «Эксперт РА» объем нового бизнеса составит около 510 млрд рублей. Падение ж/д сегмента составит 45%. В авиасегменте за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов сжатие объема нового бизнеса будет меньше (около 15%). Госпрограмма по льготному лизингу автотранспортных средств окажет поддержку автолизингу, но не удержит его от сокращения (на 15%). Сжатие прочих сегментов рынка составит около 25%. Позитивный прогноз подразумевает сокращение объема нового бизнеса на 15%, при этом его объем составит около 580 млрд рублей. В этом случае ожидается сокращение сегмента ж/д техники на 35%, авиализинга – на 5%, прочих сегментов – суммарно не менее 15%. Автолизинг продемонстрирует сжатие на 5%.