en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Проекты методологий Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Перевод кредитных рейтингов по национальной шкале иностранного государства в национальную рейтинговую шкалу РФ
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Содержание

Резюме

Вследствие сокращения числа лизинговых сделок в 1 полугодии 2015 года на 25% объем нового бизнеса упал почти на треть – до 244 млрд рублей. Потянул рынок вниз, несмотря на запуск программы льготного автолизинга, крупнейший сегмент – автотранспорт, на который участники рынка возлагали надежды. Большего сжатия рынок избежал из-за ряда крупных авиасделок, за счет которых доля оперлизинга в новом бизнесе выросла до 17%. Во 2 полугодии 2015 года лизинг авиасудов поддержит рынок, однако не компенсирует полностью его сокращение. В итоге падение нового бизнеса в 2015 году составит около 25% по базовому (негативному) сценарию и не менее 15% – по позитивному.

Новый бизнес (стоимость имущества) за 1 полугодие 2015 года упал на треть и составил около 244 млрд рублей. Наибольшее сокращение среди крупнейших сегментов произошло по ж/д технике, объем нового бизнеса которой упал на 38%. Автосегмент в стоимостном выражении сократился на 21% (в частности, объем сделок с грузовыми автомобилями упал почти на треть), несмотря на запуск госпрограммы по поддержке российского автопрома. Наименьшие темпы сокращения (-5,6%) среди сегментов топ-3 продемонстрировала авиатехника. Положительные темпы прироста из 17 сегментов показали только 3, на которых в совокупности приходится менее 5% рынка.

Большего сжатия рынку лизинга удалось избежать за счет ряда крупных сделок по передаче в аренду воздушных судов российским авиакомпаниям. По оценкам агентства, без учета крупных авиасделок ГТЛК и ВТБ Лизинг за 1 полугодие 2015 года сжатие рынка могло составить около 38% вместо фактических 30%. Авиасегмент продолжит поддерживать рынок лизинга и во 2 полугодии текущего года, в том числе за счет госпрограммы по развитию российского авиапрома. Однако даже реализация части «твердых» крупных авиадоговоров, подписанных на авиасалоне «МАКС-2015», не сможет компенсировать сокращение объема нового бизнеса в 2015 году.

Оперативный лизинг взлетел: доля оперативного лизинга в структуре нового бизнеса достигла 17% (годом ранее – 10%). Причинами послужили сокращение сделок финансового лизинга и заключение госкомпаниями крупных сделок по передаче в операционный лизинг авиасудов. До 1 полугодия 2015 года доля операционной аренды на российском рынке лизинга, как правило, не превышала 10–12%. Кроме того, дальнейшая передача авиакомпаниям в аренду воздушных судов SSJ-100 посредством докапитализации ГТЛК на фоне сокращения рынка лизинга может увеличить долю операционного лизинга в новом бизнесе за 2015 год до 25%.

Автолизинг показал результаты хуже ожиданий рынка и сократился в 1 полугодии 2015 года почти на четверть после роста (+19%) за аналогичный период прошлого года. Причинами послужили сжатие экономики России и рост стоимости фондирования, которые привели к сокращению спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживанию лизингодателями сделок в I квартале 2015 года. Госпрограмма льготного автолизинга во II квартале 2015 года активизировала сделки (около 12% объема нового бизнеса с автомобилями передано в лизинг в рамках госпрограммы), но не смогла восстановить прошлогодние объемы сегмента. В результате сжатие автолизинга сказалось на количестве лизинговых сделок: за 1 полугодие 2015 года на рынке было заключено всего около 55 тысяч сделок (годом ранее – более 77 тысяч).

Средняя доля проблемной задолженности в портфеле выросла с 6% на 01.07.2014 до 10% на 01.07.2015. Уровень проблемной задолженности вырос в портфеле всех компаний, принявших участие в исследовании. Наибольшее ухудшение качества портфеля (рост не менее 5 п. п.) характерно для банковских лизинговых компаний. Один из самых высоких уровней проблемной задолженности, как и годом ранее, приходится преимущественно на портфели лизингодателей, собственниками которых являются иностранные банки. На наш взгляд, это связано с различиями в методах работы компаний с клиентами (в том числе подходов к реструктуризации проблемных сделок) и качестве информации, предоставляемой участниками исследования.

Согласно базовому (негативному) сценарию RAEX («Эксперт РА»), падение рынка лизинга в 2015 году составит около 25%, а при позитивном прогнозе рынок сократится на 15%. При реализации базового прогноза RAEX («Эксперт РА») объем нового бизнеса составит около 510 млрд рублей. Падение ж/д сегмента составит 45%. В авиасегменте за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов сжатие объема нового бизнеса будет меньше (около 15%). Госпрограмма по льготному лизингу автотранспортных средств окажет поддержку автолизингу, но не удержит его от сокращения (на 15%). Сжатие прочих сегментов рынка составит около 25%. Позитивный прогноз подразумевает сокращение объема нового бизнеса на 15%, при этом его объем составит около 580 млрд рублей. В этом случае ожидается сокращение сегмента ж/д техники на 35%, авиализинга – на 5%, прочих сегментов – суммарно не менее 15%. Автолизинг продемонстрирует сжатие на 5%.



  Методология

Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!