Лизинг и факторинг, 05.10.2015

Прогноз развития рынка: теряя позиции
Поделиться
VK


В 2014 году среди десяти крупнейших лизинговых рынков Европы только российский продемонстрировал отрицательные темпы изменения объема нового бизнеса (см. таблицу 5). По нашим оценкам, за 2015 год Россия может потерять еще две позиции в данном рэнкинге. Причинами послужат еще большее сжатие рынка по сравнению с прошлым годом и снижение курса рубля по отношению к европейской валюте.

Таблица 5. Россия в 2014 году потеряла одну позицию, заняв 5-е место по объему нового бизнеса среди стран Европы

Страна 2014, млн евро 2013, млн евро Изменение, % Место в 2013 году
1 Соединенное Королевство 60 840,8 49 554,9 22,8 1
2 Германия 49 840,0 45 820,0 8,8 2
3 Франция 40 209,0 37 539,0 7,1 3
4 Италия 18 028,0 16 151,0 11,6 5
5 Россия 13 626,0 18 494,5 -26,3 4
6 Швеция 12 312,7 12 113,0 1,6 6
7 Польша 10 233,5 8 409,7 21,7 8
8 Испания 9 157,9 6 892,8 32,9 10
9 Нидерланды 8 817,0 8 783,0 0,4 7
10 Швейцария 8 485,1 7 275,6 16,6 9

Источник: «Эксперт РА», по данным Leaseurope

Согласно негативному (базовому) прогнозу «Эксперт РА», новый бизнес составит в 2015 году около 510 млрд рублей. Усиление кризисных явлений в ж/д отрасли может привести к падению сегмента на 45%. В авиасегменте также продолжится сжатие объема нового бизнеса, но за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов сокращение объема авиатехники на рынке лизинга будет меньше (около 15%, без господдержки сжатие сегмента составило бы не менее 30%). Негативные тенденции в автолизинге будут усиливаться и во 2 полугодии 2015 года, в результате данный сегмент сократится на 15%. Так, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в августе сократились на 19,4%1, несмотря на укрепление позиций автомобилей российского производства. Сжатие прочих сегментов рынка составит около 25%. «Предпосылок к восстановлению рынка во 2 полугодии нет. Мы прогнозируем стагнацию во всех сегментах. Более-менее уверенно себя чувствуют сегменты легкового, грузового и коммерческого автомобильного транспорта. Основной упор лизинговые компании будут делать на работе с дебиторской задолженностью и на реализации изъятой техники», – отмечает Владимир Добровольский.

Базовый прогноз также учитывает падение инвестиций в основной капитал2, по-прежнему высокую стоимость заемных средств, а также волатильность курса национальной валюты в сочетании с нестабильной внешнеполитической обстановкой. Реализация данного прогноза наиболее вероятна при среднегодовой цене на нефть 50 долларов за баррель и снижении ВВП России в 2015 году на 1–3%. При этом, по ожиданиям агентства, среднегодовой курс рубля превысит 60 рублей за доллар, а ключевая ставка ЦБ РФ будет не ниже 9% из-за высокой инфляции (не менее 13–15%).

Позитивный прогноз подразумевает сокращение объема нового бизнеса до 15%, при этом его объем составит около 580 млрд рублей. В этом случае предполагается сокращение сегмента ж/д техники на 35%, авиализинга – на 5%, прочих сегментов – суммарно не менее чем на 15%. Автолизинг сможет продемонстрировать отрицательные темпы прироста (см. таблицу 4). Реализация негативного прогноза, по мнению агентства, возможна при среднегодовых ценах на нефть в районе 60 долларов за баррель и падении реального ВВП не более 1%. Данный прогноз также подразумевает укрепление среднегодового курса рубля до 55 рублей за доллар, снижение инфляции со 2 полугодия до 10–12% и, как следствие, понижение ключевой ставки Банком России ниже 10%.

Таблица 6. В 2015 году новый бизнес может сократиться на четверть

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Прогноз прироста на 2015 год (пессим./оптим. прогноз), % Прирост в абсолютном выражении, (пессим./оптим. прогноз), млрд рублей Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п. п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п. п.
Железнодорожная техника Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление № 41 от 20.01.2014). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов посредством лизинга для ОАО «РЖД» Сокращение ж/д перевозок, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен на сырьевую продукцию, насыщение ж/д парка -45 / -35 -69,5 / -54,0 -10,4 -8,1
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление № 1212 и пр.) и лизинга российских самолетов, докапитализация ГТЛК Кризис в отрасли, девальвация рубля, снижение объема перевозок, удорожание «длинных» кредитных ресурсов из-за санкций -15 / -5 -13,2 / -4,4 -2,0 -0,7
Грузовые и легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, госпрограмма льготного автолизинга Снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей, повышение цен на автомобили -15 / -5 -36,5 / -12,2 -5,4 -1,8
Прочие сегменты Замедление -25 /-15 -48,6 / -29,2 -7,2 -4,4
Итого прирост по рынку -25,0 -15,0

Источник: «Эксперт РА»

 

1 По данным Ассоциации Европейского Бизнеса.

2 по данным Росстата, за январь-июнь 2015 г. инвестиции упали на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика