Объем и динамика рынка
За первые шесть месяцев 2015 года объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 244 млрд рублей, что почти на 30% меньше результатов 1 полугодия 2014 года. Сумма новых договоров лизинга продемонстрировала аналогичное сокращение и не превысила 348 млрд рублей в январе – июне 2015 года. По мнению агентства, более сильного снижения суммы новых договоров лизинга не произошло из-за роста стоимости средней лизинговой сделки (с 5,5 млн рублей за 1 полугодие 2014 года до 6,5 млн рублей за 1 полугодие 2015 года) вследствие удорожания фондирования и роста суммы сделок по авиализингу.
Сокращение суммы новых договоров сказалось на лизинговом портфеле, объем которого перестал расти и составил 2,9 трлн рублей на 01.07.2015. Помимо этого, объем полученных лизинговых платежей превысил объем профинансированных средств за 1 полугодие 2015 года на 38%. Схожая ситуация была характерна для рынка в первой половине 2009 года. При сохранении этой тенденции во 2 полугодии лизинговый портфель продемонстрирует сокращение.
Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели | 2011 | 1 пол. 2012 | 2012 | 1 пол. 2013 | 2013 | 1 пол. 2014 | 2014 | 1 пол. 2015 |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей | 741 | 384,5 | 770 | 353 | 783 | 344 | 680 | 244 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей | 1 300 | 712 | 1 320 | 594 | 1 300 | 505 | 1 000 | 348 |
Средняя сумма сделки, млн рублей | 12,1 | 11,2 | 9,2 | 8,2 | 8,6 | 5,5 | 6,0 | 6,5 |
Индекс розничности, %* | 23 | 23,5 | 28 | 31 | 35 | 43 | 43,9 | 42,2 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей | 540 | 275 | 560 | 330 | 650 | 300 | 690 | 340 |
Объем профинансированных средств, млрд рублей | 737 | 290 | 640 | 290 | 780 | 295 | 660 | 246 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей | 1 860 | 2 100 | 2 530 | 2 470 | 2 900 | 2 840 | 3 200 | 2 900 |
Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата) | 55 798,7 | - | 62 356,9 | - | 66 689,1 | - | 70 975,6 | - |
Доля лизинга в ВВП, % | 2,3 | - | 2,1 | - | 1,9 | - | 1,0 | - |
* Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Эксперт РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в объеме нового бизнеса. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Источники финансирования деятельности
Особенностью структуры источников финансирования деятельности для лизинговых компаний в 1 полугодии 2015 года стало сокращение доли банковских кредитов. Так, в структуре источников фондирования сделок компаний с госучастием кредиты снизились с 68% до 61%, а у лизингодателей, контролируемых отечественными банками, – с 77% до 72%. При этом госкомпании стали активно привлекать средства за счет векселей. Компании прочих российских собственников сократили долю кредитов еще сильнее, с 57% до 42%, и стали активнее использовать собственные средства. Стоит отметить, что долю собственных средств в структуре финансирования сделок также нарастили (с 24% до 55%) компании с иностранными собственниками, не являющимися банками и производителями оборудования. Наименьшая доля капитала в финансировании деятельности характерна для лизинговых компаний с госучастием и банков.
Лидеры рынка
Первую и вторую позицию в топ-3, как и годом ранее, заняли «ВЭБ-лизинг» и ВТБ Лизинг соответственно, на третье место вышел «Сбербанк Лизинг». Среди топ-10 лизингодателей положительные темпы прироста нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировали «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК. Если у первой компании высокие положительные темпы прироста связаны с эффектом низкой базы (на 1 полугодие в 2014 году пришлось менее 25% нового бизнеса лизингодателя), то у второй – за счет реализации крупной сделки по поставке магистральных воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот» (на авиационный транспорт пришлось около 97% нового бизнеса лизингодателя за январь – июнь 2015 года).
В совокупности доля тройки лидеров, как и годом ранее, составила около 40% всего объема нового бизнеса. Концентрация рынка в 1 полугодии 2015 года на крупнейшего лизингодателя стала снижаться: с 20% до 14% нового бизнеса. На долю десяти крупнейших компаний пришлось около 67% нового бизнеса (в 1 полугодии 2014 года – 65%).
В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля лизинговых компаний с госучастием выросла на 8 п. п. (см. график 3), связано это с укреплением позиций госкомпаний в розничных сегментах и рядом крупных сделок в авиасегментах.
Распределение нового бизнеса по регионам и сегментам
Доля Москвы в территориальном распределении нового бизнеса за 1 полугодие 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла почти на 12 п. п. и составила 55,9%. Доли Санкт-Петербурга и Приволжского ФО снизились на 2 п. п., до 6,5% и 8,6% соответственно, а самое заметное сокращение доли произошло в Уральском ФО (с 8,9% до 4,2%). Незначительное увеличение нового бизнеса за пределами РФ обусловлено сделками с клиентами из стран, входящих в Таможенный союз. Так, например, отдельные российские компании на фоне сокращения объемов фондирования активнее стали участвовать в программе льготного финансирования техники производства Республики Беларусь.
По другим административно-территориальным единицам распределение не претерпело значительных изменений.
В структуре нового бизнеса за 1 полугодие 2015 года крупнейший сегмент – автолизинг – нарастил долю до 34,4% (годом ранее – 31%). Однако, несмотря на рост доли автосегмента из-за сжатия лизингового рынка, в стоимостном выражении объем автолизинга сократился на 21,4%. Похожая ситуация и с авиасегментом: доля в структуре нового бизнеса выросла с 17,0% до 22,6% при снижении абсолютного объема на 5,6%. За счет такого незначительного сокращения авиасегмента рынку лизинга удалось избежать большего сжатия (по нашим оценкам, около 38%). Во втором полугодии авиасегмент продолжит поддерживать рынок лизинга, в том числе за счет субсидий в рамках госпрограммы по развитию российского авиапрома. Однако даже реализация части «твердых» авиадоговоров, подписанных на авиасалоне «МАКС-2015», не сможет компенсировать сокращение объема нового бизнеса в 2015 году.
Агентство также отмечает, что из-за крупных сделок по передаче воздушных судов в аренду и существенного сокращения рынка лизинга доля оперативного лизинга в структуре нового бизнеса достигла 17% (годом ранее была не более 10%). «Благодаря операционному лизингу лизингополучатели имеют возможность получить во временное пользование дорогостоящую технику, на покупку которой у них нет ни собственных средств, ни доступного кредитования, – подчеркивает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК. – Развитию операционного лизинга также способствует проблематичность разработки лизингополучателями ближне- и среднесрочных планов развития в текущих непростых экономических условиях».
Объем нового бизнеса ж/д сегмента, в котором также востребован оперлизинг, упал на 38,1% в 1 полугодии 2015 года, а его доля сократилась с 22,0% до 19,2%. По сравнению с первой половиной 2014 года произошло снижение доли строительной и дорожно-строительной техники на 5,2 п. п. (обусловлено значительным объемом сделок ВТБ Лизинг годом ранее).
В целом по рынку положительные темпы прироста продемонстрировали только три сегмента (см. таблицу 2): оборудование для ЖКХ, энергетическое оборудование, а также медицинская техника и фармацевтическое оборудование. Наибольшую долю в структуре нового бизнеса из данных сегментов удалось нарастить оборудованию для ЖКХ за счет крупных сделок «Сбербанк Лизинг» с ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги». В рамках четырех госконтрактов лизинга, стоимость которых превышает 15 млрд рублей, Москва получила свыше 600 тракторов с навесным оборудованием, более 280 подметально-уборочных машин, более 230 различных погрузчиков с навесным оборудованием, более 210 комбинированных машин с распределителем реагентов, а также вакуумные пылесосы, дорожные фрезы, катки, компрессоры, экскаваторы и другие машины.
Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга | Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2015 года, % | Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 1 пол. 2014 года, % | Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % | Доля в лизинговом портфеле на 01.07.2015, % |
Железнодорожная техника | 19,2 | 22,0 | -38,1 | 44,6 |
Авиационный транспорт | 22,6 | 17,0 | -5,7 | 21,5 |
Грузовой автотранспорт | 16,1 | 17,1 | -33,2 | 6,2 |
Легковые автомобили | 18,3 | 13,9 | -6,6 | 5,7 |
Строительная и дорожно-строительная техника | 5,8 | 11,0 | -62,6 | 4,0 |
Сельскохозяйственная техника и скот* | 2,0 | 2,9 | -51,1 | 2,9 |
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки | 1,0 | 1,8 | -60,6 | 2,0 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование | 1,9 | 2,0 | -32,6 | 2,1 |
Недвижимость (здания и сооружения) | 2,0 | 1,8 | -21,2 | 2,0 |
Суда (морские и речные) | 0,4 | 1,5 | -81,1 | 2,3 |
Энергетическое оборудование | 0,7 | 0,3 | 65,5 | 0,7 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры | 0,7 | 0,9 | -44,8 | 0,3 |
Оборудование для ЖКХ | 3,6 | 1,1 | 132,1 | 0,8 |
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов | 1,0 | 0,9 | -21,2 | 0,3 |
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары | 1,1 | 0,9 | -13,3 | 0,4 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование | 0,6 | 0,1 | 325,6 | 0,03 |
Полиграфическое оборудование | 0,5 | 0,4 | -11,3 | 0,1 |
Прочее оборудование | 2,6 | 4,6 | -59,9 | 4,0 |
* При оценке доли сегмента экспертно учтена и компания «Росагролизинг».
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Качество лизингового портфеля
Согласно исследованию, сегодня на российском лизинговом рынке можно выделить три группы компаний по динамике уровня маржи1. К первой группе (около трети опрошенных) относятся компании, у которых на протяжении последних двух полугодий снижался уровень маржинальности сделок. Как правило, такие лизингодатели стали жертвовать частью своей прибыли для снижения нагрузки на клиентов и поддержания объема новых сделок. Вторая группа компаний (около четверти респондентов) изменяла ставки в лизинговых договорах синхронно со ставками по привлеченным кредитам. В результате уровень маржи у таких компаний не изменился за последние 12 месяцев. У остальных лизингодателей (40% опрошенных) величина маржи росла. Объясняется это тем, что по специализированному и малоликвидному оборудованию компании стали повышать ставки в лизинговых договорах.
Кроме того, помимо высоких кредитных ставок компании стали консервативнее учитывать в стоимости услуг возросшие риски неплатежей со стороны клиентов. Так, по сравнению с первым полугодием 2014 года средняя доля проблемной задолженности2 в портфелях компаний выросла с 6% до 10%.
По данным исследования, уровень проблемной задолженности вырос в портфелях всех компаний, принявших участие в исследовании. Наибольшее ухудшение качества портфеля (рост не менее 5 п. п.) было характерно для банковских лизинговых компаний. Наибольшее ухудшение качества портфеля (рост не менее 5 п. п.) было характерно для банковских лизинговых компаний. Самый высокий уровень проблемной задолженности, как и годом ранее, приходится на портфели лизингодателей, в состав собственников которых входят иностранные фонды прямых инвестиций, российские и иностранные производители оборудования. В отдельных случаях лизингополучатели, вышедшие на просрочку или испытывающие проблемы с погашением текущих платежей, стали обращаться в лизинговые компании с просьбой о переводе имущества из финансового в оперативный лизинг. «Обращаться с просьбами о переводе имущества в оперативный лизинг клиенты стали еще в 2014 году, тенденция продолжается. Происходит это не от хорошей жизни. Лизингополучатели и лизингодатели оказались в непростой ситуации, и, чтобы нормально функционировать в нынешних условиях, необходимо договариваться, идти на компромиссы», – отмечает Владимир Добровольский. В результате перевода клиентов по уже действующим договорам доля оперлизинга в совокупном портфеле рынка выросла с 7% до 9% за последние 12 месяцев.
Распределение проблемной задолженности по регионам в целом соответствует географии лизингового портфеля. Согласно результатам исследования, в Центральном ФО (за исключением Москвы) один из самых низких уровней неплатежей (соотношение проблемной задолженности и портфеля). В то же время на второй по размеру портфеля регион – Приволжский ФО – приходится значительная доля проблемной задолженности (16,3%, больше только в Москве – около 18%). В Северо-Кавказском регионе сосредоточено только 2,7% всех платежей к получению, отсюда и незначительный абсолютный объем неплатежей (см. график 9).
1 Под маржой понимается разница между величиной ставки по лизинговым платежам и величиной ставки по привлеченным средствам под реализацию лизинговой сделки.
2 Весь остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней, к портфелю на 01.07.2015.