Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

За 9 месяцев 2017 года объем лизингового бизнеса вырос на 58% и составил 710 млрд рублей. Основными драйверами рынка за счет реализации госпрограмм стали транспортные сегменты. При этом благодаря сделкам с ж/д и авиатехникой доля оперлизинга в новом бизнесе достигла 21%. На фоне активного роста транспортных сегментов лизинг высокотехнологичного оборудования, потребность в котором испытывают крупные промышленные предприятия и госкорпорации, по-прежнему составляет менее 5% рынка. Развитие данного сегмента позволило бы ускорить процесс модернизации экономики и снизить отраслевую концентрацию рынка лизинга, объем которого по итогам 2017 года превысит 1 трлн рублей.

Основные выводы

Объем лизингового бизнеса за январь – сентябрь текущего года достиг 710 млрд рублей, что стало максимумом для первых 9 месяцев за всю историю лизингового рынка. За III квартал 2017-го стоимость имущества, переданного в лизинг / аренду, достигла 285 млрд рублей, что на 63% выше результатов июля – сентября 2016 года. Рост лизингового бизнеса за 9 месяцев показали две трети участников исследования, на которых приходится более 90% лизингового рынка. При этом среди топ-20 лизинговых компаний ни одна не показала снижения объемов бизнеса. Причиной столь активного роста рынка стало исполнение государственных программ по субсидированию лизинга / аренды отдельных видов транспорта на фоне реализации отложенного спроса со стороны клиентов. Масштабирование лизингового рынка подтверждает также то, что впервые с докризисного 2013 года численность сотрудников, занятых в лизинговой отрасли, стала расти. Так, согласно исследованию, их насчитывается не менее 11 300 человек на 01.10.2017 (+15% к данным прошлого года).

По оценкам RAEX (Эксперт РА), без учета господдержки доля лизинга в автопродажах за 9 месяцев 2017 года составила не более 7% вместо 9%. Госпрограммы по субсидированию
продаж грузового автотранспорта позволили, по расчетам агентства, дополнительно сдать в лизинг около 6 тыс. единиц техники (17% от количества переданных в лизинг грузовых автомобилей за три квартала 2017 года). В итоге за 9 месяцев текущего года доля лизинга в продажах грузовых автомобилей достигла около 64 против 53% за 2016-й. В то же время легковой автолизинг, оставшись без поддержки Минпромторга, оказался менее востребован, что привело к снижению его доли в продажах с 8% за 2016 год до 6,2% за три квартала 2017-го. Однако включение субсидий для лизинга легкового транспорта в программу Минпромторга в IV квартале 2017-го позволит увеличить проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей до уровня прошлого года.

Доля оперативного лизинга за январь – сентябрь 2017-го достигла в новом бизнесе 21% (против 12% годом ранее) вследствие проведения ж/д и авиасделок лидерами рынка. Объем оперативного лизинга по итогам 9 месяцев 2017 года вырос на 176% и составил 150 млрд рублей. При этом около 97% нового бизнеса в сегменте оперлизинга сформировали сделки с ж/д и авиатехникой. Концентрация на лидерах в оперативном лизинге значительно выше, чем в финансовом: так, на долю топ-3 арендодателей приходится 72% рынка против 37%. Доля оперативного лизинга в лизинговом портфеле также значительно выросла и составляет 17,4% по состоянию на 01.10.2017 против 5,3% на 01.10.2016. Дальнейшее снижение процентных ставок приведет к уменьшению размера последнего платежа (balloon payment), что повысит конкурентоспособность и обеспечит большее распространение оперативного лизинга.

Несмотря на абсолютный прирост, доля высокотехнологичного лизинга на рынке по-прежнему составляет менее 5%. Объем нового бизнеса с высокотехнологичным оборудованием за первые три квартала 2017 года вырос на четверть и составил 34 млрд рублей, однако в относительном выражении доля сегмента снизилась на 1,3 п. п., до 4,8%. Согласно опросу участников рынка, ключевыми стоп-факторами развития данного сегмента являются низкая ликвидность узкоспециализированного оборудования и его существенное удорожание из-за девальвации рубля.

Вместе с тем огромную потребность в лизинге высокотехнологичного оборудования испытывают крупные промышленные предприятия и госкорпорации, модернизация которых необходима для дальнейшего роста экономики. Наиболее эффективной мерой по стимулированию лизинга подобного оборудования, по мнению 69% респондентов, могли бы стать госпрограммы по субсидированию платежей по договорам лизинга.

Согласно базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), лизинговый рынок по итогам 2017 года вырастет более чем на 40% и впервые превысит 1 трлн рублей. Реализация прогноза наиболее вероятна при заключении в IV квартале ряда крупных сделок с дорогостоящей техникой в авиа- и ж/д сегментах, а также росте объемов автолизинга. Агентство прогнозирует прирост сегмента грузового и легкового автотранспорта по итогам года на 80 и 35% соответственно. Авиализинг вырастет на 30%, а наиболее динамичным сегментом в текущем году станет лизинг железнодорожной техники (+120%). В 2018 году объем нового бизнеса продолжит расти на уровне 10–20%, а поддержку рынку будут оказывать госпрограммы по субсидированию лизинга и дальнейшее восстановление экономики. При этом в следующем году лизингодатели сконцентрируются на повышении своей эффективности и совершенствовании внутренних бизнес-процессов на фоне вступления в силу первых регулятивных требований.

Позиции участников

Моисеев Сергей Рустамович
Моисеев Сергей Рустамович
советник первого заместителя председателя Банка России:
Если лизинговая отрасль хочет быть устойчивой в течение делового цикла, то можно говорить о нескольких структурных изменениях. Первое – это диверсификация базы фондирования. Сектор должен в меньшей степени полагаться на банковский кредит, в большей степени развивать облигационные выпуски, в том числе евробонды. Многие могут это делать. Это позволит в меньшей степени «сидеть» на банковских кредитах, на «игле». Второе направление. Всем нравятся субсидии, но субсидии цикличны. Поэтому если сектор будет в меньшей степени зависеть от бюджета (бюджет во время кризиса, как вы знаете, сокращается), тем устойчивее будет бизнес. Третий фактор – достаточность собственных средств.
Царев Кирилл Александрович
Царев Кирилл Александрович
президент ОЛА, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»:
Основным драйвером роста следующих лет будет операционный лизинг, причем во всех сегментах. Лизинговым компаниям необходимо делать продукт более привлекательным для клиента. Удешевление – наверно, уже не тот путь. Маржа все равно будет сокращаться, и заметного движения в эту сторону, наверно, не будет. В таком случае это дополнительные услуги. Если речь идет о машинах, это регистрация, подменные машины и прочее. Во всех остальных сегментах это дополнительные компетенции, дополнительные программы и т. п.
Добровольский Владимир Павлович
Добровольский Владимир Павлович
заместитель генерального директора по работе с клиентами, директор департамента по работе с клиентами ПАО «ГТЛК»:
Мы как один из лидеров в сфере операционного лизинга в России, занимаемся сейчас двумя сегментами: авиационным и железнодорожным транспортом. У нас в компании созданы специальные отделы, в которые мы набрали достаточно большое количество специалистов для отслеживания технического состояния предмета лизинга. Мы понимаем, сколько нам необходимо накопить технических резервов и в какой сумме их необходимо накопить на текущий, плановый, капитальный ремонт каждого объекта лизинга. Если лизинговые компании пойдут по тому же пути в плане создания таких отделов и специализации по автолизингу, то, наверно, он будет прибыльным бизнесом и все будет хорошо.
Калинкин Максим Юрьевич
Калинкин Максим Юрьевич
заместитель генерального директора АО «Газпромбанк Лизинг»:
По имеющейся у нас информации, размер субсидирования в ж/д-сегменте будет увеличен. Из числа объектов субсидирования будут исключены стандартные полувагоны, будет субсидироваться только специальный состав. При этом размер субсидий увеличивается с 250-350 тыс. в 2017 году до 350-450 тыс. за единицу в зависимости от нагрузки на ось. Так что субсидии не урезаются и не уходят совсем. Они остаются, но становятся более узконаправленными.
Саттаров Самат Гарафутдинович
Саттаров Самат Гарафутдинович
директор по корпоративным финансам и финансовому сервису ПАО «КамАЗ»:
Положительные двузначные темпы роста автолизинга обусловлены не только субсидированием со стороны государства, но и восстановительным спросом на рынке грузовой автотехники. В частности, в этом году мы видим рост порядка 50% по регистрациям в сегменте тяжелых грузовых автомобилей. Ждем на следующий год рост порядка 20%, что будет связано с восстановительным характером спроса, поскольку мы все еще не достигли экономически обоснованного, по нашему мнению, объема рынка грузовой автотехники. Наверно, он не будет расти такими темпами, как в 2017 году, но в целом уровень проникновения сохранится, в том числе за счет повышения доступности лизинга, за счет снижения процентных ставок.
Кожевников Александр Николаевич
Кожевников Александр Николаевич
вице-президент ОЛА, генеральный директор ООО «МКБ-Лизинг»:
Высокотехнологичное оборудование – это поле, на котором мы работаем, видим его и хорошо понимаем, как работать. На сегодняшний день есть игроки, которые модернизируют производство, потому что времена сейчас сложные, реальные процентные ставки высокие, как никогда, бюджетная политика слабая, доходы населения низкие. Соответственно, выигрывает и выживает тот, кто умудряется работать с издержками. Поэтому модернизация и лизинг высокотехнологичного оборудования – вопрос выживания тех компаний, которые могут себе это позволить.

Значимость проекта

Этот проект, реализуемый уже в 16-й раз, - ключевое событие на российском лизинговом рынке. Соорганизатором конференции выступила Объединенная лизинговая ассоциация, наиболее авторитетное объединение в отрасли. На конференции были обсуждены основные тенденции и прогнозы развития рынка, рассмотрены изменения в функционировании лизинговых компаний и отрасли в связи с введением регулирования и законодательных новаций.





Исследования по теме
Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2017 года: новый рубеж
06.12.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Лизинг в России: итоги I полугодия 2017 года
05.10.2017
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»
29.05.2017
Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.
Статьи экспертов по теме
Книга рекордов лизинга
11.10.2017 / Павел Жолобов
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка