Рейтинговые действия, 26.04.2024

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о продолжении соответствия первого выпуска облигаций для населения Правительства Москвы принципам зеленых облигаций и критериям зеленого финансового инструмента.

Москва, 26 апреля 2024 г.

Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что первый выпуск облигаций Городского облигационного займа Москвы для населения (далее Народные облигации) и проект, финансируемый за счет средств от размещения Облигаций, продолжают соответствовать принципам зеленых облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и критериям зеленого финансового инструмента в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1587 от 21.09.2021 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» (далее – ПП №1587 от 21.09.2021).

Народные облигации полностью соответствуют базовым критериям принципов зеленых инвестиций, а именно:

  • использование средств;
  • процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе;
  • обособленность учета;
  • раскрытие информации.

Также выпуск Народных облигаций соответствует критериям ПП №1587 от 21.09.2021, а именно:

  • соответствие таксономии зеленых проектов;
  • выполнение критериев зеленого финансового инструмента.

Для формирования независимого заключения Правительство Москвы (далее – Правительство Москвы, Эмитент, Город) представило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Правительство Москвы выпустило Народные облигации с целью финансирования городского зеленого проекта по замене автобусного парка на электробусы. Указанный проект раскрыт в Концепции зеленых облигаций (далее Концепция), опубликованной на сайте Эмитента.

Облигации для населения – небиржевые облигации, которые могут купить у Эмитента только физические лица (совершеннолетние граждане РФ, являющиеся налоговыми резидентами РФ). Облигации для населения города Москвы не могут быть перепроданы, но по заявке владельца Эмитент обязуется их выкупить досрочно в любое время по цене продажи.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги Документарные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением; облигации являются именными государственными ценными бумагами города Москвы
Регистрационный номер выпуска RU36001MOS0
Объем эмиссии 2 млрд руб.
Дата начала размещения 30.05.2023
Дата погашения 27.05.2025

Обоснование мнения

Использование средств. С 2019 по 2021 год Москва являлась единственным городом в Восточной Европе - участником пилотного проекта Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) «Территориальный подход по достижению целей устойчивого развития» (далее – ЦУР), который направлен на мониторинг достижения 17 целей устойчивого развития на уровне городов и регионов, и анализ соответствия городской политики Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года ООН. Помимо этого, Город является участником реализации Национального проекта «Экология». В городе Москве реализуются два региональных проекта, направленных на достижение национальных целей РФ - региональные проекты «Оздоровление реки Волги» и «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами». Экологические приоритеты Москвы закреплены постановлением Правительства Москвы от 10 июля 2014 г. № 394-ПП «Об основных положениях новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года», а основные показатели развития установлены в системе государственных программ города Москвы. Одним из 8 направлений экологической политики Города являются качественные преобразования транспортной системы, направленные на обеспечение чистоты воздуха, снижение уровня шума и значительное сокращение антропогенных выбросов. С 2012 года Городом проводится новая транспортная политика с приоритетом развития экологически чистых видов общественного транспорта. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта в городе Москве снизились до 318,5 тыс. тонн в 2022 году (в 2,9 раз от уровня 2012 года).

Эмитент подтвердил целевое использование эквивалента привлеченных средств от размещения Народных облигаций за отчетный период 2023 года. В 2023 году Эмитент израсходовал всю сумму облигационного займа в полном объеме – 2 000 000,0 тыс. руб. на реализацию проекта «Замена автобусного парка города Москвы на электробусы». За отчетный период за счет эквивалента привлеченных от размещения Народных облигаций средств Город приобрел 51 электробус с электрическим отоплением салона. Неизрасходованный остаток эквивалента привлеченных средств отсутствует.

Приобретаемые электробусы характеризуются меньшим объемом косвенных выбросов загрязняющих веществ в результате подзарядки, а косвенные выбросы загрязняющих веществ при выработке электроэнергии, затрачиваемой на эксплуатацию метро, более чем в 100 раз меньше выбросов загрязняющих веществ автотранспорта в расчете на одного пассажира (соотношение выбросов актуализировано исходя из фактических показателей пассажиропотока в Москве по итогам 2023 года).

Реализуемый проект позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду. Замена 51 дизельного автобуса электробусами (с электрическим отоплением салона) обеспечивает ежегодное сокращение выбросов загрязняющих веществ на территории города Москвы на 11,9 тонны, сокращение прямых выбросов CO2 на 2,5 тыс. тонн. Эксплуатация электробусов с электрическим отоплением салона, поставляемых начиная с 2022 года, не приводит к прямым выбросам парниковых газов, что соответствует критериям зеленых проектов, утвержденным ПП №1587 от 21.09.2021 (в части выброса менее 50 г CO2e/пассажиро-километр).

Таким образом, целью проекта Эмитента является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха, что соответствует международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и зеленого финансирования (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее - Принципы зеленых облигаций).

Агентство также подтверждает, что заявленный Проект соответствует российской таксономии зеленых проектов, что позволяет признать Народные облигации в качестве зеленого финансового инструмента в соответствии с ПП № 1587 от 21.09.2021.

Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. Соблюдение и реализация заявленных целей к использованию средств от выпуска Народных облигаций обеспечивалось созданной по распоряжению Мэра Москвы Рабочей группой по организации и сопровождению размещения облигационных займов города Москвы под председательством заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы – руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы. В обязанности Рабочей группы входит сопровождение выпуска зеленых облигаций, представление рекомендаций по перечню финансируемых за счет зеленых облигаций проектов, по подготовке требующихся для выпуска документов, по подготовке отчетности о расходовании привлеченных от выпуска зеленых облигаций средств. Предварительный перечень проектов был оценен ответственными за реализацию проектов ответственными органами исполнительной власти города Москвы. Оценка проектов осуществлялась на основе значимости для достижения экологических приоритетов, соответствия принципам зеленого финансирования ICMA, рекомендациям ВЭБ.РФ и иным критериям. Включение проекта по замене автобусного парка на электробусы к финансированию за счет зеленых облигаций было одобрено на заседании Рабочей группы 28 января 2021 г. Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП № 1587 от 21.09.2021.

Обособленность учета. Соблюдение и реализация заявленных целей к использованию средств от выпуска Народных облигаций обеспечивается созданной по распоряжению Мэра Москвы Рабочей группой по организации и сопровождению размещения облигационных займов города Москвы. В обязанности Рабочей группы входит сопровождение выпуска зеленых облигаций, представление рекомендаций по перечню финансируемых за счет зеленых облигаций проектов, по подготовке требующихся для выпуска документов, по подготовке отчетности о расходовании привлеченных от размещения зеленых облигаций средств. Эмитент заявил, что будет направлять эквивалент привлеченных от размещения зеленых Народных облигаций средств на финансирование заявленного проекта в полном объеме и формировать соответствующую отчетность об использовании средств. Дополнительно Москва будет вести учет понесенных расходов в рамках заявленных проектов и мониторинг соответствия данных расходов денежным поступлениям по облигациям на ежегодной основе. При отсутствии возможности расходования 100 % эквивалента указанных средств в течение года их привлечения Город обязуется разместить на банковских депозитах в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2011 г. № 594-ПП «Об утверждении Порядка размещения временно свободных средств бюджета города Москвы на банковские депозиты» эквивалент не израсходованного на зеленые проекты остатка средств до момента расходования.

Город Москва направил эквивалент привлеченных от размещения Народных облигаций средств на финансирование заявленного проекта в полном объеме и составил соответствующий Отчет об использовании эквивалента привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы средств за 2023 год, который утвержден распоряжением Правительства Москвы от 17.04.2024 № 293-РП. Эквивалент средств, привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы, израсходован в отчетном периоде в полном объеме, неиспользованный остаток средств отсутствует.

В целях обновления подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта общего пользования, в том числе путем приобретения электробусов, ГУП «Мосгортранс» в 2023 году за счет средств, предусмотренных Законом города Москвы от 02 ноября 2022 г. № 30 «О бюджете города Москвы на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» осуществлена закупка 380 электробусов (в том числе 51 электробуса за счет эквивалента Народных облигаций) по договору с ПАО «КАМАЗ» на поставку и оказание услуг по сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет.

Расходование полученных от размещения Народных облигаций средств осуществлялось в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и города Москвы, а также законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вышеперечисленные процедуры указывают на соответствие Принципам зеленых облигаций в части обособленности учета и ПП № 1587 от 21.09.2021.

Раскрытие информации. Эмитент направил эквивалент полученных от размещения Народных облигаций средств на финансирование заявленного проекта в полном объеме в 2023 году и сформировал соответствующую отчетность об использовании средств. В 2023 году Эмитент подготовил Отчет об использовании эквивалента привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы средств за 2023 год, утвержденный распоряжением Правительства Москвы от 17.04.2024 № 293-РП. Соответствующие ежегодные отчеты по «зеленым» облигациям размещаются на портале «Открытый бюджет города Москвы» (https://budget.mos.ru/budget/debt/govbonds). Отчет об использовании эквивалента привлеченных от размещения «зеленых» облигаций города Москвы средств за 2023 год утвержден распоряжением Правительства Москвы от 17.04.2024 № 293-РП и соответствует международно признанным принципам и стандартам, в том числе принципам зеленых облигаций. Город Москва продолжит готовить ежегодные отчеты о выполнении заявленных экологических показателях до их полного достижения. Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП №1587 от 21.09.2021.

Отчет доступен по ссылке.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 12.10.2023).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные ГБУ города Москвы «Аналитический центр», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам зеленых облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion).

Публикации по тематике


Исследование: большинство российских регионов не вовлечено в ESG-повестку

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" выпустило обзор "ESG-трансформация регионов: пауза затянулась?". ESG-рейтинги регионов пока не пользуются популярностью, также как и финансовые инструменты устойчивого развития, отмечают исследователи агентства. Аналитики объясняют это низкой осведомленностью респондентов о региональной ESG-тематике.
19.12.2024

Ставка на персонал

Ведомости

Современный тренд устойчивого развития компаний – забота о сотрудниках
18.11.2024

"Эксперт РА": банки РФ в I полугодии выдали ESG-кредитов на 5,5 трлн рублей

ТАСС

Наибольшая доля приходится на кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности устойчивого развития, и зеленые кредиты, говорится в обзоре рейтингового агентства
15.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

"Эксперт РА": объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило ESG-кредитование в первом полугодии 2024 г. в России. В исследовании приняли участие почти 70 кредитных организаций. По оценке агентства, с 1 июля 2023 г. по 1 июля 2024 г. объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое и достиг 5,5 трлн руб. При этом 48% составили системно значимые кредитные организации (СЗКО). Это меньше, чем годом ранее: тогда крупные банки обеспечили 70% портфеля ESG-кредитов. Аналитики отмечают, что в этом году развивается ESG-кредитование у средних и небольших по масштабу банков.
11.11.2024