Лизинг и факторинг, 05.04.2017

Прогноз развития рынка: к новым рекордам
Поделиться
VK


По данным Росстата, снижение ВВП России в 2016 году замедлилось до -0,2% (годом ранее -2,8%), а объем промышленного производства показал положительную динамику (+1,1%) после падения на 3,4% в 2015 году. Инвестиции в основной капитал РФ по итогам прошлого года, по оценкам Минэкономразвития, сократятся, но отрицательная динамика замедлится до -3%, а в 2017 году покажут позитивную динамику (+3,5%). Официальные статистические данные свидетельствуют о замедлении сокращения экономики России, на что уже отреагировал лизинговый рынок, продемонстрировав восстановительный рост. По мнению агентства, более высокий уровень определенности в текущем году позитивно повлияет на планы предприятий по обновлению основных фондов, что обусловит дальнейший рост лизингового рынка. В результате отношение суммы новых лизинговых договоров к инвестициям в основной капитал по итогам текущего года может составить около 10%.

Регулирование лизинговой отрасли начнет оказывать влияние на динамику нового бизнеса не ранее 2018 года. При этом, учитывая высокую концентрацию лизингового рынка на крупнейших игроках, мы не ожидаем негативного влияния регулятивных новаций на объемы рынка. По данным «Эксперт РА», на топ-20 лизинговых компаний приходится 78% нового бизнеса за 2016 год, при этом лидеры рынка уже сейчас во многом соответствуют планируемым требованиям. «Наблюдая за тенденциями, происходящими в отраслях, которые уже регулируются ЦБ с 2017 года (страховые компании, НПФ и другие), мы ожидаем скорее уменьшения количества небольших лизинговых компаний и укрупнения сильных игроков», – отмечает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор «Хомнет Лизинга». Принимая во внимание стабилизацию экономики и повышение привлекательности лизинговых продуктов за счет снижения стоимости банковского фондирования для лизингодателей, «Эксперт РА» прогнозирует рост объемов нового бизнеса в 2017 году.

Основное влияние на объем лизинговых сделок в текущем году по-прежнему будет оказывать государство путем реализации программ по субсидированию лизинга. Кроме того, снижение стоимости банковского фондирования в случае отсутствия прецедентов для повышения ключевой ставки привлечет к более активному финансированию банками лизинговых компаний. При этом «Эксперт РА» ожидает повышения спроса со стороны предприятий на лизинговые сделки в условиях роста степени износа основных фондов. Большие перспективы открываются и в пока не совсем традиционных для лизинга секторах. Так, Кирилл Царев, генеральный директор «Сбербанк Лизинга», отмечает: «Мы ведем работу с самой разнообразной техникой – от общественного транспорта, коммунальной техники до комплексного оборудования систем фотовидеофиксации «Умный город», которое позволяет оптимизировать графики работы спецмашин, оперативно выявлять нарушения ПДД, внедрять весогабаритный контроль».

Стоит также отметить, что, согласно опросу топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках XV Всероссийской конференции «Лизинг в России – 2016», около 80% респондентов ожидают роста нового бизнеса своих компаний в 2017 году. В этой связи базовым прогнозом на текущий год агентством был выбран позитивный. Как негативный, так и позитивный прогноз подразумевает, что объем нового бизнеса по итогам 2017 года превысит 800 млрд рублей, что станет рекордным показателем российского рынка лизинга. Наибольший объем нового бизнеса был отмечен в 2013 году – 783 млрд рублей.

Согласно позитивному (базовому) прогнозу «Эксперт РА», объем нового бизнеса за 2017 год вырастет на 15% и составит около 850 млрд рублей. Значительное влияние на реализацию прогноза будет оказывать вероятность заключения крупных корпоративных сделок с ж/д и авиатехникой, а также морскими и речными судами. Данный прогноз подразумевает, что сегмент ж/д техники после стабилизации объемов лизингового бизнеса покажет рост на 10%. «Рынок ж/д в 2017 году будет расти. Мы наблюдаем рост ставок на рынке аренды полувагонов, железнодорожном транспорте», – отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора Государственной транспортной лизинговой компании. Поддержку ж/д рынку будет оказывать субсидирование приобретения инновационных вагонов и сокращение профицита парка полувагонов. Профицит снизился до исторически минимального уровня (около 1–2% парка), по данным ОВК. «Основным фактором роста является значительное списание парка: в 2015–2016 годах было списано 212 тыс. полувагонов. В результате ставки доходности оперирования полувагонов на протяжении 2016 года выросли в два раза, а на отдельных направлениях даже образуется дефицит вагонов, что ведет к восстановлению спроса на данный тип вагона со стороны операторов в этом году», – добавляет Дмитрий Зотов, генеральный директор «ТрансФин-М». Кроме того, восстановление экономики может позитивно отразиться на объемах погрузки на ж/д путях, что приведет росту спроса на лизинг / аренду вагонов.

Объем авиализинга в 2017 году покажет рост на уровне 10%. На авиасегмент позитивно повлияет господдержка аренды / лизинга российских самолетов, в том числе воздушных судов «Сухой Суперджет – 100». При этом ограничителем по-прежнему остается избыток провозных емкостей на фоне сокращения пассажироперевозок (на 4% в 2016 году, согласно данным Росавиации).

Крупнейшим сегментом рынка останется автолизинг, поддержку которому окажет перезапуск госпрограммы по льготному автолизингу, а также частичная реализация отложенного спроса. В итоге объем нового бизнеса с автотранспортом вырастет на 20%. На следующий год также придется значительная часть работ по подготовке инфраструктурных объектов к ЧМ-2018, что подстегнет рост объема лизинга строительной и коммунальной техники. Другие сегменты рынка в целом также продемонстрируют позитивную динамику (+15%) в результате наращивания лизинговых сделок в регионах. Реализация базового сценария возможна в 2017 году при среднегодовой цене на нефть марки Brent на уровне 50 долларов за баррель и инфляции до 5%, что потребует поддержания ключевой ставки на уровне 8–9%.

В случае реализации негативного прогноза объем лизингового рынка будет насчитывать около 815 млрд рублей (+10% к 2015 году). В сегментах ж/д техники и авиатранспорта рост составит около 5%. Драйвером рынка будет автосегмент, общий объем сделок в котором вырастет на 15%, а прочие сегменты покажут рост на уровне 10%. Реализация негативного прогноза агентства наиболее вероятна при среднегодовой цене на нефть марки Brent на уровне 40–45 долларов за баррель, инфляции в размере свыше 6% и ключевой ставке не менее 10 п. п.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика