Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
Царёв Кирилл Александрович
Царёв Кирилл Александрович
?
генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной лизинговой ассоциации
Биография
  
Интервью
  
Статьи
  
Участие в проектах RAEX (Эксперт РА)
КАРТА ПРОЕКТА
Основная цель проекта - выявить наиболее крупные компании российской экономики и на основе результатов их деятельности проанализировать роль крупного бизнеса в экономическом развитии России, его структуру и основные тенденции развития. Рейтинг способствуют повышению прозрачности российской экономики и тем самым содействуют ее активизации, установлению партнерских отношений, притоку инвестиций.
Финансовая секция «Инвестиции в России: перезагрузка»

Как и в других странах мира, лизинг в России постепенно стал переходить к так называемому операционному лизингу. Лизинговая компания, как инвестор, начинает брать на себя гораздо большие риски и предоставлять гораздо больший перечень услуг, таким образом, она делит с конечным получателем техники будущую долговую нагрузку (потому что она не полностью переходит на этого клиента) и развивает новые способы, инструменты финансирования, которые в Европе и в Америке сегодня используются в очень большом количестве отраслей. На мой взгляд, это важная позитивная тенденция, потому что она позволяет в дальнейшем получить новый продукт, новые, дополнительные инструменты инвестирования. Конечно, хотелось бы, чтобы этот процесс развивался.

Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
Дискуссия участников

Долгое время говорилось о том, будто реформа направлена, прежде всего, на пользу лизингодателей. Сейчас мы слышим и по действиям понимаем, что она все-таки направлена не только в пользу лизингодателей, а в интересах государства.

Для лизинговых компаний это [переход на работу по новым правилам] будет стоить денег. Когда мы говорим: «Давайте посчитаем, сколько это будет стоить», мы ведь говорим это не только и не столько потому, что нам это нравится или не нравится, или почему мы не хотим остановить реформу. Но акционеры и компании должны понимать, какой объем средств будет на это направлен, и с чем столкнутся компании, что будет происходить с рентабельностью их деятельности. Возможно, в том числе это нужно даже для того, чтобы принять решение и спокойно в течение трех – пяти лет уйти с рынка. Это тоже позиция, это тоже нормально.

Цель проекта - способствовать формированию общей позиции по реформированию рынка
Секция 2 «Адаптация лизинга к новым условиям развития»

Чем больше становится наш рынок, тем больше он притягивает и разных смелых людей, и мошенников. Пока мы были маленькими, некоторые вещи считались для нас нормальными. Вопрос регулирования отрасли – это, в том числе, вопрос решения этих проблем. Это очень важно.

Секция 1 «Этапы и механизмы реформирования лизинговой отрасли»

СРО – это организация, которая будет проверять своих участников. Это очень серьезный объем важной работы. Мы будем должны самостоятельно платить за то, что внутри отрасли кто-то разрабатывает стандарты и следит за тем, чтобы мы, в том числе те, кто за это платит, их соблюдали. СРО на первом этапе будут создавать крупнейшие компании просто в силу того, что они сразу будут вынуждены нести существенно большие расходы. При этом в дальнейшем в этой СРО, наверно, будут участвовать все.

Панельная дискуссия «Перезапуск рынка лизинга»

Одним из ключевых трендов, который будет иметь место в связи с введением и увеличением регулирования, станет следующий: сегмент крупнейшего бизнеса не будет пользоваться российским лизингом. Соответственно, доля лизинга как такового и все его развитие будет в сегменте малого, среднего бизнеса и в сегменте относительно крупного, но не крупнейшего.

Выход на рынок лизинга для физических лиц может принципиально изменить структуру российского лизинга и создать большую подотрасль, которая станет относительно самостоятельной. Это будет совершенно другой размер бизнеса, другой размер портфелей, что неизбежно поставит вопрос о секьюритизации портфелей. Это другое структурирование бумаг. Это будет большая отрасль, поэтому, безусловно, это движение, наверно, невозможно без превращения ее в более цивилизованную.

Рынок лизинга за январь-сентябрь 2015 года сократился на четверть, до 385 млрд рублей. Без госсубсидирования авто- и авиализинга сжатие нового бизнеса составило бы около 40%. Сокращение лизинговых сделок и рост проблемных активов привели к снижению рентабельности лизингодателей, что вынудило ряд компаний провести значительную оптимизацию расходов. Однако падение рентабельности не остановить: по прогнозу RAEX («Эксперт РА»), снижение инвестиций в основной капитал продолжится и в 2016 году, что неизбежно повлечет дальнейшее сжатие лизингового рынка. По итогам 2015 года объем нового бизнеса сократится на 25%, в 2016 году – на 10–15%.
Панельная дискуссия «Переформатирование рынка лизинга в условиях кризиса»

В авиации в будущем году мы никакого оптимизма не видим. Действительно, будут, наверно, заявлены сделки, связанные с дефолтом «Трансаэро», потому что, так или иначе, часть этого воздушного флота должна попасть в руки других компаний, в том числе российских. Наверно, что-то похожее мы будем наблюдать на рынке железнодорожных вагонов, где все-таки началась определенная консолидация рынка, соответственно, смена лизингополучателей.

Помимо сокращения крупных сделок с 2014 года на лизинговый бизнес все больше оказывают давление как повышение ставок по кредитам, так и ухудшение кредитного качества клиентов. Одновременное обострение двух проблем может вынудить некоторые компании уйти с рынка или заморозить деятельность. Поддержку рынку к концу 2015 года могут начать оказывать закупки имущества в рамках программ импортозамещения.
Панельная дискуссия. «Рост «просрочки» и удорожание пассивов – главные вызовы для лизингового рынка»

Банкиры разного уровня говорят о том, что есть понимание минимальной доходности, которую должен зарабатывать банк. Это чистая маржа банка. И банки пытаются ее придерживаться, потому что хорошо понимают свои расходы в части сопровождения кредитов. В лизинге мы этого не понимаем, поэтому мы видим ставки 0,5–1%, потому что они не ассоциируются с дальнейшим сопровождением сделки. Отрасли было бы полезно, если бы она пришла к мысли о том, какая минимальная доходность должна быть заложена в сделке для того, чтобы ее нормально сопровождать. Сегодняшнего кризиса это уже не касается. К следующему кризису, возможно, компании подошли бы с иных позиций и процедур – и инфраструктуры, и качества портфеля.

Интервью с Кириллом Царёвым, и. о. генерального директора ЗАО «Сбербанк Лизинг»

Несмотря на сокращение объемов бизнеса, лизинг как финансовый инструмент должен и будет развиваться в 2015 году.

Централизация финансового надзора на базе ЦБ позволит применять единые подходы и повысить эффективность регулирования. В первую очередь ЦБ необходимо создать систему контроля качества активов, достаточности капитала и надежности ключевых контрагентов финансовых институтов. Такая система пруденциального надзора * должна учитывать специфику различных отраслей финансового рынка, иначе может снизиться качество регулирования и сократиться количество игроков.
Панельная дискуссия «Пруденциальный надзор на финансовом рынке: учесть отраслевую специфику»

На мой взгляд, фундаментальная проблема заключается в одном: если сами компании для себя не ставят задачу развивать риск-менеджмент и политику риск-менеджмента, то можно долго создавать разные стандарты, и ничего реализовываться не будет.

Исследование рынка лизинга «Эксперта РА» – единственное в России, которое регулярно проводится с 2002 года. Проект определяет основные точки роста российского лизингового рынка, ежегодно в нем принимают участие представители госорганов и все лидеры рынка, на долю его участников приходится более 80% рынка.
Панельная дискуссия. Розничные фабрики» и оперативный лизинг как новые драйверы рынка

Мы несколько лет говорим о замедлении темпов роста рынка, что рынок исчерпал простые пути развития. Мы в прошлом году обогнали Италию по размеру рынка. С одной стороны, это здорово. Но банковский рынок Италии больше российского. И это косвенный показатель того, что уровень проникновения лизинга в российской финансовой системе несколько выше, чем в некоторых развитых экономиках Европы. Это еще один сигнал того, что рынок насыщен, что простыми путями развиваться он больше не сможет. Нужна добавленная стоимость продукту, ее надо развивать. Выигрывает только тот, кто решает проблемы клиента. Следует понимать, что необходимо совершенствование процессов – с меньшими затратами делать то же самое, но предоставлять услугу клиенту дешевле, либо давать больший спектр услуг.

Очередной, 19-й по счету, рейтинг крупнейших компаний России продемонстрировал: лидеры отечественного бизнеса погружаются в застой. Отблески былого роста видны в отраслях, ориентированных либо на потребительский спрос, либо на госзаказ. Но предотвратить дальнейшее замедление экономки они не смогут. Выход – в наращивании инвестиций и повышении конкурентоспособности экономики страны, в том числе через повышение производительности труда
Нестабильность в сегменте, который много лет был драйвером лизингового рынка – железнодорожной отрасли, и падение в целом инвестиционной активности обусловили существенное замедление темпов роста лизингового рынка по итогам 9 месяцев 2012 года. В условиях высокой концентрации, когда крупнейшие сделки занимают доминирующее положение, их снижение привело к замедлению всего рынка. По оценкам участников рынка, ж/д сегмент близок к насыщению, и в ближайшие годы его влияние на рост лизинговых сделок может существенно снизиться. Для поддержания сложившихся объемов бизнеса и обеспечения стабильной работы лизинговым компаниям необходимы новые емкие ниши. К поиску новых точек роста лизингодателей подталкивают также отмена налога на новое имущество и неопределенность в отношении сохранения ускоренной амортизации.
Интервью с и.о. генерального директора «Сбербанк Лизинг» Кириллом Царевым

Исходя из нашей практики запросы клиентов не претерпели существенных изменений: средний размер сделки в рамках стандартизованных продуктов составляет - 2 млн рублей (финансовые решения для малого бизнеса), типичная сделка для среднего бизнеса составляет 40-60 млн рублей, ~20% клиентов среднего бизнеса подбирают финансирование на сумму более 100 млн рублей

Усиление конкуренции за клиентов (связанное в том числе с агрессивной политикой государственных лизинговых компаний) и негативная судебно-арбитражная практика, складывающаяся в последнее время в отношении защиты имущественных интересов лизингодателей, оказывают давление на маржу лизинговых компаний. Но если в 2011 году наметившееся снижение маржи сочеталось с быстрым ростом рынка (новых сделок), то в 2012 оно может продолжиться уже на фоне замедления темпов роста нового бизнеса. В сложившихся условиях лизинговым компаниям важно найти новые ниши для развития, новые конкурентные преимущества для продвижения на рынке, предложить клиентам дополнительные сервисные услуги.
Несмотря на трехкратное сокращение рынка лизинга (а следовательно, и инвестиций в основной капитал) в 2008-2009гг., государство может нанести ему более сильный удар – отменить ускоренную амортизацию, необходимость которой поставлена под сомнение в программном документе Минфина «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Возможные последствия отмены ускоренной амортизации стали центральной темой для обсуждения на прошедшей конференции.
9 декабря 2009 года в Москве состоялась VIII Ежегодная профессиональная конференция «Лизинг в России – 2009», организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА». Конференция традиционно стала площадкой встречи участников рынка для обмена опытом, привлечения новых клиентов, поиска обеспечения своего бизнеса необходимым объемом финансовых ресурсов. В рамках мероприятия были предоставлены результаты исследования и анализа рынка по итогам 9 месяцев, рейтинг ведущих лизинговых компаний России.
13 декабря в Москве состоялась VI Всероссийская конференция «Лизинг в России 2007», которая является ежегодным мероприятием, проводимым рейтинговым агентством "Эксперт РА". Конференция стала одной из главных площадок встречи всех участников рынка для обмена опытом в привлечении и обслуживании клиентов, обеспечении своего бизнеса необходимым объемом финансовых ресурсов, планами на будущее. В рамках мероприятия были предоставлены результаты ежегодного исследования и анализа рынка, рейтинг ведущих лизинговых компаний России.