Интервью с Кириллом Царёвым, президентом Объединенной Лизинговой Ассоциации, председателем правления, генеральным директором АО «Сбербанк Лизинг»
Поделиться
Facebook Twitter VK


«Одной из важных задач в 2017 году должен стать дальнейший поиск решений в вопросе повышения качества и скорости работы с проблемными активами»

 – Какие значимые события, произошедшие на рынке в IV квартале 2016 года, вы можете отметить? Как изменилась деловая активность лизингополучателей в течение 2016 года (какие виды оборудования стали менее / более востребованы)?

– Среди значимых событий на рынке лизинга в 2016 году можно отметить оживление в сфере железнодорожного транспорта. Затяжной кризис в сегменте полувагонов закончился, наблюдается как восстановление платежеспособности клиентов, так и рост спроса на подвижной состав – эта тенденция прослеживалась уже в IV квартале прошлого года, и в 2017 году лизинг железнодорожной техники будет точно развиваться.

Все большую важность для рынка приобретают программы государственной поддержки. Если раньше это были программы, связанные с автотранспортом и авиацией, то теперь мы видим эффективную работу в направлении поддержки промышленности – это программа Минпромторга по субсидированию приобретения оборудования, различные программы Фонда развития промышленности. Благодаря этому сегодня можно находить оптимальные предложения для клиента, которые снижают его долговую нагрузку и уменьшают стоимость лизинга в сфере  промышленности.

В сегменте МСБ тенденции развития сохраняются – бизнес становится все более технологичным, будут и дальше развиваться скоринговые технологии. Также мы увидим наращивание объемов у крупных компаний.

 – В прошлом году ваша компания активно наращивала автосделки и, как следствие, оказалась в топ-5 лизингодателей по объему нового бизнеса с легковыми и грузовыми автомобилями по итогам 9 месяцев 2016 года. Какие продукты компании стали драйверами такого роста?

– «Сбербанк Лизинг» активно увеличивает присутствие в сегменте малого и среднего бизнеса и как основная часть группы «Сбербанк» уделяет большое внимание поддержке МСП. Мы планируем и дальше наращивать эти объемы, и в 2017 году сумеем показать существенный прирост. Прежде всего, мы работаем с самыми необходимыми малому бизнесу предметами – это лизинг легковых машин, лизинг легкой коммерческой техники и строительного оборудования. Другим важным направлением является работа с клиентами среднего бизнеса и работа в регионах, которая только усиливается на протяжении нескольких лет. Мы существенно перестроили нашу продуктовую линейку, что, безусловно, заняло определенное время, но теперь приносит результаты в виде заключенных сделок – это хорошо видно по динамике наших продаж в регионах.

 – На протяжении последних лет ваша компания является лидером в сегменте лизинговых сделок с оборудованием для ЖКХ, согласно исследованию. Какой вид оборудования востребован клиентами в данном сегменте? В каких городах госучреждения активно используют лизинг для обновления устаревшей техники?

– «Сбербанк Лизинг», безусловно, сейчас является лидером в сегменте ЖКХ. Работа ведется с самой разнообразной техникой – от общественного транспорта (автобусы, трамваи), коммунальной техники до комплексного оборудования систем фотовидеофиксации «Умный город», которое позволяет оптимизировать графики работы спецмашин, оперативно выявлять нарушения ПДД, внедрять весогабаритный контроль. Развитие, улучшение качества инфраструктуры городов – это важный элемент развития российской экономики, который позволяет, с одной стороны, обеспечивать жителей России более качественными услугами, а с другой – снижать издержки, потому что за счет использования современных технологий уменьшаются эксплуатационные затраты.

 – В рамках реформирования лизингового рынка Банк России составит список системно значимых компаний, к которым будут предъявлены повышенные требования по управлению рисками. Какие, на ваш взгляд, требования регулятора действительно могли бы снизить риски лизинговой отрасли?

– Одним из основных вопросов в ходе реформирования является измеримость рынка, определение периметра лизинговой деятельности, подлежащей регулированию, и начало диалога с ключевыми игроками рынка. Говорить о каких-то существенных изменениях в отраслевых рисках сложно, это связано с тем, что компании на протяжении всего периода времени финансировались профессиональными участниками рынка – банками и через рынки ценных бумаг, поэтому некорректно говорить о том, что лизинговые компании функционировали неуправляемо. При этом, безусловно, формирование долгосрочной стратегии развития отрасли в ходе реформирования позволит компаниям уверенно прогнозировать свое долгосрочное развитие.

Говорить о том, какие именно нормативы или критерии необходимы, целесообразно после реформы учета, потому что, к сожалению, российский стандарт бухгалтерского учета не в полной мере отражает все реалии лизингового бизнеса.

Возможно, правильным решением будут как раз регулирование именно в отношении системно значимых компаний. С другой стороны, во многом именно эти компании обеспечивают рост отрасли, и введение регулирования может этот рост замедлить. Важно отметить, что все крупные компании принадлежат либо банкам, либо государству, так что и сейчас существуют способы регулирования.

 – В рамках реформы активно обсуждается вопрос об ограничении перечня смежных (неосновных) видов деятельности лизинговых компаний. Какие из них, на ваш взгляд, целесообразно отнести к разрешенным, а какие, напротив, запретить совмещать с лизинговой деятельностью?

– Лизинговый рынок России успешно сформировался в результате многолетнего развития  – через три года мы будем отмечать 30-летие отрасли, все это время лизинговые компании успешно функционировали без каких-либо запретов. Я не знаю компаний, которые активно совмещают лизинговую деятельность с чем-либо еще, и считаю, что лизингодатели могут и должны покупать / продавать предметы лизинга, возможность сдавать их в аренду. Дополнительные запреты и ограничения в специализации не окажут позитивного влияния на лизинговый рынок и вряд ли послужат фактором для его развития. Напротив, мировые тенденции – это специализация / сегментация рынка с существенным расширением перечня услуг.

 – Чего ваша компания как участник лизингового рынка ждет от реформирования отрасли? Какие проблемы сегодня необходимо решить реформе для развития новых направлений, которые распространены на Западе?

– Для меня один из важнейших элементов реформирования – необходимость того, чтобы концепция регулирования была представлена заранее. Неопределенность, связанная с грядущими изменениями, способна затруднить привлечение финансирования целому ряду компаний на рынке. Более того, для некоторых компаний в данный момент проблематична инвестиционная деятельность, так как неизвестно, попадут они в список участников отрасли или нет.

В целом от реформирования мы ждем решения по ряду принципиальных вопросов. Во-первых, необходимо решить проблему бухгалтерского учета – для нас важно синхронизировать российские стандарты со стандартами МСФО. Во-вторых, остается открытым вопрос налогообложения (прежде всего, налог на добавленную стоимость), от которого зависит выход на рынок лизинга для физических лиц. И третье – в рамках регулирования и саморегулирования необходимо более четкое распределение ролей между Центральным банком и участниками рынка.

Не менее важный вопрос, который предстоит решить, – нужно ли применять одинаковые критерии регулирования к крупным компаниям и к сравнительно небольшим региональным лизингодателям? Возможная нестабильность небольших компаний никак не наносит ущерб отрасли, не представляет угрозы для финансовой стабильности экономики, но вместе с тем их работа в регионах позволяет регулярно находить решения задач, стоящих перед клиентом и региональной экономикой. Избыточное регулирование или издержки, связанные с ним, для таких компаний могут поставить вопрос о целесообразности продолжения бизнеса, что вряд ли принесет большую пользу рынку. Этот вопрос нужно обязательно учитывать при планировании осуществления процесса надзора.

 – Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2017 году? Каковы ваши ожидания динамики нового бизнеса в авиа- и ж/д сегментах в 2017 году?

– Я оптимистично смотрю на рынок 2017 года, его росту будет способствовать целый ряд факторов: наличие ликвидности в банковской системе, ожидающийся рост экономики Российской Федерации, потребность компаний в обновлении основных средств, в какой-то мере отложенный спрос за последние несколько лет. Считаю, что будет рост в сегменте железнодорожного транспорта, связанный с восстановлением этого рынка. В авиационном сегменте сделки, как правило, долгосрочные, и объемы этого года станут следствием работы лизинговых компаний, которая проводилась на протяжении предыдущих лет. Также будет расти сегмент МСБ.

 – С каким оборудованием ваша компания продолжит работать в 2017 году? К каким рыночным нишам она присматривается и рассчитывает занять в будущем?

– «Сбербанк Лизинг» – универсальная компания. Мы работаем с очень широкой номенклатурой, потому что наша цель – удовлетворение потребностей клиентов в инвестициях. Если клиенту нужен станок, мы обеспечим его станком, если нужна машина, у него будет машина. Поэтому наша задача – прежде всего развивать доступность лизинговых услуг на всей территории Российской Федерации и обеспечивать качественный и своевременный сервис. И я уверен, что вместе со Сбербанком в 2017 году мы сумеем это еще раз доказать.

 – Как вы оцениваете успешность судебной защиты игроков лизингового рынка?

– На сегодняшний день для лизинговой отрасли нет системных проблем в вопросах судопроизводства, но сам факт наличия проблемных активов свидетельствует о необходимости работы в этом направлении. Если мы хотим и дальше развивать лизинг как продукт, необходимо, с одной стороны, искать способы еще более качественной защиты инвесторов, лизингодателей от мошенничества и возможности более быстрого изъятия имущества и, с другой – не забывать о балансе интересов между лизингодателем и лизингополучателем. Потому нам нужно продолжить работу по развитию законодательства. Конечная цель – сделать лизинг еще более доступным для добросовестных клиентов, при этом лучше защитить лизинговые компании от действий клиентов недобросовестных. Думаю, что одной из важных задач в 2017 году должен стать дальнейший поиск решений в вопросе повышения качества и скорости работы с проблемными активами. Безусловно, мы вступаем в период роста экономики, роста лизинговых портфелей, и с высокой степенью вероятности процент задолженности будет сокращаться, на это повлияет как рост бизнеса наших клиентов, так и улучшение экономики в целом. Вместе с тем, именно в эти периоды времени надо готовиться к очередным волнам потенциального роста проблемных активов в будущем.

Дополнительные материалы по тематике


Автолизинг тянет рынок

За январь — сентябрь 2019 года объем нового бизнеса вырос только на 2%, едва превысив 1 трлн рублей. Согласно прогнозу «Эксперт РА», по итогам 2019-2020 годов рост лизингового рынка составит не более 5–7%, при этом большие темпы прироста возможны только в случае активизации сделок с железнодорожной и авиатехникой 15.01.2020

Сергей Моисеев: правительство тратит на поддержку лизинга примерно 30 млрд рублей в год

Banki.ru

Правительство в среднем тратит на поддержку лизинга порядка 30 млрд рублей в год. Об этом, как сообщает «Эксперт РА», рассказал советник первого заместителя председателя Банка России Сергей Моисеев на конференции «Российский лизинг: перспективы и вызовы - 2020» в Москве, организованной этим рейтинговым агентством, несколькими аналитическими компаниями и Объединенной лизинговой ассоциацией.
17.12.2019

ПРАЙМ, 12.12.2019, Рынок лизинга в РФ в 2020 г вырастет на 7%, до 1,467 трлн руб - ЭкспертРА

ПРАЙМ

Рынок лизинга в РФ в 2020 году вырастет на 7%, до 1,467 триллиона рублей, следует из презентации аналитического рейтингового агентства "Эксперт РА", представленной на конференции "Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020".
13.12.2019

Случайный рост

Коммерсантъ

Рынок лизинга за девять месяцев вырос на 2%
03.12.2019

«Эксперт РА»: рост лизинга авто и недвижимости компенсировал динамику корпоративного сегмента

Banki.ru

Объем нового лизингового бизнеса за девять месяцев 2019 года составил 1,03 трлн млрд рублей, что всего на 2% больше аналогичного периода прошлого года, свидетельствуют предварительные данные рейтингового агентства «Эксперт РА», которое представило очередное исследование российского рынка лизинга. Такие исследования проводятся при поддержке Объединенной лизинговой ассоциации с целью предоставления информации о российском лизинговом рынке в ассоциацию Leaseurope.
18.11.2019