Финансовый сектор, 18.02.2021

Количество регионов с дефицитным бюджетом выросло вдвое
Поделиться
VK


Тем не менее кризисный год субъекты Федерации завершили лучше, чем ожидалось

Тем не менее кризисный год субъекты Федерации завершили лучше, чем ожидалось

По итогам прошлого года почти в 2 раза увеличилось количество регионов с дефицитным бюджетом. Если в 2019 г. таковых было 32, то в 2020 г. уже 60, подсчитали аналитики «Эксперт РА». Налоговые и неналоговые доходы бюджетов сократились в 41 регионе, при этом сильнее всего их падение ощутили субъекты с высокой долей поступлений от сырьевого сектора.

В 46 субъектах увеличился государственный долг, а в 49 регионах долговая нагрузка превысила 40%. Но, несмотря на это, замечают авторы исследования, благодаря своевременным антикризисным мерам, принятым на федеральном уровне, кризисный год регионы завершили лучше, чем ожидалось.

Вопреки ожиданиям некоторые отрасли экономики в 2020 г. продемонстрировали совсем незначительный спад, а некоторые даже показали рост. «Промышленность снизилась на 2,9%, при этом в структуре промышленности обрабатывающие производства продемонстрировали рост на 0,3%, – отмечает старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева. – Сферы строительства и сельского хозяйства показали рост на 0,1 и 1,5% соответственно». Самое сильное снижение показали розничная торговля и сфера услуг – 4,1 и 17,3%.

Доходы бюджетов снизились в среднем на 2,5%, или на 233,8 млрд руб. «Отрицательная динамика сложилась не по всем налогам: НДФЛ прибавил 7,9%, акцизы выросли на 6,3%, а УСН – на 0,6%, – отмечает Галиева. – Просели налог на прибыль организаций (на 13%) и налог на имущество организаций (на 1,1%)».

При этом снижения расходов регионы себе позволить не могли (за исключением Сахалинской области и Чукотского автономного округа): их совокупные расходы выросли на 16,8%. «Регионы выполнили свои социальные обязательства, реализовывали антикризисные меры по поддержанию экономики, увеличилось финансирование по социальным расходам, в частности по здравоохранению», – поясняет Галиева.

«Поскольку принятые в России ограничительные меры оказались менее масштабными, чем во многих других странах, совокупный дефицит бюджетов российских регионов не достиг катастрофических значений», – отмечает вице-президент международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Ильгиз Баймуратов.

Более половины регионов завершили год с дефицитом: совокупный дефицит региональных бюджетов составил 708,4 млрд руб. Из этой суммы почти 20% пришлось на Москву и чуть больше 10% – на Московскую область. «На центральные развитые регионы, такие как Москва и Московская область, пришелся основной удар пандемии, здесь были приняты самые жесткие ограничительные меры, что в большей степени сказалось как на сокращении доходной базы региональных бюджетов, так и на значениях объемов мер поддержки», – объясняет Баймуратов.

Доходы регионов зависят от структуры экономики, объясняет заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная. «Визуально накладывая карту структуры экономики на карту падения налоговых доходов регионов, мы видим четкую корреляцию, – отмечает она. – Ведь нельзя не согласиться, что Москва с ее колоссальным объемом сферы услуг в структуре экономики должна была в какой-то степени иметь сопоставимые потери по выпадающим доходам регионального бюджета».

На фоне растущих бюджетных дефицитов совокупный долг регионов тоже вырос и составил 2,5 трлн руб., что на 18,1% выше уровня 2019 г. Но условно безопасный уровень долговой нагрузки удалось не превысить. «Долговая нагрузка приросла в 52 регионах, – отмечает Галиева. – Несмотря на рост долга, его структура стала более комфортной благодаря диверсификации и удлинению срока заимствований в результате размещения облигаций».

Регионы планируют постепенное сокращение бюджетных дефицитов. В частности, Москва рассчитывает выйти на сбалансированный бюджет уже к 2023 г. Однако реализация этих планов зависит от темпов восстановления экономики регионов, отмечает Баймуратов. Кроме того, до сих пор существует неопределенность в развитии эпидемиологической ситуации. «2019 год не был отмечен значительным экономическим ростом, что в совокупности с результатами 2020 г. дает почву для беспокойства касательно темпов восстановления экономики», – замечает эксперт.

Не стоит забывать и о социально-политических факторах, таких как выборы в Госдуму, добавляет Школьная: «Политические решения по отдельным регионам могут оказать дополнительное воздействие на интенсификацию бюджетных процессов».

Источник: Ведомости
Александра Кошкина

Аналитика


Запас прочности истощается: обзор долгового рынка 2024–2025

Жесткие денежно-кредитные условия не сломили роста рынка корпоративных облигаций, который увеличился... 30.10.2024
Запас прочности истощается: обзор долгового рынка 2024–2025

Повышение корпоративных налогов: от временного к постоянному

В мае 2024 года Минфин внес на рассмотрение поправки в налоговое законодательство. Изменение налогов... 30.07.2024
Повышение корпоративных налогов: от временного к постоянному

Рынок долгового капитала в II квартале 2024 года принимает проинфляционную реальность

Первичный рынок ОФЗ: недостаток премии ко вторичке и неготовность брать процентный риск помешали объ... 26.07.2024
Рынок долгового капитала в II квартале 2024 года принимает проинфляционную реальность

Налоговая реформа: риски и варианты прогрессивного НДФЛ

Параметры реформы системы индивидуального налогообложения изменятся с 2025 года – шкала индивидуальн... 10.06.2024
Налоговая реформа: риски и варианты прогрессивного НДФЛ

Рынок долгового капитала в I квартале 2024 года: рост ставок не остановил первичный рынок

Первичный рынок ОФЗ: Минфину ставка не помеха. По итогам I квартала 2024 года размещения облигационн... 18.04.2024
Рынок долгового капитала в I квартале 2024 года: рост ставок не остановил первичный рынок
Вся аналитика