Лизинг и факторинг, 04.12.2013

Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2013 года: удвоение оперлизинга
Поделиться
Facebook Twitter VK


За счет роста в III квартале рынок лизинга немного отыграл падение 1 полугодия: по итогам 9 месяцев 2013 года новый бизнес сократился на 3% (за 6 месяцев – минус 17%). Наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, в то время как оперативный лизинг вырос вдвое (с 39 до 75 млрд рублей, доля – с 4% до 8%). Оперлизинг уже играет заметную роль в авиатехнике и ж/д транспорте, однако пока это нишевой продукт, и драйвером рынка он станет не ранее, чем через два-три года. В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике прирост рынка лизинга и в 2013-м, и в 2014 году вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии.

Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2013 года: удвоение оперлизинга

Стратегический партнер:

Генеральный партнер:

Партнеры:

При поддержке:

Содержание

Резюме

За счет роста в III квартале рынок лизинга немного отыграл падение 1 полугодия: по итогам 9 месяцев 2013 года новый бизнес сократился на 3% (за 6 месяцев – минус 17%). Наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, в то время как оперативный лизинг вырос вдвое (с 39 до 75 млрд рублей, доля – с 4% до 8%). Оперлизинг уже играет заметную роль в авиатехнике и ж/д транспорте, однако пока это нишевой продукт, и драйвером рынка он станет не ранее, чем через два-три года. В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике прирост рынка лизинга и в 2013-м, и в 2014 году вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии.

В III квартале 2013 года рынок лизинга немного отыграл падение 1 полугодия – сокращение новых сделок по итогам 9 месяцев составило 3% (за полугодие – 17%). Объем нового бизнеса за январь-сентябрь 2013 года составил 940 млрд руб. Динамика крупнейших сегментов рынка – ж/д транспорта и авиатехники – при этом отличалась от первых двух кварталов года: если ж/д сегмент отвоевывал утерянные позиции, то объем авиасделок в III квартале был незначительным, однако сегмент по-прежнему занимает заметную долю на рынке.

В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, при этом оперативный лизинг за год увеличился вдвое. По итогам 9 месяцев 2013 года в общей сумме сделок он занял 8%. Рост объема оперативного лизинга коррелирует с ростом доли авиасегмента в целом по рынку – значимую часть лизинга самолетов составляют сделки оперативного лизинга.

Заметно увеличилась доля сделок оперативного лизинга и у лидеров рынка. Компания «ТрансФин-М» активно наращивала пассивную базу и заключала новые лизинговые контракты, среди которых 25% составили сделки оперативного лизинга вагонов. В результате компания вошла в топ-3 в 1 полугодии 2013 года, а по итогам 9 месяцев поднялась с 3-го на 2-е место. Значительные темпы прироста сделок продемонстрировал «Сбербанк Лизинг» (3-е место в рэнкинге, +50%), среди контрактов которого 26% занял оперативный лизинг авиатехники.

Оперативный лизинг пока играет заметную роль лишь в авиатехнике и ж/д транспорте, но по мере развития вторичных рынков оборудования он будет открывать новые возможности роста для лизингодателей. Суммарно на сегменты ж/д и авиатехники пришлось 86% сделок оперативного лизинга, менее заметен оперлизинг в сегментах автобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости. В ближайший год развитие оперлизинга будет идти медленно в результате стагнации экономики (его доля в 2014 году не превысит 10%), но новый экономический подъем может совпасть с «созреванием» ряда вторичных рынков оборудования, ростом их ликвидности, в этот момент возможны высокие темпы роста оперативного лизинга. Но чтобы не пропустить этот подъем, нарабатывать компетенции в оперативном лизинге компаниям нужно уже сегодня.

Основные препятствия для роста оперативного лизинга – отсутствие развитого вторичного рынка имущества, законодательная неопределенность, невысокая культура эксплуатации техники, отсутствие налоговых преференций. Потребителями таких услуг в России преимущественно являются дочерние предприятия международных холдингов (транслирующие зарубежные принципы ведения бизнеса), а также компании, нацеленные на иностранное фондирование, – при действующих правилах МСФО лизинг позволяет не отягощать баланс и улучшить индикаторы эффективности. Отечественные предприниматели пока предпочитают чаще приобретать имущество в собственность, а не в пользование.

По прогнозу «Эксперта РА», в отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике прирост рынка лизинга и в 2013-м, и в 2014 году вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии. Оптимистичный сценарий предполагает умеренные темпы снижения железнодорожного сегмента и сохранение среднеквартальной суммы сделок в сегменте авиализинга в IV квартале. Пессимистичный сценарий базируется на заметном сокращении сделок с подвижным составом (до 20%) в сочетании с умеренным ростом сегмента авиализинга. Сумма новых сделок на рынке в этом случае составит 1,21 трлн рублей против 1,39 трлн по оптимистичному сценарию. В 2014 году темпы прироста новых сделок могут составить от -7 до -13% (пессимистичный сценарий), либо 0–4% (оптимистичный сценарий).

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

По итогам первой половины 2019-го объем нового бизнеса составил 730 млрд рублей, показав минимальный... 03.09.2019
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах

За прошлый год объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей, однако размеры рынка... 25.03.2019
Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах

Российский рынок факторинга в 2018 году: отраслевая трансформация

В 2018 году объем выплаченного Факторами финансирования увеличился на 42%, до 2,63 трлн рублей, что... 14.03.2019
Российский рынок факторинга в 2018 году: отраслевая трансформация

Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии

За 9 месяцев 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей. Однако без учета г... 03.12.2018
Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии

Российский рынок факторинга в 1-м полугодии 2018 года: в погоне за маржой

Снижение маржинальности в сегменте корпоративного кредитования на фоне более высоких факторинговых с... 19.09.2018
Российский рынок факторинга в 1-м полугодии 2018 года: в погоне за маржой
Вся аналитика