По нашим оценкам, при оптимистичном сценарии рынок лизинга (новые сделки) в текущем году может вырасти на 5%, а его объем при этом составит 1,39 трлн рублей. Оптимистичный сценарий предполагает, что доля сделок в ж/д сегменте в IV квартале 2013 года составит около 30% (от годового объема сегмента), в авиасегменте – около 25%.
При пессимистичном сценарии сокращение рынка может составить до 8%, а его объем при этом составит 1,21 трлн рублей. Пессимистичный сценарий предполагает, что сделки в сегменте авиализинга в IV квартале составят 7–10% от годового объема, а в сегменте ж/д техники доля сделок IV квартала составит около 20%.
В зависимости от появления новых крупных сделок на рынке до конца года, темпы прироста нового бизнеса будут находиться в диапазоне от -8% до +5%, при этом базовый прогноз по нашему мнению – нулевые темпы прироста рынка.
Таблица 9. В 2013 году сегмент ж/д техники тормозит развитие рынка
Сегмент | Факторы роста сегмента | Факторы замедления сегмента | Динамика сегмента за 9 мес. 2013, % | Прогноз прироста на 2013 (пессим./ оптим. прогноз), % | Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п. п. | Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п. п. |
Железнодорожная техника | Рост спроса на лизинг со стороны перевозчиков, ожидавших снижения цен на вагоны | Падение ставок аренды ж/д состава, сокращение ж/д перевозок | -33,2 | -20 / -10 | -8,2 | -4,0 |
Авиатехника | Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление 1212 и пр.), новые контракты в рамках МАКС-2013 | Конкуренция со стороны иностранных лизинговых компаний (нерезидентов) | 412,8 | +40 / +75 | 3,4 | 6,5 |
Легковые автомобили | Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов | Негативная динамика продаж легковых автомобилей | 12,0 | +10 / +15 | 0,8 | 1,3 |
Грузовые автомобили | Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов | Падение объемов перевозок, промышленного производства | 16,4 | +15 / +20 | 1,6 | 2,2 |
Строительная техника | Положительные темпы прироста жилищного строительства | Высвобождение и выход на рынок строительной техники, ранее задействованной в масштабных госпроектах | 57,9 | +40 / +60 | 1,8 | 2,7 |
Прочие сегменты | Сокращение инвестпрограмм, объемов промышленного производства, сокращение масштабных проектов (окончание строительства к Олимпиаде и Универсиаде) | -11 | -30 / -15 | -7,8 | -3,9 | |
Итого прирост по рынку | -8,2 | 5,0 |
Источник: «Эксперт РА»
В 2014 году большинство лизингодателей ожидает незначительного изменения объемов рынка – плюс-минус 5–10%. Поскольку динамика лизингового рынка следует за динамикой инвестиций, снижение инвестактивности в стране обуславливает невысокие темпы прироста рынка лизинга. По прогнозу «Эксперта РА», темпы прироста новых сделок в 2014 году могут составить от -7 до -13% (пессимистичный прогноз, в случае дальнейшего сокращения ж/д сегмента на 10–15% и сокращения авиасделок в результате эффекта «высокой базы» на 20–30%), либо 0–4% (при неуменьшении объемов ж/д и авиасегмента и небольшом росте автотранспортных сегментов (до 15–20%) – оптимистичный прогноз).
«С учетом сложной макроэкономической ситуации в мире и в России в 2014 году мы рассчитываем на сохранение текущего уровня лизингового портфеля. С нашей точки зрения драйверами роста будут сегменты лизинга автотранспортных средств и дорожно-строительной техники, авиализинга, оборудования для нефтегазовой отрасли», – говорит Андрей Коноплев.
«Основным драйвером рынка на ближайшие два года станет авиационный сегмент – растет рынок магистральных самолетов, увеличивается спрос на региональные воздушные суда, – считает Владимир Добровольский. – Потенциал есть и у водного транспорта, но развитие этого направления тормозит отсутствие государственной поддержки. Также мы наблюдаем повышение внимания государства к развитию газомоторного транспорта. Если власти будут усиливать поддержку сегмента, мы ожидаем заметного роста спроса на газомоторный транспорт».
Доля оперативного лизинга в целом по рынку в 2014 году может составить до 10%, его развитие во многом будет зависеть от того, удастся ли отечественным лизингодателям переключить на себя внимание авиакомпаний, зачастую приобретавших самолеты у иностранных лизингодателей.