1.1. Объем и динамика рынка
В III квартале 2013 года лизинговый рынок немного отыграл падение, продемонстрированное в 1 полугодии 2013 года. Если за январь-июнь сокращение рынка составило впечатляющие 17%, то по итогам трех кварталов оно снизилось примерно до 3%. Прирост новых сделок в III квартале 2013 года составил 37% по отношению к III кварталу 2012 года. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2013 года составил 940 млрд рублей (таблица 1). Динамика крупнейших сегментов рынка – ж/д транспорта и авиатехники – при этом отличалась от первых двух кварталов года: если ж/д сегмент отвоевывал утерянные позиции, то авиасделки в III квартале увеличились незначительно. В результате доля ж/д сегмента по сравнению с 1 полугодием 2013 года выросла на 3 п. п. (хотя в абсолютном выражении сегмент сократился по отношению к 9 месяцам 2012 года на 33%), а доля авиатехники уменьшилась также на 3 п. п. Рынок (новые сделки), очищенный и от сделок ж/д, и от авиализинга, вырос в целом на 6,5%. Совокупный лизинговый портфель на 01.10.2013 составил 2,65 трлн рублей (+12,8% по сравнению с 01.10.2012, годом ранее +47%).
Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели | 2009 | 9 мес. 2010 | 2010 | 9 мес. 2011 | 2011 | 9 мес. 2012 | 2012 | 9 мес. 2013 | 2013 |
Объем нового бизнеса, млрд рублей |
315 |
420 |
725 |
920 |
1 300 |
965 |
1 320 |
940 |
1 390 / 1 210 |
Темпы прироста (период к периоду), % |
-56,2 |
127 |
130,2 |
119 |
79,3 |
4,9 |
1,5 |
-2,6 |
н.д. |
Концентрация новых сделок на топ-10 компаний, % |
50 |
н.д. |
62,4 |
н.д. |
66,5 |
н.д. |
63 |
67 |
н.д. |
Индекс розничности*, % |
25 |
н.д. |
24 |
н.д. |
23 |
н.д. |
28 |
|
н.д. |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей |
320 |
228 |
350 |
360 |
540 |
380 |
560 |
520 |
690 |
Объем профинансированных средств, млрд рублей |
154 |
258 |
450 |
509 |
737 |
434 |
640 |
460 |
680 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей |
960 |
1 040 |
1 180 |
1 600 |
1 860 |
2350 |
2 530 |
2 650 |
3 230/ 3 050 |
Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата) |
39 016,1 |
н.д. |
46 321,8 |
н.д. |
55 798,7 |
н.д. |
62 356,9 |
н.д. |
66 515** |
Доля лизинга в ВВП, % |
0,81 |
н.д. |
1,6 |
н.д. |
2,3 |
н.д. |
2,1 |
н.д. |
2,1/1,8 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
* Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.
**ФЗ N 216-ФЗ от 03.12.2012 "О федеральном бюджете на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Определенный рост спроса в 2013 году наблюдался в части возвратного лизинга – его доля выросла с 1% за 9 месяцев 2012 года до 5% за 9 месяцев текущего года. Повышению интереса к этому инструменту способствовала отмена налога на имущество с начала года – ряду компаний, не так давно приобретавших новое оборудование, оказалось целесообразным реализовать его и приобрести вновь уже в лизинг. В то же время три четверти объема сделок возвратного лизинга за 9 месяцев 2013 года заняла одна сделка в сегменте ж/д техники, поэтому дальнейшей массовой активности в данном сегменте большинство лизингодателей не ожидает, а условием повышения спроса они видят скорее ухудшение экономической ситуации (что заставит клиентов искать дополнительные источники средств), нежели налоговую оптимизацию.
«Тенденцией 2013 года, которую необходимо отметить, является повышение интереса лизингодателей к сегменту госзакупок. Борьба за контракты на тендерах, проводящихся по 94-ФЗ и 223-ФЗ, значительно обострилась. Сегодня на конкурс может прийти до 5–6 лизингодателей, тогда как совсем недавно на тендеры приходил один, в лучшем случае два участника. ГТЛК уже давно участвует в различных тендерах, в том числе муниципальных, и обострение конкуренции на этом рынке мы оцениваем как положительное явление», – говорит Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании.
В рамках исследования лизинговым компаниям-участникам традиционно было предложено оценить степень влияния негативных факторов, которые в настоящее время препятствуют развитию лизингового сектора. Основные из них приведены в таблице 2 (в порядке убывания значимости).
Таблица 2. Основные факторы, негативно влияющие на лизинговый рынок
Место (2013) | Негативный фактор | Место (2012) | Место (2011) |
1 | Нехватка платежеспособных «качественных» клиентов | 1 | 5 |
2 | Нехватка у ЛК заемного финансирования в достаточном объеме | 2 | 1 |
3 | Нехватка у ЛК финансирования с длительными сроками («длинные ресурсы») | 3 | 2 |
4 | Недостаточный спрос на лизинговые услуги со стороны клиентов | 5 | 8 |
5 | Противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов (оперативный лизинг, лизинг недвижимости) | 4 | 4 |
6 | Повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов | 8 | 7 |
7 | Отсутствие современного и адекватного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций | 6 | 6 |
8 | Проблемы с возвратом/зачетом НДС | 7 | 9 |
9 | Другие причины (негативная арбитражная практика, повышенные требования со стороны банков-кредиторов к финансовому состоянию лизингополучателя, к залоговому обеспечению) | 9 | 10 |
Источник: «Эксперт РА», по данным опроса лизинговых компаний (55 респондентов)
Первая тройка факторов за прошедший год не изменилась. Главным препятствием, сдерживающим развитие рынка, как и годом ранее, лизингодатели считают нехватку надежных клиентов. В вопросах фондирования лизингодателей по-прежнему в первую очередь волнуют объемы доступных ресурсов, и лишь во вторую – их срочность. В вопросе стоимости заемных средств большинство компаний проявляют сдержанность и скрывают информацию. Средняя процентная ставка по кредитам, по данным 18 наиболее информационно открытых лизингодателей, на 01.10.2013 составила 12,6%.
Примечательно, что опасения участников рынка, заявляющих о сворачивании клиентами инвестиционных программ в условиях неопределенности в экономике, пока слабо отразились на таком факторе, как «недостаточный спрос со стороны клиентов». За год его значимость повысилась лишь на одну ступень – фактор поднялся с 5-го на 4-е место. В то же время сразу на два уровня выросла значимость фактора «повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов».
1.2. Лидеры рынка
Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг» – 159 млрд рублей (приложение 1). Компания «ТрансФин-М», вошедшая в тройку лидеров в 1 полугодии 2013 года, поднялась по итогам 9 месяцев с 3-го на 2-е место. Компания в 2013 году активно наращивает масштабы бизнеса, как в части пассивов, привлекая ряд крупных кредитов, так и активов, регулярно заключая крупные сделки и поглощая других участников рынка (в частности, в сентябре 2013-го приобретена занимающаяся оперативным лизингом компания «КЛК-Ч»). Значительные темпы прироста сделок продемонстрировал «Сбербанк Лизинг» (3-е место в рэнкинге, +50%), среди контрактов которого 26% занял оперативный лизинг авиатехники. В совокупности на тройку лидеров пришлось около 37% от всего объема нового бизнеса (40% в 2012 году, 47% в 2011 году).
Концентрация на рынке по итогам 9 месяцев 2013 года уменьшилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 17% (за 9 месяцев 2012 года – 26%, 2011-го– 20%, 2010-го – 15%). Доля 10 крупнейших компаний, наоборот, подросла – на них пришлось 67% новых сделок (за 9 месяцев 2012 года – 65%, в 2011 году – 68%, в 2010 году – 58%).
Доля госкомпаний в объеме новых сделок немного увеличилась по сравнению с 1 полугодием 2013 года, но осталась значительно ниже, чем годом ранее, – около 44% по сравнению с 53% (график 1).
1.3. Распределение сделок по регионам и сегментам
В III квартале доля Москвы в новых сделках перестала снижаться, а в целом по итогам 9 месяцев (к 9 месяцам 2012 года) она уменьшилась на 13 п. п., с 54% до 42% (график 2). Кроме того, за январь-сентябрь 2013 года заметно усилились позиции Санкт-Петербурга (рост доли с 5,4% до 12,5%) и Уральского ФО (рост доли с 4,8% до 9,9%).
Снижение доли железнодорожной техники, отмеченное в 1 полугодии 2013 года, прекратилось: в III квартале тройка лидеров данного сегмента заключила новых сделок в сумме более чем на 100 млрд рублей (график 3). В результате доля ж/д сегмента увеличилась с 34% за 1 полугодие 2013 года до 37% по итогам 9 месяцев 2013 года. Тем не менее по отношению к аналогичному периоду 2012 года все еще наблюдается сокращение: доля ж/д сделок тогда составляла 54%. Отмеченные выше новые сделки ж/д лизинга, на наш взгляд, можно рассматривать скорее как разовое явление, и они пока еще не означают начала восстановления сегмента.
Прочие сегменты рынка (без учета ж/д техники) суммарно выросли на 33%. Существенный вклад сегмента авиализинга в общий прирост рынка сохранился – доля сегмента за год увеличилась с 3% до 16%. Доли грузового и легкового автотранспорта также увеличились, в сумме они составили около 22% нового бизнеса за 9 месяцев 2013 года.
По итогам 9 месяцев 2013 года сократились в объеме 16 сегментов рынка по видам оборудования из 37 выделенных «Экспертом РА» в рамках исследования, 21 сегмент рынка продемонстрировал положительные темпы прироста (таблица 3). Годом ранее сокращение наблюдалось в 18 сегментах.
Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга | Доля в новом бизнесе за 9 мес. 2013, % | Доля в новом бизнесе за 9 мес. 2012, % | Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % | Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2013, % |
Железнодорожная техника | 37,0 | 54,0 | -33,2 | 50,72 |
Авиационный транспорт | 15,8 | 3,0 | 412,8 | 15,14 |
Грузовой автотранспорт* | 12,3 | 10,3 | 16,4 | 6,27 |
Легковые автомобили | 9,5 | 8,3 | 12,0 | 4,20 |
Строительная техника | 5,7 | 3,5 | 57,9 | 3,18 |
Сельскохозяйственная техника** | 3,1 | 0,4 | 731,6 | 0,40 |
Оборудование для нефтедобычи | 2,1 | 2,3 | -9,5 | 2,32 |
Дорожно-строительная техника | 1,9 | 3,0 | -39,8 | 1,77 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование | 1,5 | 1,4 | 1,6 | 1,64 |
Оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) | 1,3 | 1,3 | 1,8 | 1,00 |
Автобусы и микроавтобусы | 1,2 | 1,4 | -13,8 | 0,97 |
Суда (морские и речные) | 0,8 | 0,6 | 33,0 | 2,36 |
Погрузчики и складское оборудование | 0,8 | 0,6 | 23,8 | 0,44 |
Оборудование для газодобычи и переработки | 0,7 | 0,02 | 3279,8 | 0,44 |
Оборудование для пищевой промышленности | 0,6 | 0,7 | -12,7 | 0,42 |
Здания и сооружения | 0,6 | 0,8 | -24,4 | 2,12 |
Энергетическое оборудование | 0,5 | 4,1 | -87,4 | 2,49 |
Оборудование для ЖКХ | 0,4 | 0,2 | 100,9 | 0,25 |
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс | 0,3 | 0,7 | -51,8 | 0,53 |
Деревообрабатывающее оборудование | 0,2 | 0,2 | 14,2 | 0,22 |
Полиграфическое оборудование | 0,2 | 0,2 | 11,9 | 0,26 |
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы | 0,2 | 0,3 | -24,6 | 0,14 |
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары | 0,2 | 0,1 | 32,6 | 0,09 |
Металлургическое оборудование | 0,2 | 0,2 | -18,4 | 0,14 |
Компьютеры и оргтехника | 0,2 | 0,02 | 664,8 | 0,26 |
Оборудование для авиационной отрасли | 0,1 | 0,1 | 105,2 | 0,11 |
Оборудование для развлекательных мероприятий | 0,1 | 0,03 | 234,6 | 0,05 |
Торговое оборудование | 0,1 | 0,1 | -9,5 | 0,06 |
Оборудование для ресторанов | 0,1 | 0,02 | 275,6 | 0,03 |
Телекоммуникационное оборудование | 0,07 | 0,04 | 70,6 | 0,11 |
Геологоразведочная техника | 0,06 | 0,1 | -43,3 | 0,04 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование | 0,05 | 0,1 | -3,7 | 0,04 |
Авторемонтное и автосервисное оборудование | 0,04 | 0,1 | -27,2 | 0,05 |
Оборудование для производства бумаги и картона | 0,02 | 0,03 | -35,9 | 0,02 |
Текстильное и швейное оборудование | 0,01 | 0,01 | 24,2 | 0,01 |
Мебель и офисное оборудование | 0,01 | 0,01 | 23,5 | 0,01 |
Оборудование для спорта и фитнес-центров | 0,004 | 0,01 | -65,8 | 0,003 |
прочее оборудование | 1,9 | 1,9 | - | - |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
* Без учета компаний «Скания Лизинг» и ВФС «Восток»
** При оценке доли сегмента экспертно учтена и компания «Росагролизинг»