В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, при этом оперативный лизинг за год увеличился вдвое. Рост объемов оперативного лизинга коррелирует с ростом доли авиасегмента в целом по рынку – значимую часть лизинга самолетов составляют сделки оперативного лизинга. Суммарно же на сегменты ж/д и авиатехники пришлось 86% сделок оперативного лизинга. В ближайший год развитие оперлизинга будет идти медленно в результате стагнации экономики, но новый экономический подъем может совпасть с развитием ряда вторичных рынков оборудования, ростом их ликвидности, и в этот момент возможны высокие темпы роста оперативного лизинга, означающие новые возможности роста для государственных и частных лизингодателей. Однако для того чтобы не упустить свою долю рынка в момент новой волны роста, нарабатывать компетенции в оперативном лизинге компаниям нужно уже сегодня.
Пока, однако, оперативный лизинг – это сегмент лишь нескольких игроков. По итогам 9 месяцев 2013 года сделки оперативного лизинга в общем объеме рынка заняли только 8% (график 5).
Таблица 4. Рэнкинг лизингодателей по объему сделок оперативного лизинга
Место | Компания | Сумма новых сделок оперативного лизинга за 9 мес. 2013, млн рублей | Доля в новом бизнесе компании за 9 мес. 2013, % |
1 | «ТрансФин-М» | 25 122,7 | 25,2 |
2 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 24 628,4 | 26,7 |
3 | Brunswick Rail | 8 738,4 | 100,0 |
4 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 5 196,4 | 56,2 |
5 | «Транслизинг-сервис» | 2 535,0 | 100,0 |
6 | «Газтехлизинг» | 912,6 | 3,9 |
7 | «МСП Лизинг» | 298,2 | 16,6 |
8 | ЯрКамп Лизинг ГК | 276,7 | 12,9 |
9 | «ЮГРА-ЛИЗИНГ» | 233,2 | 3,7 |
10 | «Сибирская лизинговая компания» | 215,7 | 5,6 |
11 | «Столичный Лизинг» | 63,2 | 6,0 |
12 | Балтинвест | 50,6 | 1,8 |
13 | «Межрегиональная инвестиционная компания» | 39,0 | 5,7 |
14 | Альфа-Лизинг (ГК) | 33,9 | 0,1 |
15 | «Альянс-Лизинг» | 17,5 | 0,5 |
16 | «Северная Венеция» (ГК) | 17,2 | 0,5 |
17 | Лизинговая компания УРАЛСИБ | 10,0 | 0,1 |
18 | «Ладья» | 6,8 | 1,5 |
19 | «Центр-Транс» | 2,8 | 0,7 |
20 | «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан» | 0,2 | 0,0 |
Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК
Важнейшими препятствиями для роста оперативного лизинга являются отсутствие развитого эффективного вторичного рынка имущества, законодательная неопределенность в отношении данного вида лизинга, низкая культура эксплуатации (более пренебрежительное отношение к «чужому» имуществу) и отсутствие налоговых преференций участникам сделок оперативного лизинга.
«Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду, – комментирует Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг». – Не стоит также забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании».
«В оперативном лизинге есть одно простое правило: премию в нем компания получает в момент продажи возвращенного предмета лизинга, – говорит Олег Литовкин, генеральный директор ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ». – Могу сказать, что даже на самых совершенных рынках в части оперативного лизинга компании допускают много ошибок. Оперативный лизинг хорош, когда рынок стабильный или он растет. Если же рынок находится не на подъеме, как сейчас в России, то вы видите, что это зачастую нишевые сегменты для определенных компаний».
В то же время в период стагнации возможен рост спроса на оперативный лизинг со стороны ряда лизингополучателей, опасающихся приобретать актив в собственность и предпочитающих взять оборудование в аренду под конкретный проект.
«В условиях отсутствия роста лизингодатели уделяют повышенное внимание операционной эффективности и инструментам автоматизации. Все больше предпочтение отдается надежным промышленным системам с разумной стоимостью поддержки. Такие решения имеют модульную структуру и функционал, который поддерживает различные варианты процессов. Использование готовых решений и экспертизы поставщика информационной системы позволяет компаниям оптимизировать вложения в ИТ и сократить сроки внедрения новых продуктов, например оперативного лизинга», – отмечает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор «Хомнет Лизинг».
Становимся на крыло
В структуре сделок оперативного лизинга за последние пять лет наблюдается снижение доли ж/д техники и одновременно значительный рост авиаконтрактов (графики 6,7). На наш взгляд, стимулирующие программы государства, а также активный выход на рынок после 2008 года дочерних компаний госбанков, имеющих доступ к относительно недорогому фондированию, позволили отечественному финансовому рынку вступить в борьбу за российские авиакомпании, зачастую приобретавшие воздушные суда у иностранных лизингодателей.
Сегмент оперативного лизинга самолетов в 2013 году – фактически сегмент одного игрока, весь объем сделок пришелся на компанию «Сбербанк Лизинг». Заключенный в текущем году компанией контракт стал крупнейшей сделкой оперативного авиализинга в России за последние пять лет (среди отечественных лизингодателей). В 2010 году (1 полугодие) сегмент делили пополам две компании: ОАО ВТБ Лизинг и «Ильюшин Финанс Ко» заключили за этот период примерно равный объем сделок.
На оперативный лизинг в сегменте авиатехники по итогам 9 месяцев 2013 года пришлась почти пятая часть сделок (график 8). Существенная доля сделок оперативного лизинга отмечена также в сегментах ж/д техники (традиционно), автобусов и микроавтобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости.
В сегменте оперативного лизинга подвижного состава за 9 месяцев 2013 года активно заключали сделки 4 компании (в 2010 году – 6 компаний). При этом более 60% сделок в сегменте пришлось на крупнейшего участника – компанию «ТрансФин-М» (таблица 5).
«Что касается сегмента железнодорожного транспорта, то на нем есть несколько компаний, специализирующихся на оперативном лизинге, – комментирует Олег Литовкин. – То, как они осуществляют оперативный лизинг, на весь рынок никак не влияет, потому что это закрытый сегмент рынка. Чтобы быть эффективным в оперативном лизинге, необходимо иметь 10–20 тысяч вагонов. Чтобы только войти в этот бизнес, нужно иметь 6–7-летнюю историю. При этом новичков никто не ждет, там нет открытых ниш. Поэтому очень важно разделять оперативный лизинг подвижного состава и оперативный лизинг в других сегментах».
Таблица 5. Рэнкинг лизингодателей в сегменте оперативного лизинга подвижного состава
Место | Компания | Сумма новых сделок за 9 мес. 2013, млн рублей |
1 | «ТрансФин-М» | 25 122,7 |
2 | Brunswick Rail | 8 738,4 |
3 | «Транслизинг-сервис» | 2 535,0 |
4 | Балтинвест | 46,8 |
Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК
Таблица 6. Рэнкинг лизингодателей в сегменте оперативного лизинга автобусов
Место | Компания | Сумма новых сделок за 9 мес. 2013, млн рублей |
1 | «Газтехлизинг» | 912,4 |
2 | ЯрКамп Лизинг ГК | 305,2 |
3 | АС ФИНАНС (ГК) | 73 |
Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК
Сегмент оперативного лизинга грузового автотранспорта, хотя и оказался самым высококонкурентным с точки зрения числа компаний, сохраняет высокую концентрацию: около 85% сделок в нем пришлось на крупнейшего участника – ЛК «КАМАЗ-ЛИЗИНГ».
Таблица 7. Топ-10 лизингодателей в сегменте оперативного лизинга грузовых автомобилей
Место | Компания | Сумма новых сделок за 9 мес. 2013, млн рублей |
1 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 5 196,4 |
2 | «МСП Лизинг» | 181,9 |
3 | «Столичный Лизинг» | 63,2 |
4 | АС ФИНАНС (ГК) | 35,0 |
5 | Альфа-Лизинг (ГК) | 32,4 |
6 | «Альянс-Лизинг» | 6,5 |
7 | Балтинвест | 3,9 |
8 | «Северная Венеция» (ГК) | 3,3 |
9 | «Межрегиональная инвестиционная компания» | 3,0 |
10 | «Центр-Транс» | 2,8 |
Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК
Концентрация в сегменте оперативного лизинга легковых автомобилей, по нашей оценке, также высока. Доля сегмента была оценена нами экспертно, в связи с отсутствием среди респондентов исследования ведущих компаний данного сегмента, таких как ARVAL и ALD Automotive. И если, к примеру, у ARVAL сумма сделок может составлять около 1–1,5 млрд рублей, то у остальных участников рэнкинга не превышает и 10 млн (таблица 8).
По нашей оценке, реальная доля легковых автомобилей в структуре сделок оперативного лизинга может составлять 2,5–4%. Согласно данным Leaseurope, в 2012 году в Европе в краткосрочную аренду было приобретено более 550 000 машин. Исходя из доли оперативного лизинга в сегментах легкового и грузового транспорта на отечественном рынке, количество машин за 9 месяцев 2013 года можно оценить примерно в 5–8 тысяч штук. Доля России в общеевропейском сегменте оперативного автолизинга таким образом составляет всего около 1,5%.
«В сегменте автотранспорта большой потенциал роста спроса именно у отечественных крупных компаний, но сформированная ремонтная база и наличие автотранспортных предприятий в структуре холдингов существенно замедляют процесс перехода на оперативный лизинг, – говорит Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО ВТБ Лизинг. – Кроме того, низкое качество сервисного обслуживания, топлива, дорог и отсутствие цивилизованного рынка б/у техники приводят к увеличению рисков арендодателя и, как следствие, к повышению стоимости оперативного лизинга».
Таблица 8. Рэнкинг лизингодателей в сегменте оперативного лизинга легковых автомобилей
Место | Компания | Сумма новых сделок за 9 мес. 2013, млн рублей |
1 | «Альянс-Лизинг» | 6,1 |
2 | АС ФИНАНС (ГК) | 5,0 |
3 | Альфа-Лизинг (ГК) | 1,5 |
4 | «Межрегиональная инвестиционная компания» | 1,0 |
5 | ЯрКамп Лизинг ГК | 0,3 |
6 | «Северная Венеция» (ГК) | 0,1 |
Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК
Сегмент, в котором можно ожидать быстрого развития оперативного лизинга, – строительная техника, по данным анкетирования, пока не занимает даже 1% этого рынка. «Помимо крупных инвестиционных проектов (Олимпиады или Чемпионата мира по футболу), в последние годы на территории России заметен рост краткосрочных инвестиционных проектов, для которых требуется большой объем техники на конкретный промежуток времени. В связи с этим оптимальным продуктом для подрядчиков по этим проектам является именно оперативный лизинг, так как он позволяет в кратчайшие сроки приступить к выполнению контракта без отвлечения существенных средств из фондов компании. А после окончания работ – просто вернуть актив, без необходимости его перепродажи, хранения, страхования», – говорит Максим Агаджанов. Потенциал развития оперативного лизинга в данном сегменте обусловлен также и растущими темпами жилищного строительства.
В целом лизингодатели видят активное развитие рынка оперативного лизинга лишь в отдаленной перспективе – на горизонте от пяти до 25–30 лет. Развивать же оперативный лизинг в собственной деятельности в ближайшие два года собираются менее пятой части лизингодателей – лишь 10–15% компаний. «На сегодняшний день оперативный лизинг в России находится на стадии зарождения. По нашим оценкам, он занимает не более 6% от общего количества лизинговых сделок, в то время как в Европе его доля составляет порядка 30–40%. Тем не менее, судя по конъюнктуре рынка и развитию российской экономики, в ближайшие –8–10 лет действительно можно ожидать роста спроса на оперативный лизинг. Наша компания уже прилагает усилия для работы в данном сегменте – в частности, в конце августа был заключен ряд важнейших соглашений с компаниями «ГСС» и «Иркут», достигнута договоренность о создании финансовой инфраструктуры по продвижению на отечественном и мировом рынках самолетов Sukhoi Superjet 100 с использованием механизма оперативного лизинга», – комментирует Дмитрий Ерошок, генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг».