Содержание |
Резюме
Основными угрозами для российского страхового рынка в 2017 году станут риски разбалансировки системы ОСАГО, снижения спроса, мошеннических атак, а также риски банкротства контрагентов. Кроме того, негативное давление на риск-профиль страховщиков окажут операционные риски и динамика показателей убыточности. Кумуляция ключевых рисков как один из вероятных стресс-сценариев может стать катализатором развития катастрофических событий и даже привести к краху российского страхового рынка. В связи этим «Эксперт РА» сформулировал основные способы повышения устойчивости страховщиков к рискам, которые позволят снизить значимость основных рисков и вывести страховой рынок на траекторию устойчивого развития.
Положительная динамика взносов в 1 полугодии 2016 года носила временный характер. В связи с полным исчерпанием во II квартале 2016-го эффекта от повышения тарифов по ОСАГО во 2 полугодии 2016-го страховой рынок будет расти чуть более умеренными темпами, чем в 1 полугодии. Мы ожидаем, что по итогам 2016 года объем страхового рынка достигнет 1,15 трлн рублей, а темпы прироста взносов составят 11–12%. По прогнозу «Эксперт РА», в условиях сохранения текущей ситуации в экономике Российской Федерации в 2017 году темпы прироста взносов составят от 7 до 10%, объем страхового рынка – 1,23–1,26 трлн рублей, что будет зависеть от развития ситуации на рынке ОСАГО, в том числе с продажами электронных полисов.
В 2017 году прирост взносов будет обеспечен в основном сегментом инвестиционного страхования жизни, и без учета рынка страхования жизни страховой рынок может продемонстрировать отрицательную динамику взносов. Запуск новых продуктов и решений – франшиза, телематические устройства, страхование отдельных наиболее востребованных рисков, улучшение сервиса, повышение клиентоориентированности и внедрение IT-технологий – позволит поддержать спрос на добровольные виды, что окажет позитивное влияние на динамику страхового рынка.
Рост убыточности и мошеннических операций привел к дестабилизации ситуации на рынке ОСАГО. С одной стороны, давление, оказываемое органами власти и организациями (ФАС, Минфин, судебная система, общественные движения), преследующими цель защитить права потребителей и повысить социальную удовлетворенность граждан, вынуждает Банк России предпринимать активные меры для стабилизации ситуации в ОСАГО, даже если это может ухудшить условия работы страховщиков. С другой стороны, Банк России как регулятор страхового рынка выполняет надзорную функцию и не может допустить снижения финансовой устойчивости игроков. В то же время сами страховые компании не хотят вставать на путь конфронтации с регуляторами и органами власти, но и не могут поступиться своей финансовой устойчивостью и работать в убыток. Поэтому существует высокая вероятность того, что предпринимаемые меры по стабилизации рынка ОСАГО – натуральное возмещение, единый агент РСА, электронные полисы – в условиях отсутствия жестких мер в отношении деятельности так называемых автоюристов могут не дать ожидаемых результатов.
В текущих условиях страховщиков ожидает либо дальнейший рост убыточности ОСАГО и мошеннических операций, что спровоцируют уход с этого рынка ряда игроков, либо решение проблем рынка через его огосударствление, что для некоторых компаний будет означать потерю существенной доли бизнеса, а для отдельных страховщиков – всего портфеля. В последнем случае непосредственное вмешательство государства затронет уже второй сегмент страхового рынка после перестрахования – это вызывает обеспокоенность тем, что сложившаяся практика может быть распространена и на другие виды обязательного страхования.
Риски, связанные с качеством активов, продолжат занимать центральное место в риск-профилях компаний. Активы ряда игроков на страховом рынке до сих пор не соответствуют предъявляемым требованиям, что делает эти компании наиболее подверженными риску лицензионных санкций. В условиях все большего ужесточения требований некоторые компании сталкиваются с невозможностью в короткие сроки произвести замену активов по причине их фиктивности, низкой ликвидности или завышенной стоимости, а также отсутствия финансовой поддержки от акционера. Неподготовленность или отсутствие у ряда компаний возможностей для быстрой адаптации к стремительно происходящим изменениям и ужесточению регулятивных норм и надзорной политики ставят под вопрос их финансовую устойчивость, что приводит к снижению рейтингов и регулятивным санкциям.
За период с 26 октября 2015 года по 25 октября 2016 года «Эксперт РА» произвел 27 понижений публичных рейтингов надежности страховых компаний. Большинство из них было связанно с выявлением на балансе компаний фиктивных активов или активов с многократно завышенной стоимостью, несоответствием структуры страховых резервов и собственных средств требованиям закона, а также применением лицензионных санкций. Банк России за указанный период принял 42 решения о приостановке лицензий страховых компаний и 86 об отзыве, что также было связано в основном с низким качеством активов. Мы ожидаем, что внимание регулятора в 2017 году также будет сосредоточено на качестве активов страховщиков и выполнении игроками рынка предъявляемых к ним требований финансовой устойчивости и надежности. Регулярная оценка страховщиками качества и ликвидности активов с применением стресс-тестов, автоматизация бизнес-процессов для быстрой адаптации к новым условиям ведения страхового бизнеса и наличие финансовой «подушки» (запаса активов) для соблюдения соответствия структуры и качества активов новым требованиям снизят подверженность некоторых страховщиков рискам, связанным с качеством активов.
На финансовый результат страховщиков в 2017 году продолжат давить кредитные риски, связанные с отзывом лицензий у банков и неисполнением обязательств контрагентами. Третий год подряд Банк России проводит политику оздоровления финансового рынка и его очистки от недобросовестных игроков. Помимо ужесточения регуляторных требований, предъявляемых к страховым компаниям, в этот же период страховщики столкнулись с проблемой реализации кредитных рисков в связи с отзывом лицензий у банков, которые являлись объектами их инвестирования. По данным Банка России, в 2015 году регулятор отозвал лицензии у 88 банков за период с начала года по 25 октября 2016-го – у 75. Снизить вероятность реализации кредитных рисков отдельным страховщикам позволят разработка качественной системы управления рисками, оперативный мониторинг рисков, а также высокие требования к финансовой устойчивости контрагентов, в том числе в части наличия и уровня кредитного рейтинга.
Многие страховые компании столкнутся с необходимостью осуществления докапитализации уже в 2017 году. В Госдуму 26 ноября 2015 года был внесен законопроект, предполагающий повышение минимальных требований к размеру уставного капитала страховых компаний. В наибольшей степени данные нововведения отразятся на некрупных региональных компаниях. В то же время рост убыточности и снижение рентабельности страхового бизнеса, а также ужесточение требований к структуре и качеству активов страховщиков могут потребовать дополнительного финансирования со стороны акционеров. Мы считаем, что неспособность или незаинтересованность некоторых акционеров в осуществлении вливаний может привести к уходу с рынка ряда игроков и будет способствовать дальнейшему росту концентрации страхового рынка.
Рост убыточности страхового бизнеса возобновится в 2017 году. Распространение страховых продуктов с франшизой, повышение тарифов, санация портфелей и ужесточение андеррайтинговой политики дали первые результаты в плане снижения убыточности. Кроме того, страховые компании продолжали оптимизировать свои затраты – закрывали убыточные филиалы, сокращали комиссионное вознаграждение, автоматизировали процессы, – что позволило существенно снизить бенчмарк доли расходов на ведение дела. В результате значение бенчмарка комбинированного коэффициента убыточности-нетто опустилось по итогам 1 полугодия 2016-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,1 п. п. до уровня 91,9%.
По прогнозу «Эксперт РА» по итогам 2016 года бенчмарки коэффициента убыточности-нетто и комбинированного коэффициента убыточности-нетто вновь вырастут и составят 53–55% и 95–97% соответственно, рост показателей продолжится и в следующем году. При отсутствии сдерживающих данный рост факторов комбинированный коэффициент вновь пересечет отметку 100% по итогам 2017 года. Взять под контроль динамику убыточности отдельным страховщикам позволят реалистичные бизнес-план и стратегия развития, повышение качества актуарных расчетов и накапливаемой статистики, а также дальнейшее следование политике сокращения затрат.
Значимость операционных рисков для большинства страховых компаний существенно возрастет в 2017 году. Это будет обусловлено большим количеством изменений на страховом рынке – переходом на новый план счетов, продажами электронных полисов ОСАГО, новыми требованиями к качеству активов. Несовершенства систем учета и IT-систем, отсутствие отлаженной системы продаж электронных полисов, доступа к базам госорганов повышают для многих участников рынка риски невыполнения нормативных и законодательных требований и затрудняют оценку страховых рисков при заключении договоров, что в свою очередь ведет к росту расходов компаний, штрафам и убыткам. Снизить подверженность операционным рискам будет возможно при условиях инвестирования страховщиками в совершенствование и перенастройку бизнес-процессов и информационных систем, при предоставлении компаниям доступа к базам госорганов, а также развитии электронных баз данных для страховщиков по аналогии с банками и облегчении доступа к ним.
Развитие отечественного перестраховочного рынка может пойти по сценарию создания госмонополии. Появление на российском страховом рынке государственного перестраховщика в первую очередь призвано решить вопрос перестрахования санкционных рисков, расширить возможности для перестрахования рисков на отечественном рынке и сократить долю премии, передаваемой за рубеж, что, по нашему мнению, окажет позитивное влияние на российский перестраховочный рынок. В то же время 10%-ная обязательная цессия означает, что госперестраховщик изначально будет работать на квазирыночных условиях, а в случае значительного расширения и ужесточения санкций против России развитие отечественного перестраховочного рынка может пойти по сценарию все большего упразднения конкуренции и создания госмонополии путем повышения размера обязательной цессии. Мы полагаем, что принятие решения о постепенном сокращении доли обязательной цессии в НПК позволит снизить вероятность реализации риска монополизации и будет способствовать развитию свободной конкуренции на российском перестраховочном рынке.