Москва, 11 декабря 2023 г.
22-й ежегодный форум «Лизинг в России – 2023» состоялся в Москве 5 декабря 2023 года. Организаторами выступили рейтинговое агентство «Эксперт РА» и аналитическая компания «Эксперт Бизнес-Решения».
Участниками традиционного предновогоднего мероприятия стали руководители и профессионалы лизингового рынка, клиенты и партнеры лизинговых компаний, инвесторы, представители ИТ-индустрии – всего более 300 человек.
Как отметила в приветственном слове генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Марина Чекурова, в этот раз на форуме собрались представители 60 лизинговых компаний. В прошлом году их было 45. «В деньгах это более 80% рынка. Если измерять в чистых инвестициях в лизинг, это свыше 3 трлн рублей, сумма, которая поражает воображение. Если посмотреть через объем портфеля, то это 7 трлн рублей, 80% в объеме всех сделок за девять месяцев 2023 года по новому бизнесу. Настоящий центр консолидации отрасли!» – подчеркнула руководитель агентства. Она отметила, что лизинговый рынок не просто оправился от шокирующих событий прошлого года, но и показал высокие темпы роста. «В настоящее время эти темпы даже более высокие, чем у российской экономики в целом. Объем лизингового рынка превысил 3% ВВП», – сказала Марина Чекурова.
На мероприятии уже традиционно присутствовала учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко. «Задача нашего фонда – выстроить такую систему, в которой пациент постоянно мог бы получать любую помощь, ответы на все свои вопросы. По сути, речь идет о сервисе. Я думаю, это слово вы произносите каждый день. Но сервис важен не только в бизнесе, но и в благотворительности. Зарабатывать деньги классно. Приносить прибыль компании здорово. Расти по карьерной лестнице тоже превосходно. А приносить смыслы в свою жизнь и деятельность – это завершающий пазл, который формирует прекрасную картинку. Присоединяйтесь к нам, и вместе мы можем создать прекрасное будущее в нашей стране», – обратилась к участникам форума Мирослава Сергеенко.
Ранее «Эксперт РА» заключило с фондом соглашение, по которому 10% стоимости проданных билетов на все мероприятия агентства перечисляется на счет «Онкологики». Это важная часть благотворительной деятельности, которую «Эксперт РА» ведет на протяжении всей своей истории.
В ходе пленарной дискуссии «Рынок лизинга – 2023–2024: на грани рисков и возможностей», модератором которой выступил заместитель гендиректора – директор по рейтинговой деятельности рейтингового агентства «Эксперт РА» Александр Сараев, участники обсудили адаптацию к новой реальности и новые вызовы, повышение технологического суверенитета страны и роль лизинга, БПЛА и электротранспорт как потенциальные точки роста, а также возможности для увеличения клиентской базы в условиях ужесточенной конкуренции.
Сессию открыла директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина. Она представила новое исследование аналитиков агентства по лизинговому рынку. В этом году впервые агентство оценило масштаб рынка по объему чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ) после перехода лизинговых компаний (ЛК) на ФСБУ 25. Так, остаток ЧИЛ на 1 октября 2023 года превысил 4 трлн рублей, показав за год рост на 46%. «При этом по остальным показателям мы также видим заметный прирост к девяти месяцам 2022 года, – рассказала Зоя Советкина. – Объем нового бизнеса показал почти двукратный рост и достиг отметки в 2,5 трлн рублей. Портфель увеличился на 31% и составил 8,1 трлн рублей». По ее словам, столь существенные темпы роста во многом обусловлены значительным повышением цен на технику, но количество договоров тоже увеличилось почти в полтора раза (+48%) и составило 345 тыс. штук. «Прогноз агентства «Эксперт РА» по итогам всего 2023 года – прирост объема нового бизнеса в 72%, до 3,4 трлн рублей. При этом, согласно нашему базовому прогнозу, в 2024 году рынок покажет более скромные темпы роста, составив около 18%, но объем нового бизнеса впервые достигнет отметки в 4 трлн рублей», – отметила Зоя Советкина.
Президент Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Алексей Киркоров обратил внимание публики на тот факт, что к лизинговой отрасли сформировался запрос, который чрезвычайно трудно реализовать в условиях жесткой ДКП. «Законодатели ждут от нас, что мы станем драйвером технического перевооружения страны, будем вкладываться в оборудование, в сложные объекты. Но высокая ставка, наоборот, стимулирует рынок к тому, чтобы туда не инвестировать. В результате, хотя в относительных цифрах такие вложения показывают очень высокие темпы роста, абсолютная величина их совсем небольшая. И доля в наших портфелях тоже», – констатировал он. По мнению президента ОЛА, вызов будущего года в том, чтобы ЛК были готовы активно идти в этот сегмент, когда ставка начнет снижаться. Кроме того, Алексей Киркоров поделился планами, целями и задачами, которые ассоциация поставила себе на 2024 год.
Исполнительный вице-президент «Газпромбанка», генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин, отвечая на вопрос о драйверах и вызовах для лизингового рынка на 2024-й, сказал, что год будет неопределенным, многое будет зависеть от внешних обстоятельств. «Вы сами видите, как коррелируют все кризисные периоды в экономике с кризисами в отрасли. Ведь, с одной стороны, первое, что сокращают, – это инвестиции. Но, с другой стороны, первое, что оживает после кризисов, – это как раз лизинг», – отметил он. По словам Максима Калинкина, основной проблемой остается повышение цен на иностранную (в основном китайскую) технику (+25–30% и в 2022–2023 годах). При этом цена производителя подчас на 50% ниже конечной стоимости предмета лизинга, что обусловлено как официальными сборами, так и наценками дистрибьюторов. В части направлений развития на ближайший год спикер обозначил сегменты каршеринга и такси, а на будущие периоды – газомоторный и электротранспорт, распространение которых будет зависеть в основном от готовности сопутствующей инфраструктуры.
Генеральный директор компании «ВТБ Лизинг» Антон Мусатов сказал, что 2024-й – это год ДКП на рынке. По его словам, движение ключевой ставки будет определять дальнейшую динамику в лизинге намного сильнее, чем отдельные сегменты. «Как будут себя чувствовать наши клиенты, как будет расти наше фондирование, какое будет давление на маржинальность, на рентабельность – это вопрос ДКП», – пояснил спикер. Он также уделил внимание проблеме конкуренции, отметив ее двойственность: с одной стороны, рынок очень концентрированный, с другой – он значительно диверсифицирован, поскольку каждая компания может взять свою специализацию в предметах лизинга.
Управляющий директор, партнер инвестиционной группы «Инсайт» Михаил Гонопольский согласился с мнением предыдущего спикера о роли снижения ставок в дальнейшем развитии лизингового рынка. «Думаю, что в 1-м полугодии 2024 года ставки будут оставаться на повышенном уровне. И в секторах, сильно растущих в этом году – грузовая техника и спецтранспорт, – мы увидим некоторое замедление. А вот в секторе легковых машин есть некоторый неудовлетворенный спрос. Так что здесь рост как раз возможен», – сказал он. Прогноз спикера на 2-е полугодие 2024 года – смягчение ДКП, снижение ставок и соответствующий рост в сегменте оборудования для МСБ.
Председатель совета директоров компании «РЕСО Лизинг», председатель правления банка «РЕСО Кредит» Мария Селютина уверенно выступила за то, что цикл снижения ставок начнется уже в II квартале 2024 года. Также она поделилась наблюдением в части заполнения российского рынка новой продукцией китайского автопрома, что поможет полностью закрыть дефицит техники, характерный для 2022–2023 годов. По мнению Марии Селютиной, очень значимым трендом текущего года стала большая стройка – реализация федеральных строительных программ, подогревшая рынок грузового транспорта и спецтехники. «Мы также наблюдаем новый тренд, который сформируется ближе к 2025–2026 годам. Увеличение стоимости сборов, которое произошло в августе 2023 года, привело к тому, что дизельные и бензиновые автомобили существенно проигрывают электрокарам. По своему портфелю мы видим, что клиенты все чаще делают выбор в пользу таких автомобилей. Доля электротранспорта вряд ли сильно увеличится в 2024 году, но на горизонте трех лет, с учетом роста инфраструктуры под данный вид транспорта мы рассчитываем, что эта доля будет существенной», – сказала спикер.
Заместитель генерального директора «ГТЛК» Владимир Добровольский рассказал о практике закупок российского оборудования и возникающих в связи с этим сложностях. «Наш основной вызов – это то, чтобы наша промышленность могла производить в тех объемах, которые требуются. Мы сталкиваемся с тем, что все производства загружены и работают в две-три смены, но удовлетворить растущий спрос на рынке пассажирского транспорта, кораблей, самолетов, ж/д транспорта не могут. Производители этим пользуются, повышают цены, чаще всего необоснованно», – поделился он. Кроме того, Владимир Добровольский рассказал об участии в проектах по развитию рынка беспилотных летающих аппаратов (БПЛА), где «ГТЛК» назначена базовым заказчиком. По словам Владимира Добровольского, сейчас рынок находится в зачаточном состоянии. Но спрос будет формироваться на протяжении 2024 года, а потом рынок БПЛА начнет бурно развиваться. «По сути, сейчас это венчур, которому надо дать импульс, – заключил заместитель гендиректора «ГТЛК».
Генеральный директор компании «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов отметил, что даже жесткая ДКП, хотя и сильно влияет на возможности основного клиентского сегмента ЛК – компаний сектора МСБ, – не оказывает фатального воздействия на способность рынка лизинга адаптироваться и расти. «Сейчас как раз есть время, чтобы привести в порядок процессы, команды внутри компаний, потому что в период бурного роста на какие-то вещи внимания не обращаешь. Если с 2-го полугодия 2024 года ставка пойдет вниз, нужно быть готовым к тому, что рынок достаточно быстро восстановится, как он обычно и делает», – уверен Рустем Мухамедов. Кроме того, он указал на существующие сложности в импортозамещении: на текущий момент продукция европейских производителей замещается не российской, а китайской, турецкой, индийской техникой, однако, по его мнению, это просто этап, который нужно пройти.
Во второй части мероприятия также состоялись две специальные секции. Участниками дискуссии «Розничные перспективы» стали Евгений Асташкин, директор по маркетингу, ФКМ Лизинг; Денис Лисак, начальник отдела лизинга, Урал СТ; Владимир Мельничук, заместитель генерального директора, ДельтаЛизинг; Руслан Музафаров, директор по рискам, Газпромбанк Лизинг; Дмитрий Осипенко, коммерческий директор, Экспомобилити; Дмитрий Щерба, руководитель отдела по корпоративным продажам, Haval; Оксана Цветкова, руководитель по работе с корпоративными клиентами, Комиссар Онлайн; Константин Чаладзе, директор, LADA Finance; Олег Черноусов, заместитель генерального директора, Совкомбанк Страхование. Модерировал первую секцию Руслан Коршунов, управляющий директор по рейтингам кредитных институтов агентства «Эксперт РА».
В секции «Привлекательность лизинга: эффект высоких ставок», модератором которой стал генеральный директор компании «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов, приняли участие Михаил Брюханов, генеральный директор, РБ ИАС; Антон Купринов, исполнительный директор, Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы; Дмитрий Курдомонов, генеральный директор, АЛЬТЕО Софт; Игорь Лаухин, руководитель департамента брокерского обслуживания, Совкомбанк; Сергей Савинов, генеральный директор, Интерлизинг; Дмитрий Таскин, начальник управления по работе с эмитентами облигаций и сопровождению национальных проектов, Московская биржа; Роман Трубачев, генеральный директор, МСБ Лизинг.
Деловая программа завершилась церемонией награждения лидеров рынка лизинга. По критерию позиция № 1 по объему НБ в сегменте дипломы получили:
1-е место по объему нового бизнеса за 9 месяцев 2023 года | |
Лидер рынка лизинга за 9 месяцев 2023 года в сегментах: - легковые автомобили; - грузовые автомобили; - строительная и дорожно-строительная техника; - оборудование для нефте- и газодобычи и переработки; - телекоммуникационное оборудование. | «Газпромбанк Лизинг» (ГК) |
Лидер рынка лизинга за 9 месяцев 2023 года по работе с малым, средним и крупным бизнесом | «Газпромбанк Лизинг» (ГК) |
Лидер рынка лизинга за 9 месяцев 2023 года в сегментах: - оборудование для ЖКХ; - медицинская техника и фармацевтическое оборудование; - деревообрабатывающее оборудование. | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) |
Лидер рынка лизинга за 9 месяцев 2023 года по работе с госучреждениями | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) |
Лидер рынка лизинга за 9 месяцев 2023 года в сегментах: - автобусы и троллейбусы; - авиационный транспорт; - морские и речные суда. | «Государственная транспортная лизинговая компания» |
Лидер рынка лизинга за 9 месяцев 2023 года в сегменте железнодорожной техники | «ВТБ Лизинг» |
Лидер рынка лизинга за 9 месяцев 2023 года в сегментах: - энергетическое оборудование; - машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование; - полиграфическое оборудование; - оборудование для пищевой промышленности; - погрузчики складские и складское оборудование. | «ДельтаЛизинг» |
Лидер рынка лизинга за 9 месяцев 2023 года в сегментах: - сельскохозяйственная техника; - недвижимость. | «Росагролизинг» |
Лидер рынка лизинга за 9 месяцев 2023 года по работе с физическими лицами | «Мэйджор Лизинг» |
В специальных номинациях отмечены:
За высокие темпы роста нового бизнеса среди банковских лизинговых компаний по итогам 9 месяцев 2023 года | |
Лидирующие позиции по объему нового бизнеса в автолизинге среди частных лизинговых компаний | «РЕСО-Лизинг» |
Лидирующие позиции по объему нового бизнеса в автолизинге среди частных лизинговых компаний | «Европлан» |
Лидирующие позиции по объему нового бизнеса в сегменте оборудования для нефте- и газодобычи и переработки за 9 месяцев 2023 года | «РЕГИОН Лизинг» |
За активную работу по цифровой трансформации лизингового рынка | «АЛЬТЕО Софт» |
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.