Последние недели основная тема обсуждений — насколько Центробанк повысит ставку в этот раз. Регулятор не разочаровал — с 18% до 19% — и ясно дал понять, что продолжение будет уже в октябре. Разбирались, какой ценой может обойтись желание регулятора сдержать рост цен.
Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» |
Сегодня Банк России не только повысил ставку до 19%, но и выступил с рядом жестких сигналов. Так, глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила, что устойчивая инфляция продолжает находиться в коридоре 6,0–8,0%, а это неприемлемо высокие уровни. Кроме того, набранной к настоящему моменту жесткости денежно-кредитной политики недостаточно для возвращения инфляции к цели в следующем году.
Заявив, что в ЦБ предметно обсуждали два варианта — повышение до 19% и до 20%, она дала понять, что те самые 20% можно будет увидеть уже на следующем заседании, в октябре. «Мы считаем необходимым вернуть инфляцию к 4% в следующем году, для этого мы готовы сохранять денежно-кредитные условия жесткими столько, сколько потребуется. Мы также готовы продолжить повышение ключевой ставки», — сказала Набиуллина.
Собственно, как нынешнее решение, так и эта риторика ясно демонстрируют рынку желание регулятора усилить давление и показать, что в борьбе с инфляцией ЦБ за ценой не постоит. Тем более что до желаемых уровней пока далеко — по последним данным Росстата, годовая инфляция в стране к началу сентября замедлилась с 9% до 8,9%.
Проблема в том, что в борьбе с ростом цен Банк России может слишком увлечься и вогнать существенную часть экономики (ту, которая не получает прямое бюджетное финансирование) в рецессию — другими словами, из парной отправить в морозилку. А это стресс и для тела, и для экономики. И все ради инфляции в 4%, которые в качестве цели были установлены совсем в других экономических реалиях.
Исход сегодняшнего заседания не был очевидным. Были сильные аргументы за то, чтобы ставку не трогать, как и за то, чтобы ее повышать. Один из главных — регулятор повысил ее в прошлый раз только в конце июля (сразу на 2 процентных пункта, с 16% до 18% годовых, до этого ставка не менялась довольно долго — с декабря 2023 года). Как правило, для того, чтобы экономика почувствовала ужесточение денежно-кредитной политики, нужно время — а в реальном секторе эффект проявляется через несколько кварталов.
Излишний энтузиазм Центробанка в плане повышения ставки в ситуации, когда инфляция, хоть и слабо, но снижается, вызывает вопросы. Желание показать, кто тут в доме хозяин, понятно. Менее очевидно, что 4%-ный уровень инфляции стоит ту цену, которую придется заплатить населению и бизнесу.
Цель регулятора очевидна: он хочет заставить россиян сберегать, а не потреблять. Чем выше ключевая ставка, тем выше банковские ставки — как на кредиты, так и на депозиты. Брать займы становится невыгодно. Таким образом, тех, кто живет без подушки безопасности, ждут еще более непростые времена, зато тех, кто успел отложить на черный день, ждут новые возможности — депозиты с хорошим доходом. Заодно и рубль укрепят: сбережения уходят с валютного рынка.
Слишком дорогие кредиты могут в итоге привести к инфляции ниже цели, а заодно и к отрицательному росту, как было в 2017 году. Второй вариант — рост зарплат (чем больше денег у населения, тем больше они тратят, тем выше спрос — выше цены) окажется сильнее, чем жесткость ЦБ. Итог — инфляция замедлится, но не дойдет до заветных 4%, а регулятор в погоне за поставленной целью будет продолжать «тормозить» экономику.
Как бы то ни было, расплачиваться за усилия регулятора будут потребители и бизнес. Осталось узнать, во сколько им это обойдется.
Источник: «Московские новости»