Региональные финансы, 15.03.2023

Проверка на прочность: региональные бюджеты и экономика под натиском санкций
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Татьяна Тирских
Гульназ Галиева

Резюме

Не успев прийти в себя после шоковых событий от последствий пандемии, российские регионы столкнулись с новыми вызовами. На фоне обострения геополитической ситуации, беспрецедентного санкционного давления, разрыва транспортно-логистических цепочек и хозяйственных связей риски разбалансировки региональных бюджетов резко выросли. Спасением для регионов вновь стала помощь федерального центра. Был принят ряд существенных мер для поддержки бюджетов регионов: так, дотации из федерального бюджета составили 1 трлн рублей, замещение рыночного долга бюджетными кредитами на более чем 370 млрд рублей.

Агрегированный профицит составил порядка 10 млрд рублей, 49 регионов исполнили бюджеты с дефицитом. Долговые обязательства регионов приросли на 12,7% и составили 2,8 трлн рублей – это максимум за последние 10 лет. Прирост долга в основном связан с предоставлением регионам инфраструктурных бюджетных кредитов и получением бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований. Несмотря на увеличение долга, долговая нагрузка осталась практически на уровне 2021 года – 20,9% (по сравнению с 21,0% в 2021-м), что обусловлено ростом налоговых и неналоговых доходов на 13,1%. Рекордный рост ключевой ставки ЦБ в начале 2022 года, кредитная поддержка федерального центра снизили до минимума активность регионов на облигационном рынке и в привлечении банковских кредитов. На облигационный рынок вышло только два региона – Магаданская и Калининградская области.

Агентство придерживается консервативного варианта развития экономики и финансовой устойчивости регионов в 2023 году. Внешние риски сохранятся и будут продолжать оказывать давление. Разбалансировка региональных бюджетов в целом усилится, но будет неоднозначной. Сложнее всего будет ресурсным регионам, а также регионам, где превалирует обрабатывающая промышленность, в т. ч. металлургическая в связи с введенными ограничениями на экспорт. Также из-за отмены института консолидированных групп налогоплательщиков в ряде регионов могут сократиться поступления налога на прибыль. Накопленная ликвидность поможет поддержать сбалансированность бюджетов в условиях высокой вероятности снижения налоговых и неналоговых доходов. Бюджеты регионов по итогам 2023 года будут исполнены с агрегированным дефицитом порядка 0,5 трлн рублей. Долговые обязательства регионов прирастут и превысят 3,0 трлн, что будет связано с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, а также с необходимостью покрытия дефицита. Долговая нагрузка составит порядка 23%.

Экономика регионов устояла под санкциями

После восстановительного роста в 2021 году развитие региональной экономики замедлилось на фоне обострения геополитической ситуации и введения санкций. В начале 2022 года в условиях значительной неопределенности прогнозы были неутешительны, но благодаря своевременно принятым мерам правительства страны и региональных органов власти удалось стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Правительством был разработан план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. В этом плане отражены меры, направленные на обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны, поддержание бесперебойной работы предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек, снабжение предприятий оборотными средствами, сохранение занятости, снижение издержек производителей, обеспечение максимального предложения отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке.

Фактические результаты по итогам 2022 года показывают умеренную устойчивость региональной экономики в целом. Промышленное производство сократилось на 0,6% относительно 2021 года, что значительно лучше и прогнозов в начале и середине 2022-го, и итогов пандемического 2020-го, когда промышленное производство сократилось на 2,1% г/г. В отраслевой структуре промышленности снижение наблюдалось в обрабатывающем секторе – на 1,3% г/г, а также в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – на 6,1% г/г. Отрасли «Добывающая промышленность» и «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» продемонстрировали небольшую положительную динамику – +0,8 и +0,1% г/г соответственно.

В половине регионов наблюдалась отрицательная динамика в промышленном производстве. Самый сильный удар получили регионы, экономика которых завязана на автопроме и металлургическом производстве, нефтегазовые регионы перенесли удар не так болезненно. Наибольшее снижение произошло в Калужской и Калининградской областях – регионах с большой долей автопрома, а также в Сахалинской области из-за остановки добычи на проекте «Сахалин-1». Лидером по приросту промышленного производства стала Республика Тыва, показав рост более чем на треть г/г. Такие результаты связаны с увеличением объемов производства действующих предприятий горной отрасли, а также изменением перечня отраслей и предприятий. В регионе заработали новые быстро развивающиеся предприятия – швейная фабрика и завод по выпуску железобетонных конструкций для строительства.

По сравнению с промышленным производством у розничной торговли более негативные результаты. Оборот розничной торговли просел на 6,7% за счет сокращения объемов потребления товаров из-за спада доходов населения. Кроме того, ситуацию усугубило то, что российский рынок покинули ключевые бренды и упали продажи автомобилей. Снижение произошло в 71 регионе, наибольшее – в крупных регионах, где сконцентрировано большое количество торговых центров и автодилеров.

С платными услугами ситуация обстоит лучше, чем с промышленным производством и розничной торговлей. Объем платных услуг увеличился на 3,6% г/г. Положительная динамика зафиксирована в 66 регионах. В большей степени она, скорее всего, обусловлена повышением тарифов на ЖКХ (в 2022 году повышение было дважды) и индексацией стоимости транспортных услуг, которые занимают большую долю в общем объеме платных услуг.  

Сельское хозяйство в 2022 году стало одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики, показав рост на 10,2% г/г, что обусловлено рекордным урожаем зерна и ряда других культур. Регионы с сельскохозяйственной специализацией оказались более устойчивы. Более 70 регионов показали положительные результаты. В 1,4 раза г/г увеличились объемы производства продукции сельского хозяйства в Курганской и Оренбургской областях, в Республике Башкортостан и Саратовской области в 1,3 раза.   

Строительная отрасль в целом также показала положительные результаты – +5,2% г/г, несмотря на пессимистичные прогнозы в начале года. Поддержать отрасль позволила низкая ставка по льготной ипотеке, что делало покупку недвижимости практически единственным способом для населения сохранить свои сбережения. Но все же в 35 регионах наблюдалось снижение в данной отрасли, наибольшая просадка произошла в Республике Ингушетия – более чем в два раза. 

Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2022 году показал свой наибольший рост с 2015-го и составил 11,9%. Наибольшая динамика сложилась в Республике Ингушетия (118,6%), наименьшая – в Чукотском автономном округе (105,7%). В структуре потребительских цен наибольший прирост цен наблюдался на услуги. На ускорение роста повлияла внеочередная индексация тарифов на коммунальные услуги.

Структурная перестройка экономики привела к изменениям на рынке труда. На предприятиях, наиболее пострадавших от санкций, произошло снижение объемов производства, что в т. ч. привело к необходимости переводить работников на неполную занятость. Кроме того, произошло сокращение численности высококвалифицированной рабочей силы в связи с оттоком специалистов из страны. В ряде отраслей стал наблюдаться дефицит кадров. Ситуация на рынке труда после введения частичной мобилизации привела к сокращению претендентов на вакансии. В результате безработица снизилась до исторического минимума – 3,7% в октябре – декабре 2022 года.

Мультипликативный эффект от 2021 года поддержал региональные бюджеты

Исполнение региональных бюджетов в 2022 году происходило в рамках жесточайших условий на фоне возникших потрясений и большой неопределенности. Положительные итоги 2021-го, накопленный запас прочности, помощь федерального центра, слаженная работа всех ветвей власти в трансформационных условиях позволили пройти тяжелый финансовый год и завершить его с неплохими результатами.

Доходы региональных бюджетов по итогам 2022 года увеличились на 12,1%, в т. ч. налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) – на 13,1%, межбюджетные трансферты – на 6,7%. Расходы также увеличились – прирост составил 16,5%, однако более высокими темпами по сравнению с доходами, что позволило исполнить бюджеты с невысоким уровнем профицита – агрегированный профицит составил 10,3 млрд рублей, или 0,1% от ННД. Совокупный профицит профицитных бюджетов составил 462,6 млрд рублей, дефицит дефицитных бюджетов составил 452,4 млрд рублей. Профицитные бюджеты сложились в 36 регионах. Наибольший профицит сложился в Санкт-Петербурге – 26,0% от всего совокупного профицита, или 119,7 млрд рублей. А из дефицитных регионов почти 15% от общего дефицита, или 66,6 млрд рублей сформировал бюджет Московской области.

Таблица 1. Профицит топ-10 регионов составил более 80% профицита профицитных бюджетов регионов, дефицит топ-10 – более 60%

Таблица 1. Профицит топ-10 регионов составил более 80% профицита профицитных бюджетов регионов, дефицит топ-10 – более 60%

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»

Положительный задел 2021-го, помощь федерального центра позволили большинству регионов закончить год с положительными результатами по доходам, только в 12 регионах наблюдалось снижение доходной части бюджета, наибольшее – в Липецкой, Белгородской и Мурманской областях (-17,4, -12,8 и -10,7% соответственно). Расходная часть приросла почти во всех регионах, только в двух регионах – Удмуртской Республике и Чукотском автономном округе – наблюдается незначительное снижение расходов.

Таблица 2. Темп роста расходов превысил темп роста доходов

Таблица 2. Темп роста расходов превысил темп роста доходов

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»

ННД и межбюджетные трансферты продемонстрировали рост, при этом ННД росли более опережающими темпами, чем трансферты, – на 13,1 и 6,7% соответственно. В результате доля ННД в доходах выросла на 0,6 п. п. и составила 75,8%. ННД формируют более 90% доходов в таких регионах, как Москва, Санкт-Петербург, Тюменская и Сахалинская области. Среди регионов с наименьшей долей ННД в структуре доходов – все республики Северо-Кавказского федерального округа. Доля менее 20% зафиксирована в трех регионах – Чеченской Республике, Республиках Ингушетия и Тыва. Положительные результаты поступлений ННД были зафиксированы в большинстве регионов, только в 16 было сокращение. Это в основном территории , больше всего пострадавшие от введенных санкций, – ресурсные регионы, а также те, в экономике которых превалируют металлургическое производство и автопром.

Таблица 3. Топ-10 лидеров и аутсайдеров по динамике ННД и доле ННД в доходах

Таблица 3. Топ-10 лидеров и аутсайдеров по динамике ННД и доле ННД в доходах

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»

В составе ННД рост продемонстрировали как налоговые, так и неналоговые доходы – на 11,4 и 40,7% соответственно. В связи с тем, что неналоговые доходы росли более опережающими темпами, доля налоговых доходов в ННД снизилась на 1,4 п. п. и составила 92,9%. Наибольший рост доли налоговых доходов наблюдается в Сахалинской области (+13,5 п. п.) и Республике Саха (Якутия) (+14,9 п. п.). В Сахалинской области увеличение доли связано с ростом поступлений по налогу на прибыль более чем в два раза к уровню 2021 года. Влияние на дополнительные поступления налога оказали более высокий курс рубля к доллару США, а также положительная динамика цен на углеводороды, опередившая прежние прогнозы. В Республике Саха (Якутия) в четыре раза сократились неналоговые доходы ввиду сильного уменьшения доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (данные доходы являются неналоговыми).

Таблица 4. Доля налоговых доходов в ННД сократилась в более чем 70 регионах

Таблица 4. Доля налоговых доходов в ННД сократилась в более чем 70 регионах

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»

В структуре налоговых доходов, как и годом ранее, наибольшую долю занимает налог на прибыль организаций – 37,7%. При этом по сравнению с итогами 2021 года доля данного налога снизилась на 2,7 п. п., что привело, соответственно, к росту долей остальных бюджетообразующих налогов: доля НДФЛ выросла на 1,5 п. п., акцизов и налога на имущество организаций – по 0,4 п. п., налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – 0,5 п. п.

Несмотря на снижение доли налога на прибыль в структуре налоговых доходов, он показал прирост к уровню 2021 года на 3,6%. Остальные бюджетообразующие налоги росли более опережающими темпами, динамика их роста превысила 10%-ный барьер.

Таблица 5. Основные бюджетообразующие налоги приросли к 2021 году

Таблица 5. Основные бюджетообразующие налоги приросли к 2021 году

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»

Позитивная динамика налога на прибыль была поддержана сложившейся положительной динамикой данного налога в 47 регионах. Наибольший рост был отмечен в Сахалинской области – более чем в два раза, как отмечалось выше, и в Санкт-Петербурге – в 1,8 раза в связи с поступлениями доходов от налога на прибыль организаций от участников КГН. Более 40% доходов от налога на прибыль в 2022 году потеряли три области – Белгородская, Курская и Липецкая. Упали поступления из-за ухудшения ситуации в металлургической отрасли и высокой базы прошлого года. По НДФЛ поступления росли во всех регионах, кроме Республики Дагестан. Из-за ухода крупнейшего налогоплательщика поступления по данному налогу в регионе снизились почти на 30%. Наибольший рост поступлений по НДФЛ произошел в Республике Ингушетия – почти в два раза, что связано с дополнительным поступлением налога от ООО «Группа Акрополь», а также повышением заработной платы работникам бюджетной сферы и увеличением минимального размера оплаты труда.

Таблица 6. Санкционное давление отразилось на динамике поступлений налога на прибыль

Таблица 6. Санкционное давление отразилось на динамике поступлений налога на прибыль

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»

Межбюджетные трансферты продолжили играть важную роль в формировании доходной части региональных бюджетов

Важным элементом при формировании доходной части бюджета являются межбюджетные трансферты, доля которых по итогам 2022 года в структуре доходов составила 22,3%. Их доля сократилась на 1,1 п. п. по сравнению с 2021 годом, но в номинальном выражении они приросли на 6,7%. Структура трансфертов поменялась, но несущественно. Наибольшую долю, как и ранее, занимали субсидии, при этом прирост субсидий в 1,4 раза повысил их долю в общем объеме межбюджетных трансфертов на 10,3 п. п. до 42,8%, что связано с увеличением финансирования национальных проектов. Снижение дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов на 0,2, 17,6 и 14,6% соответственно привело к сокращению их доли в структуре трансфертов. Уменьшение объемов субвенций и иных межбюджетных трансфертов связано с сокращением финансирования мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и передачей отдельных полномочий Пенсионному фонду. Несмотря на это, в номинальном выражении они превышают объемы допандемического 2019 года на 8,0 и 39,5% соответственно.

В двух регионах трансферты увеличились более чем в два раза – в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Такой прирост вызван увеличением поступлений иных межбюджетных трансфертов в 4,0 и 2,6 раза соответственно в связи с получением межбюджетных трансфертов из бюджета Тюменской области по государственной программе «Сотрудничество». Но есть и такие субъекты, у которых на фоне увеличения финансовой помощи из федерального бюджета произошло снижение трансфертов. Таких регионов 30, наибольшее сокращение произошло в Москве и Челябинской области. В данных регионах трансферты сократились более чем на 30%. В Москве сокращение обусловлено снижением иных межбюджетных трансфертов на 50,7%, в Челябинской области – дотаций и иных межбюджетных трансфертов на 62,2% каждый. Стоит отметить, что данные регионы являются самодостаточными, доля трансфертов в структуре доходов составляет 1,7 и 18,2% соответственно.

Таблица 7. Межбюджетные трансферты приросли в основном за счет увеличения субсидий

Таблица 7. Межбюджетные трансферты приросли в основном за счет увеличения субсидий

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»

Социальная направленность региональных бюджетов сохраняется

Расходная часть региональных бюджетов по итогам 2022 года приросла на 16,5%. В структуре расходов расходы на социальную сферу формировали 56,4%. На образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт было направлено 9,9 трлн рублей, что на 10,3% выше уровня 2021 года. При этом их доля в общем объеме расходов снизилась на 3,2 п. п., что связано с ростом доли расходов на национальную экономику на 2,3 п. п., обусловленным реализацией инфраструктурных проектов за счет инвестиционных бюджетных кредитов. В номинальном выражении данные расходы выросли в 1,3 раза. В пяти регионах социальные расходы превысили 70,0%-ный рубеж. В числе данной пятерки четыре региона Северо-Кавказского федерального округа: Республики Ингушетия и Дагестан, Кабардино-Балкарская и Чеченская Республики. Пятый регион – Удмуртская Республика. В шести регионах социальные расходы формируют менее 45% от общего объема расходов: Москва, Севастополь, Камчатский край, Республика Крым, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. В данных регионах консолидированные расходы на национальную экономику и ЖКХ превышают 40%-ный барьер, а в Республике Крым и Чукотском автономном округе они составляют более 50%. В Чукотском автономном округе наибольшую долю расходов занимает ЖКХ (37,1%), в Республике Крым – национальная экономика (38,1%).

Таблица 8. Доля социальных расходов снизилась в результате реализации инфраструктурных проектов за счет бюджетных инфраструктурных кредитов

Таблица 8. Доля социальных расходов снизилась в результате реализации инфраструктурных проектов за счет бюджетных инфраструктурных кредитов

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»

Сформированный запас ликвидности поддержал региональные бюджеты

Профицитное исполнение региональных бюджетов в 2021 году, отсутствие острой потребности в снижении и рефинансировании долга в связи с замещением коммерческого долга долгосрочными бюджетными кредитами позволили регионам сформировать хорошую подушку безопасности. Так, по итогам 2021 года остатки на счетах бюджетов регионов составляли 2,1 трлн рублей, или 13,7% от расходов. Из них 0,7 трлн рублей – это остатки средств на счетах бюджетов в органе Федерального казначейства, 1,4 трлн рублей – средства бюджета на депозитных счетах. Кроме того, во многих регионах были сформированы резервные фонды с общим объемом порядка 0,3 трлн рублей. Сформированный запас ликвидности по итогам 2021-го, а также в течение десяти месяцев 2022-го (остатки на счетах приросли порядка на 1,5 трлн рублей) позволил регионам безболезненно завершить финансовый 2022 год. На конец 2022 года запас прочности регионов сохранился, остатки составили в пределах 2,2 трлн рублей, из них 0,9 трлн рублей на счетах бюджетов в органе Федерального казначейства и 1,3 трлн рублей на депозитных счетах. В 2022-м размещать остатки на банковских депозитах имели право только 34 региона (годом ранее такое право имели 43 региона), это те регионы, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. На конец 2022-го на банковских депозитах размещены средства в 12 регионах, годом ранее 16 регионов размещали денежные средства на депозитах. Наибольший объем остатков средств зафиксирован в Москве, которые формируют 1/3 всех остатков регионов.

Поддержка федерального центра снизила риски увеличения рыночного долга регионов

Принятые решения федерального центра о кредитной поддержке региональных и муниципальных бюджетов позволили регионам отказаться от значительной доли рыночных заимствований, сократить риски рефинансирования и фискальные риски, а также расходы на обслуживание долга. Поддержка выразилась в проведении реструктуризации (перенос погашения на более поздние сроки) бюджетных кредитов, погашение которых приходилось на 2022 год, замещении рыночного долга бюджетными кредитами, которые должны были оплатить в 2022-м, предоставлении казначейских кредитов в размере 10% ННД. Несмотря на это, совокупный региональный долг прирос на 12,7% относительно 2021 года, что в первую очередь связано с предоставлением бюджетных инфраструктурных кредитов и получением бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований. В номинальном выражении объем долга составил 2,8 млрд рублей, что является максимумом за последние 10 лет и соответствует прогнозам агентства, сделанным в начале 2022 года. Долговая нагрузка осталась почти на уровне 2021 года – 20,9%, увеличение которой было сдержано ростом поступлений ННД более высокими темпами, чем долга.

Рост долга наблюдался в большинстве регионов, только в 10 регионах было его снижение. Лидером по приросту стала Тюменская область, совокупный долг которой вырос более чем в шесть раз в связи с привлечением из федерального бюджета инфраструктурного кредита размером 4,8 млрд рублей, а также предоставлением в 2022 году регионом госгарантий. По снижению долговых обязательств лидирует Ямало-Ненецкий автономный округ. В данном регионе долг сократился почти в четыре раза, кроме того, в последние годы регион демонстрирует поступательное снижение долговых обязательств. Городу Севастополю не первый год удается сохранять свои позиции как региона, не имеющего долга.

Таблица 9. Почти в 90% регионов произошел рост долга

Таблица 9. Почти в 90% регионов произошел рост долга

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Минфина России

В связи с предоставлением бюджетных инфраструктурных кредитов, замещением рыночного долга бюджетным произошли значительные изменения в структуре долга. Бюджетные кредиты в составе долговых обязательств и ранее демонстрировали превосходство, а по итогам 2022 года они стали занимать рекордный 71%, что на 15,6 п. п. выше, чем в 2021-м. Соответственно, доля коммерческого долга сократилась на 16 п. п., государственных госгарантий – на 0,7 п. п. Своевременная помощь федерального центра на фоне рекордного повышения ключевой ставки ЦБ, позитивные результаты поступлений ННД поддержали региональные бюджеты и снизили необходимость регионов выходить на коммерческий долговой рынок. На облигационный рынок в конце года вышло только два региона – это Магаданская и Калининградская области, общий объем эмиссии составил 2,5 млрд рублей. Нарастили в 2022 году банковский долг только пять регионов: Республики Тыва и Карелия, Ростовская и Ульяновская области, Камчатский край. Во всех регионах Северо-Кавказского и Уральского федеральных округов полностью отсутствует кредитный коммерческий долг. Чуть более чем в половине регионов (в 45) отсутствуют облигационные займы, а кредиты коммерческих банков на 01.01.2023 имеют только 23 региона.

Наибольшая доля рыночного долга (совокупного объема облигационных займов и банковских кредитов) в общей структуре обязательств приходится, как правило, на более устойчивые в финансовом отношении регионы. В Москве, Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе доля рыночного долга превышает 70% в долговом портфеле. В 27 регионах долговой портфель полностью состоит из бюджетных кредитов.

Несмотря на отсутствие повышения долговой нагрузки в целом по регионам, в 48 субъектах РФ все же наблюдался рост. Наибольшее увеличение долговой нагрузки произошло в Магаданской области и Республике Карелия. Лидером по снижению стала Республика Мордовия в результате погашения долга за счет полученных из федерального бюджета средств в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. В Удмуртской Республике долговая нагрузка превысила 100%-ный барьер, а в Ямало-Ненецком округе составила менее 1%.

Таблица 10. В финансово устойчивых регионах долговая нагрузка минимальна

Таблица 10. В финансово устойчивых регионах долговая нагрузка минимальна

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет», Минфина России

Превалирование в долговых портфелях регионов дешевых бюджетных кредитов привело к снижению расходов на их обслуживание на 17,3%, в абсолютном выражении экономия составила по сравнению с 2021 годом порядка 15 млрд рублей.

Прогноз развития экономики и финансовой устойчивости регионов на 2023 год: «Падать нельзя расти»

Замедление темпов развития экономики регионов в 2023 году, вероятно, продолжится на фоне сохранения внешних рисков и ограничений. Импортозамещение положительно влияет на экономику, однако это процесс не одного года. На фоне санкционного давления у каждой отрасли своя ситуация, и, соответственно, развитие экономики того или иного региона зависит от его отраслевой специфики. У регионов с диверсифицированной экономикой степень роста или падения будет зависеть от суммы разных факторов и динамик. В зоне риска останутся металлургические, нефтегазовые, экспортно ориентированные регионы. Но есть и ряд регионов, сильно зависящих от федерального центра: для них не так чувствительно геополитическое напряжение. Их бюджеты во многом зависят от того, сколько денег выделит им федеральный бюджет, – их рост или падение определяет именно это.

В 2023 году разбалансировка региональных бюджетов будет наиболее ощутима в условиях высокой вероятности снижения собственных налоговых и неналоговых доходов – порядка 5–10% г/г. Некоторые регионы недополучат налог на прибыль из-за отмены института консолидированных групп налогоплательщиков. В 2023-м федеральный центр продолжит поддерживать регионы – объем помощи в виде дотаций из федерального бюджета составит порядка 1 трлн рублей, как и в предыдущие годы. Несмотря на накопленный запас ликвидности за последние два года, который поможет регионам в ряде случаев поддержать сбалансированность бюджетов, по итогам 2023-го исполнение региональных бюджетов будет, по оценке агентства, с агрегированным дефицитом около0,5 трлн рублей. Источниками финансирования дефицита региональных бюджетов в 2023 году будут остатки средств на счетах, инфраструктурные бюджетные кредиты, ссуды банков и облигационные займы.

Снижения государственного долга регионами ожидать не стоит. В 2023 году регионы будут получать бюджетные инфраструктурные кредиты, а также могут выйти на облигационный рынок и привлечь банковские заимствования для покрытия дефицита. Рынок региональных облигаций, возможно, покажет рост при отсутствии повышения ключевой ставки ЦБ. В начале года выхода регионов на облигационный рынок ожидать не стоит, традиционно периодом высокой активности субфедеральных заемщиков является 2-е полугодие и особенно последние месяцы года. Можно ожидать выхода традиционных заемщиков на рынок к концу 2023-го, этому будут способствовать необходимость погашений и амортизации облигаций, выпущенных в предыдущие годы. Возможно, на облигационном рынке мы увидим нескольких новых игроков, так как регионам придется в конце года гасить бюджетные кредиты и привлекать средства для покрытия дефицита. На облигационный рынок в 2023-м намерены выйти 27 субъектов РФ в соответствии с законами о бюджетах регионов на 2023-й и планируемый период 2024–2025 годов. Заявленный объем размещений – порядка 480 млрд рублей, почти треть из которого планирует привлечь Москва. Ожидать выхода на рынок всех заявленных игроков не стоит, регионы ежегодно в бюджетах закладывают по максимуму, и все будет зависеть от результатов исполнения бюджетов и от потребностей субъектов в деньгах. По оценке агентства, совокупный долг в 2023 году превысит 3 трлн рублей, долговая нагрузка прирастет до 23%.

ESG-повестка продолжает быть актуальной для всех участников рынка. Агентство надеется, что регионы сосредоточат фокус внимания в т. ч. и на привлечении денежных средств через размещение зеленых и социальных облигаций, и мы увидим новых бенефициаров ESG-сделок. Кроме того, одним из факторов инвестпривлекательности является наличие оцененных ESG-факторов, что в текущих условиях немаловажно: их наличие позволяет быстрее осуществлять трансформацию экономики.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


ESG-трансформация регионов: пауза затянулась?

ESG-рейтинги регионов по-прежнему не пользуются популярностью, также как и финансовые инструменты ус... 19.12.2024
ESG-трансформация регионов: пауза затянулась?

Миграции населения в 2024 году: потоки ослабевают

Обзор статистических данных показал, что в текущем году международные потоки населения в Россию осла... 19.12.2024
Миграции населения в 2024 году: потоки ослабевают

Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 года

По итогам девяти месяцев 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 5,5% относительно ан... 29.11.2024
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 года

Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

В соответствии с расчетами агентства по итогам 2023 года медианное число, характеризующее оценку инв... 07.10.2024
Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

«Народные» облигации регионов в настоящее время играют эпизодическую и, возможно, недооцененную роль... 04.10.2024
«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?
Вся аналитика