Содержание
- Экономика регионов восстановилась, вызванный пандемией спад преодолен
- Второй год подряд федеральный центр демонстрирует поддержку регионам на максимальных уровнях
- Быстрый рост налоговых и неналоговых доходов в 2021 году преимущественно способствовал снижению уровня долговой нагрузки до минимального уровня за последние семь лет.
- На фоне восстановительных процессов 2021 года произошло снижение долга почти у 4/5 регионов.
- В течение 2021 года произошли значительные изменения в структуре долга.
- Новые вызовы 2022 года: как будет развиваться экономика и финансовая устойчивость регионов
Постпандемийный 2021 год характеризовался восстановительными процессами как в экономике, так и в финансовой устойчивости российских регионов. Агрегированный профицит региональных бюджетов по итогам 2021 года составил 604,7 млрд рублей, чему способствовал опережающий рост налоговых поступлений относительно ожиданий, а также продолжающаяся существенная поддержка федерального центра. Объем помощи регионам в виде дотаций из федерального бюджета в 2021 году составил порядка 1 трлн рублей. Более трети регионов получили бюджетные кредиты на замещение коммерческого долга. Несмотря на то, что совокупный долг регионов остался почти на уровне 2020 года – 2,5 трлн рублей, долговая нагрузка снизилась более чем на 6 п. п. и составила 21%. Укрепление финансовой устойчивости регионов, рост ключевой ставки ЦБ и как следствие ставок по облигациям снизило активность регионов на облигационном рынке и привело к сокращению заимствований почти в 2 раза по сравнению с 2020 годом.
В 2022 году после активного восстановительного роста в 2021 году экономика регионов на фоне обострения геополитической ситуации и введении новых санкций снизит свой поступательный рост. Федерация, как и прежде, продолжит поддерживать регионы, возможно и в большем размере, чем в прошлом году. В текущем году начнется реализация проектов с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, которые выдаются регионам в рамках реализации комплекса мер экономической поддержки регионов, разработанных на федеральном уровне. Региональные бюджеты, показавшие в 2021 году положительные результаты, пошатнутся и станут менее ликвидными. Роста собственных доходов не стоит ожидать (по оценке агентства, налоговые и неналоговые доходы регионов в 2022 году не превысят уровень 2021 года). Поддержка со стороны федерального бюджета позволит снизить потребность регионов в коммерческих заимствованиях. Тем не менее совокупный долг регионов покажет рост до 300 млрд рублей в связи с привлечением регионами инфраструктурных бюджетных кредитов и ухудшением финансовой устойчивости региональных бюджетов, долговая нагрузка по итогам года прирастет до 23%.
Экономика регионов восстановилась, вызванный пандемией спад преодолен
Несмотря на новые штаммы вируса и локдауны, общую нестабильную ситуацию в глобальной экономике и сложные процессы на мировых рынках, региональная экономика демонстрировала тренд на восстановление. Промышленное производство продемонстрировало не только рост к уровню 2020 года (+5,3%), но и к докризисному 2019 году (+3,1%).
Рост экономики наблюдался в большинстве регионов (73 региона). Лидером по приросту стала Республика Северная Осетия - Алания (индекс промышленного производства вырос по сравнению с 2020 годом на 44,8%), что связано с увеличением объема производства известняка, доломита, природного песка, безалкогольных напитков и хлебобулочных изделий. Кроме того, промышленное производство более чем на 20% выросло в таких регионах, как Приморский край, г. Москва и г. Севастополь. Стоит отметить, что в г. Севастополе и Приморском крае в 2020 году наблюдалось снижение промышленного производства и несмотря на положительные итоги прошлого года Приморский край не перешагнул докризисный уровень (снижение промышленного производства к 2019 году составило 2,6%). Конечно, эффект низкой базы 2020 года отразился на позитивной динамике развития ряда регионов в 2021 году, так из 73 регионов с положительной динамикой 8 не достигли докризисного уровня. Из них самые отстающие результаты в Республике Тыва (67,3% к уровню 2019 года). Независимо от того, что по итогам 2021 года наблюдается рост промышленного производства (+6,3% к уровню 2020 года), до достижения докризисных значений региону еще далеко, в связи с резким спадом в 2020 году в сфере добычи полезных ископаемых (-42,2%), а именно угля и металлических руд.
Несмотря на позитивные результаты большинства регионов по восстановлению экономики, 12 регионов продемонстрировали снижение промышленного производства. Среди них есть те регионы, которые в пандемийный год показали положительные результаты – Свердловская область, Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Кабардино-Балкарская Республика. Второй год подряд в Республике Ингушетия и Сахалинской области наблюдается снижение индекса промышленного производства, который по итогам отчетного года составил 80,4% и 88,8% соответственно – это самые низкие значения индекса среди всех регионов. В Сахалинской области спад связан со снижением объемов добычи полезных ископаемых, в Республике Ингушетия – с наибольшим сокращением производства в сфере водоснабжения. Также, в Красноярском крае наблюдается значительное снижение промышленного производства к докризисному 2019 году (-10,3%), что связано с отрицательной динамикой по таким отраслям как добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства. В добывающем секторе влияние оказал рост нефтедобычи, в обрабатывающем производстве – снижение объемов производства в металлургическом комплексе.
Таблица 1. Топ 10 регионов лидеров/аутсайдеров по приросту промышленного производства по итогам 2021 года
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России
В структуре промышленного производства добыча полезных ископаемых выросла на 4,8% в общестрановом значении, но до докризисного периода не восстановилась (-2,0% к уровню 2019 года). Основным фактором, сдерживающим восстановление данной отрасли производства, остаются ограничения в рамках соглашения ОПЕК+. В более чем половине регионов сложился рост. Значительный прирост наблюдается в Нижегородской области (в 1,9 раза). Самое большое падение зафиксировано в Республике Калмыкия (-50,3%), что обусловлено прохождением процедуры банкротства крупных нефтедобывающих предприятий ООО «Комсомольскнефть» и ООО «ЕвроСибОйл».
Обрабатывающие производства продемонстрировали рост (+5,0%), который произошел не из-за низкой базы, т. к. по итогам 2020 года это одна из немногих отраслей показала положительные результаты, в связи с тем, что большинство отраслей этого сектора в условиях кризиса не останавливали своего производства, а в некоторых случаях его даже наращивали (производство пищевых продуктов, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях и др.). Рост показывают большинство регионов, наибольший наблюдается в Чукотском автономном округе, Республике Северная Осетия – Алания, г. Москве (прирост составил в 1,5, 1,4, 1,4 раза соответственно). Снижение продемонстрировали 15 регионов, наибольшее сложилось в Астраханской области (на 22,9%).
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение также продемонстрировали рост на 6,8 и 15,8% соответственно.
Таблица 2. Почти все ключевые индексы в структуре промышленного производства, восстановились до допандемийного уровня
№ п/п | Наименование отрасли | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2021 год к 2019 году |
1 | Добыча полезных ископаемых | 103,4% | 93,5% | 104,8% | 98,0% |
2 | Обрабатывающие производства | 103,6% | 101,3% | 105,0% | 106,4% |
3 | Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
99,2% | 97,6% | 106,8% | 104,2% |
4 | Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
102,9% | 102,2% | 115,8% | 118,3% |
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России
Самые просевшие в 2020 году сферы – розничная торговля и услуги тоже восстановились. Допандемийный уровень по обороту розничной торговли превышен на 3,9%, по объему платных услуг – на 0,2%. По итогам 2021 года по обороту розничной торговли отрицательные результаты сложились только в 2 регионах (Мурманская область, Ненецкий автономный округ), в сфере услуг – в 4 регионах (Ненецком и Чукотском автономных округах, Хабаровском крае, Республике Ингушетия).
Сельское хозяйство – одна из немногих отраслей, показавшая в 2020 году рост (+1,3%), в 2021 году просела. Индекс производства сельскохозяйственной продукции составил 99,1%. Негативно на процесс сельхозпроизводства повлияла погода, которая на протяжении всего года постоянно вносила коррективы – в 16 регионах был объявлен режим ЧС природного характера. Только в 32 регионах зафиксирован рост, наибольший сложился в Ставропольском крае (+27,4%). В Пензенской области зафиксирована нулевая динамика.
Строительная отрасль продолжила показывать свои положительные результаты. Рост составил 6,0% к уровню 2020 года. На рынке жилья был достигнут самый масштабный ввод за всю российскую историю – порядка 90 млн кв. м. В значительной степени этому способствовали льготные кредитные программы, которые были приняты или расширялись в период пандемии (семейная, сельская, дальневосточная ипотека, а также программа на приобретение жилья в новостройках), часть из которых начала реализовываться в 2020 году. Более половины регионов продемонстрировали положительные результаты. В Архангельской и Иркутской областях рост составил 1,6 раза.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2021 году показали свой наибольший рост с 2015 года и составил 8,4%. Большое влияние оказал разгон мировой инфляции. Наибольший сложился в Республике Дагестан (111,8%), наименьший – в Ненецком автономном округе (103,7%). В структуре потребительских цен наибольший прирост цен наблюдался на продовольственные товары. На ускорение роста повлиял рост давления издержек, снижение урожая ряда сельскохозяйственных культур и вспышки болезней животных.
Второй год подряд федеральный центр демонстрирует поддержку регионам на максимальных уровнях
Восстановление экономики, последовательное укрепление финансовой устойчивости региональных бюджетов со стороны федерального центра, за счет направления средств на обеспечение их сбалансированности, позволили региональным бюджетам значительно улучшить свое положение после пандемийного года. Объем дотаций регионам из федерального бюджета в 2021 году составил 1 трлн рублей. Правительство реструктуризировало бюджетные кредиты почти на 220 млрд рублей и выделило долгосрочные займы на замещение коммерческого долга регионов и муниципальных образований почти на 335 млрд рублей. Заработала дополнительная финансовая поддержка регионов, включающая новый инструмент развития для субъектов РФ – инфраструктурные бюджетные кредиты на срок не менее 15 лет по ставке не более 3% годовых, в рамках которой, почти на 484 млрд рублей были одобрены заявки на инфраструктурные бюджетные кредиты 81 субъекту РФ. Кроме того, на состояние региональных бюджетов повлиял рост мировых цен на экспортируемые товары и существенное увеличение собственных доходов бюджетов регионов на фоне восстановления экономической активности.
Доходы в 2021 году росли опережающими темпами (18,3+% к уровню 2020 года) по сравнению с ростом расходов (+7,9%). Агрегированный профицит региональных бюджетов по итогам 2021 года составил 604,7 млрд рублей. Совокупный профицит профицитных бюджетов составил 777,3 млрд рублей, дефицит дефицитных бюджетов составил 172,6 млрд рублей. Профицитные бюджеты сложились в 66 регионах. Более 10% общего профицита сформировал Красноярский край (86,8 млрд рублей). А из дефицитных регионов, более 60% от общего дефицита сформировал бюджет Москвы (110 млрд рублей).
Таблица 3. Профицит топ-10 регионов составил более 50% профицита профицитных бюджетов регионов
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства
Несмотря на финансовую помощь из федерального бюджета, доходы ряда регионов просели. Ниже уровня 2020 года сложились доходы в Калининградской области, Республике Крым и Чукотском автономном округе. Кроме того, в 10 регионах наблюдается снижение расходов.
Таблица 4. Темп роста доходов превысил темп роста расходов
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства
В структуре доходов безвозмездные поступления сократились на 2,6% к уровню 2020 года и составили 3,7 трлн рублей, а налоговые и неналоговые доходы показали рост на 28,8%.
На отрицательной динамике безвозмездных поступлений в большей степени отразилось сокращение объема дотаций, предоставляемых регионам. Несмотря на то, что федерация продолжила поддерживать региональные бюджеты, дотации сократились на 21,6% и составили 1 трлн рублей против 1,3 трлн рублей, предоставленных годом ранее. Тем не менее объем безвозмездных поступлений превышает допандемийный год в 1,5 раза.
Рост поступлений по ННД происходил на фоне восстановления экономической активности, роста занятости и заработных плат, улучшения внешнеэкономической конъюнктуры. Приросли поступления по налоговым и неналоговым доходам во всех регионах, кроме Чукотского автономного округа. В данном регионе поступления по ННД уменьшились на 10,4%, что связано с «высокой базой» 2020 года (в 2020 году поступления приросли в 1,6 раза), вместе с тем ННД 2021 год превысили результаты докризисного года в 1,5 раза.
Таблица 5. Топ-10 регионов с наибольшим ростом ННД в 2021 году к кризисному и докризисному годам
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства
В структуре ННД по итогам 2021 года доля налоговых доходов сократилась на 0,3 п. п. по сравнению с 2020-м и составила 94,3%. Это обусловлено в первую очередь восстановлением неналоговых поступлений в ряде регионов – Ненецком автономном округе, Сахалинской области и Республике Саха (Якутия). В Ненецком автономном округе и Сахалинской области восстановились доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции. На территории РФ заключены только 3 СРП – «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение», по которым недра находятся на территории Сахалинской области и Ненецкого автономного округа соответственно. В Республике Саха (Якутия) – доходы в виде прибыли от долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ или в виде дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации.
В составе совокупных налоговых доходов по итогам 2021 года доминировал налог на прибыль организаций (40,5%), который в 2020 году просел и уступил свои лидирующие позиции налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). По итогам 2021 года НДФЛ в структуре налоговых доходов подвинулся на свое традиционно второе место с долей 34,2%.
Налог на прибыль показал значительный рост – в 1,5 раза поступления превысили 2020 год и в 1,3 раза допандемийный 2019 год. Росту поступлений способствовало увеличение прибыли предприятий на фоне увеличения цен на внутреннем рынке, вызванное повышенным спросом на продукцию металлообработки, деревообработки, предприятий по производству минеральных удобрений, и материалов для строительства жилья и инфраструктуры. В нефтедобывающих регионах – в связи с восстановлением объемов добычи нефти после смягчения условий сделки ОПЕК+, увеличением нефтепереработки и ростом стоимости нефтепродуктов. Положительные результаты по поступлению данного налога сложились почти во всех регионах. Отрицательная динамика наблюдается в трех регионах – Республике Алтай, Сахалинской области, Чукотском автономном округе.
По НДФЛ поступления тоже росли, но уступали налогу на прибыль, таким образом темп роста составил 13,7% и был обусловлен увеличением номинальных заработных плат и введением прогрессивной шкалы налогообложения.
Таблица 6. Восстановление экономики положительно отразились на приросте поступлений основных бюджетообразующих налогов регионов
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства
Расходы бюджетов регионов в 2021 году росли меньшими темпами, чем в 2020 году – 7,9% к уровню 2020 года. Кроме того, опережающий рост доходов, по сравнению с расходами, а также уменьшение, хоть и незначительное безвозмездных поступлений со стороны федерального центра, указывало на постепенную нормализацию бюджетной политики.
В 2021 году, как и в предыдущие годы, бюджеты регионов были социально-ориентированные. На финансирование образования, здравоохранения, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт было направлено 9 трлн рублей, или 59,6% всех расходов. Темп роста к 2020 году составил 5,5%.
Быстрый рост налоговых и неналоговых доходов в 2021 году преимущественно способствовал снижению уровня долговой нагрузки до минимального уровня за последние семь лет.
Принимаемые меры как на федеральном, так и на региональном уровнях плюс положительные восстановительные процессы не привели к росту долга. Долговые обязательства региональных бюджетов составили 2,5 трлн рублей. Вдобавок в результате беспрецедентного роста налоговых и неналоговых доходов относительная долговая нагрузка снизилась до уровня 21% ННД.
На фоне восстановительных процессов 2021 года произошло снижение долга почти у 4/5 регионов.
Снижение долга наблюдалось в более чем 60 регионах, в трех регионах долг остался на уровне 2020 года: г. Санкт-Петербург, Амурская область, Республика Алтай. Лидерами по снижению долга стали: Иркутская область, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская область, Пермский край. У данных регионов долг сократился более чем на 50%. Севастополю очередной раз удалось сохранить свои позиции как региона не имеющего долга.
Несмотря на позитивные итоги 2021 года агрегированного объема долга, почти 20 регионов нарастили собственный долговой портфель.
Таблица 7. Почти 80% регионов снизили объем долговых обязательств
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Минфина России
В течение 2021 года произошли значительные изменения в структуре долга.
Принятые решения правительством по реструктуризации бюджетных кредитов почти на 220 млрд рублей, выданных в конце 2020 года на полугодовой срок, а также выделение долгосрочных займов на замещение коммерческого долга регионов и муниципальных образований почти на 335 млрд рублей позволили сократить общий коммерческий долг более чем на 20%. Доля бюджетных кредитов выросла более чем на 11 п. п. по сравнению с 2020 годом, в абсолютном выражении бюджетный долг вырос на четверть. Несмотря на снижение общего коммерческого долга, долг по облигационным займам показал рост на 3,9% к уровню 2020 года. Основной вклад в совокупный рост по облигациям пришелся на Москву. В 2021 году город вышел на облигационный рынок после долгого перерыва. Коммерческие кредиты банков в структуре долга сократились почти на 55%.
Ускорение инфляции, резкое повышение ключевой ставки ЦБ, приведшее к тому, что ставки по облигациям взлетели, делая займы дороже, а также рост налоговых поступлений, рефинансирование долга за счет новых бюджетных кредитов по льготным ставкам приостановили развитие регионального облигационного рынка. На облигационный рынок вышло всего восемь регионов (с учетом Томской области, у которой было доразмещение по выпуску 2020 года) против 18 регионов и трех муниципалитетов в 2020 году. Объем размещений сократился с 261 млрд рублей в 2020 году до 153,8 млрд рублей в 2021 году. Размещение облигационных займов происходило уже по более высоким ставкам, чем в 2020 году, когда на фоне беспрецедентного снижения ключевой ставки, регионы размещали облигации достаточно дешево – ставки купона размещенных выпусков региональных облигаций колебались на уровне 5,7–6,7%, что являлось историческим минимумом. В 2021 году средний размер ставки купона составил уже 8,15%. Кроме того, на облигационный рынок планировала выйти Москва и занять серьезную долю на рынке региональных размещений. Программа заимствований города на 2021 год предусматривала возможность размещения на небывалую для российских регионов сумму – до 396 млрд рублей. Москва действительно вышла на облигационный рынок, но от заявленной суммы было размещено всего треть, что составило 75,1% от всех размещений субъектов. Москва не выходила на облигационный рынок с 2013 года и прошедший год был не только возвратом после долгого перерыва, но дебютом первого крупного выпуска «зеленых» облигаций среди регионов.
Новые вызовы 2022 года: как будет развиваться экономика и финансовая устойчивость регионов
Динамичное восстановление экономики в 2021 году будет прервано на фоне обострения геополитической ситуации и введения новых санкций против России. Ожидать нормализации темпов роста экономики не стоит. Кроме того, риски, связанные с пандемией, будут сохраняться. Отрасли, не восстановившиеся после пандемического шока (рынок туристических услуг, транспорт, торговля, досуг, развлечения), будут оставаться в зоне риска и подвергнуться давлению на фоне новых вызовов 2022 года. Отрицательное влияние на рост экономики будет оказывать растущая инфляция, которая заметно ускорится на фоне повышения курса валют, волатильности фондового рынка и новых санкций. Вследствие чего денежно-кредитная политика ужесточится, и ключевая ставка значительно вырастит. Планы правительства страны по возврату к обычным параметрам бюджетных правил в текущем году скорее всего не будут осуществлены, т. к. давление будет оказывать рост инфляции и замедление процессов роста экономики.
Нестабильная экономическая ситуация отразится на региональных бюджетах в 2022 году и такого роста налоговых и неналоговых доходов регионов как в 2021 году мы не увидим. По оценкам агентства поступления по ННД останутся на уровне прошлого года или покажут незначительное снижение. В текущем году федеральный центр продолжит поддерживать регионы. Объем помощи регионам в виде дотаций из федерального бюджета составит порядка 1 трлн рублей, как обещало правительство, что эквивалентно объему поддержки в 2021 году, но данный объем поддержки может быть и больше. Агрегированный профицит региональных бюджетов вряд ли сохранится. Регионы не смогут снизить государственный долг в 2022 году, чему будет способствовать привлечение бюджетных инфраструктурных кредитов и возможное ухудшение финансовой устойчивости региональных бюджетов. Рынок региональных и муниципальных облигаций в текущем году скорее всего продолжит падать. В начале года выхода на облигационный рынок регионов ожидать не стоит, что связано и с высокой ставкой, и с тем, что традиционно периодом высокой активности субфедеральных и муниципальных заемщиков являются второе полугодие и особенно последние месяцы года. Можно ожидать выхода на рынок традиционных заемщиков в связи с необходимостью погашения и амортизации облигаций, выпущенных в предыдущие годы, что составляет порядка 150 млрд рублей. Новых игроков на облигационном рынке мы скорее всего не увидим. На облигационный рынок в 2022 году планировали выйти 22 региона в соответствии с законами о бюджетах регионов на 2022 год и планируемый период 2023–2024 гг. Заявленный объем размещений порядка 530 млрд рублей, половину из которого планирует привлечь Москва. Предельный объем заимствований городом на облигационном рынке заложен в размере 259 млрд рублей, но по факту, если город прибегнет к заимствованию, агентство считает, данной объем будет значительно меньше. Кроме того, ожидать выхода на рынок всех заявленных регионов не стоит, но и такой объем они не дадут, т. к. ставки продолжают расти и регионы в таком случае прибегнут к краткосрочным и среднесрочным кредитам, а не к долгой фиксации высоких ставок по облигациям. По оценке агентства, совокупный долг в 2022 году вырастет до 300 млрд рублей, долговая нагрузка прирастет на 1-2 п. п.