Региональные финансы, 06.04.2021

Стресс-тест на вирус: как регионы преодолели вызовы 2020 года
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Татьяна Тирских
Гульназ Галиева
Павел Митрофанов

Резюме

Пандемический 2020 год серьезно пошатнул экономическую и финансовую устойчивость российских регионов. Промышленное производство снизилось на 2,9 %, сильнее всего пострадали сырьевой сектор и сектор услуг. Агрегированный дефицит региональных бюджетов по итогам 2020 года превысил 700 млрд рублей. От катастрофических падений финансовых показателей регионы спасла федеральная поддержка, объем которой вырос в 1,5 раза в сравнении с 2019 годом. Помимо этого, был оказан ряд антикризисных мер по сдерживанию долговой нагрузки в виде удлинения сроков предоставления кредитов УФК и возвращения выдачи дешевых бюджетных кредитов. Совокупный долг регионов вырос до 2,5 трлн рублей и составил 27,3% ННД, что соответствует прогнозам агентства.

Пониженные процентные ставки и возможность удлинить долговой портфель привели к небывалому росту активности на облигационном рынке. Объем совокупных размещений за отчетный год составил более 200 млрд рублей. Ликвидация последствий кризисного года и восстановление региональных экономик будут затяжными и непростыми, а также потребуют дополнительных средств. Сохраняющиеся комфортные условия позволяют решить актуальные вопросы по финансированию нацпроектов и социальных расходов длинными облигациями, что позволит уменьшить давление на ликвидность бюджета. По нашей оценке, объем облигационных размещений в 2021-м будет более чем в 2 раза выше показателя предыдущего года. Мы ожидаем роста долговой нагрузки до 29 % ННД и сокращения объема трансфертов до 15 % по итогам 2021 года.

Экономика регионов не справилась с коронавирусом

  • В 2020 году на развитие экономики регионов негативное влияние оказали факторы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, а также снижение цен на нефть и сокращение объемов добычи нефти. Промышленное производство в стране снизилось на 2,9 %.

Снижение наблюдается более чем в половине регионов (51 регион). Лидером по падению стала Республика Тыва (индекс промышленного производства снизился по сравнению с 2019 годом на 36,9 %), что связано с резким спадом в сфере добычи полезных ископаемых (-42,4 %), а именно угля и металлических руд. Кроме того, промышленное производство более чем на 10 % упало в таких регионах, как Костромская область, Ненецкий автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край.

Несмотря на кризисные условия, 3 региона продемонстрировали увеличение промышленного производства более чем на 20 %. Передовиком стала Республика Северная Осетия – Алания. Прирост составил 24,7 %, в основном за счет сферы обеспечения электрической энергией (+92,9 %) – в феврале 2020 года была введена в эксплуатацию Зарамагская ГЭС. Помимо этого, положительная динамика наблюдается в обрабатывающих производствах (+9,8 %), в т. ч. выросли объемы по производству мяса и птицы, колбасных изделий, игристых и шампанских вин, минеральной воды и т. д. Вторым по росту промышленного производства регионом стала Тюменская область (+21,5 %), что обусловлено существенным увеличением объемов обрабатывающего производства (+51,7 %) в связи с запуском предприятия «Запсибнефтехим». Тройку лидеров замыкает Республика Алтай с ростом промышленного производства на 21,4 %, вызванного наращиванием объемов производства в отраслях обрабатывающих производств, а именно в производстве пищевых продуктов (переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции, производство молочной продукции), а также прочей неметаллической минеральной продукции.

В структуре промышленного производства добыча полезных ископаемых снизилась на 7,0 % в страновом значении на фоне действия соглашения ОПЕК+. Сокращение коснулось 2/3 регионов. Более чем на 20 % снизились объемы в 12 регионах, наибольшее снижение произошло в Республике Тыва (-42,4 %) и Ярославской области (-32,4 %).

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение также продемонстрировали снижение на 2,5 и 3,8 % соответственно. Значительную роль в этом сыграли меры, введенные для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, в т. ч. ограничения на работу предприятий и организаций в ряде отраслей экономики.

Обрабатывающие производства продемонстрировали незначительный рост (+0,3 %), большинство отраслей этого сектора в условиях кризиса не останавливали своего производства, а в некоторых случаях его даже наращивали (производство пищевых продуктов, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях и др.). Рост показывают чуть более половины регионов, наибольший наблюдается в Тюменской и Магаданской областях (в 1,5 и 1,4 раза соответственно), Республике Алтай (в 1,4 раза).

Несмотря на то, что объемы промышленного производства в стране снизились, оно оказалось более устойчивым, чем сфера розничной торговли и услуг. Оборот розничной торговли просел на 4,1 %, сферы услуг – на 17,3 %. По обороту розничной торговли отрицательные результаты сложились в 74 регионах, в сфере услуг – во всех без исключения.

  • Сельское хозяйство – одна из немногих отраслей, которая показала рост (+1,5 %) во время спада российской экономики, вызванного пандемией.

Во многом на это повлиял тот факт, что агропромышленный комплекс не прекращал работы во время пандемии, а также меры поддержки, оказанные сельскому хозяйству на протяжении последних лет. Более 2/3 регионов закончили пандемический год с ростом индекса производства продукции сельского хозяйства, наибольший – в Еврейской автономной области (+17,9 %), Пензенской (+15,7 %) и Ульяновской (+15,4 %) областях.

  • Строительная отрасль на фоне повышения цен на жилье и своевременных антикризисных мер поддержки (введение льготной ипотеки, субсидирование кредитов застройщикам) не просела.

Рост составил 0,1 % к уровню 2019 года. 10 регионов продемонстрировали рост объемов строительства более чем на 20 %, наибольший – Ямало-Ненецкий автономный округ и Брянская область на 52,3 и 47,6 % соответственно.

Федералы помогли региональным бюджетам

  • Худшие опасения, которые закладывались по итогам первой половины 2020 года, не подтвердились - катастрофического падения финансовых показателей регионов не последовало благодаря принятым на федеральном и региональном уровнях антикризисным мерам.

Реализация мер, направленных на борьбу с коронавирусом и его последствиями, позволила увеличить расходы региональных бюджетов. Расходы в 2020 году росли опережающими темпами (+16,8 % к уровню 2019-го) по сравнению с ростом доходов (+10,8 %). Агрегированный дефицит региональных бюджетов по итогам 2020 года составил 708,4 млрд рублей. Совокупный дефицит дефицитных бюджетов составил 751,2 млрд рублей, профицит профицитных составил 42,8 млрд рублей. Дефицитные бюджеты сложились в 60 регионах. Половину общего дефицита сформировали 6 регионов: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская, Тюменская, Кемеровская области, Республика Башкортостан. 50 % от общего профицита сформировали бюджеты 5 регионов: Алтайского края, Воронежской и Амурской областей, Чукотского автономного округа, г. Севастополя.

Таблица 1. Профицит топ-10 регионов сопоставим с дефицитом одной только Свердловской области

Таблица 1. Профицит топ-10 регионов сопоставим с дефицитом одной только Свердловской области

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства

Несмотря на увеличенную в 1,5 раза финансовую помощь из федерального бюджета, доходы ряда регионов просели. Ниже уровня 2019 года сложились доходы в Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, Сахалинской и Тюменской областях. Кроме того, в Сахалинской области и Чукотском автономном округе наблюдается снижение расходов.

Таблица 2. В лидерах динамики глубоко дотационные регионы

Таблица 2. В лидерах динамики глубоко дотационные регионы

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства

  • В структуре доходов наряду с совокупным ростом безвозмездных поступлений (рост в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом) роста налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) не последовало.

ННД просели, их сокращение составило 2,5 % к уровню 2019 года, или на 233,8 млрд рублей. Основной удар пришелся на сырьевые регионы: снижение более 20 % демонстрируют Ненецкий автономный округ (-27,8 %) и Тюменская область (-26,4 %).

Таблица 3. Добывающие регионы пострадали больше всего

Таблица 3. Добывающие регионы пострадали больше всего

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства

В структуре ННД по итогам 2020 года доля налоговых доходов выросла на 0,6 п. п. по сравнению с 2019-м. Это обусловлено более низкими темпами сокращения объемов налоговых доходов по сравнению с неналоговыми: на 1,8 и 12,9 % соответственно. Наибольший рост доли наблюдается в Ненецком автономном округе (+13,5 п. п.), Сахалинской области (+8,4 п. п.) и Республике Саха (Якутия) (+8,4 п. п.). В Ненецком автономном округе и Сахалинской области увеличение доли связано с тем, что значительно упали неналоговые доходы – доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции. На территории РФ заключены только 3 СРП – «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение», по которым недра находятся на территории Сахалинской области и Ненецкого автономного округа соответственно. Их снижение составило 38,1 и 51,4 % соответственно в связи с изменением доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении СРП, что обусловлено уменьшением объемов добычи углеводородов при выполнении СРП, ростом возмещаемых затрат по проекту и динамикой цен на углеводородное сырье. В среднесрочной перспективе прироста не ожидается. В Республике Саха (Якутия) сокращение неналоговых доходов обусловлено снижением доходов в виде прибыли от долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ или в виде дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации. Их понижение составило 66,6 %.

Таблица 4. Опережающие темпы просадки неналоговых поступлений в структуре ННД

Таблица 4. Опережающие темпы просадки неналоговых поступлений в структуре ННД

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства

Наибольшая доля налоговых доходов в структуре ННД по итогам 2020 года сложилась в Чукотском автономном круге и Мурманской области – 99,3 %. В структуре совокупных налоговых доходов по итогам 2019 года доминировали налог на прибыль организаций (38,0 %) и налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ; 35,2 %). В 2020 году на фоне кризисных явлений сильно просели поступления в региональные бюджеты налога на прибыль организаций (-13,0 %). Преимущественно падение наблюдается в тех регионах, где из-за сокращения объемов добычи полезных ископаемых значительно снизились перечисления от предприятий добывающего сектора. Поступления по налогу снизились более чем на 50 % в Республике Тыва (-57,8 %) и Ненецком автономном округе (-51,6 %). В результате доля налога на прибыль организаций в структуре налоговых доходов сократилась на 4,3 п. п. и составила 33,6 %.

В то же время доля НДФЛ увеличилась на 3,4 п. п., акцизов на 0,7 п. п., налога на имущество организаций и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 0,1 п. п. каждого. Вопреки ожиданиям падения поступлений по НДФЛ на фоне введения ограничительных мероприятий, которые привели к простоям, а также в связи с ростом безработицы объем поступлений вырос на 7,7 %. Сдерживающий эффект на снижение оказало введение нормативных требований о сохранении заработной платы на период жестких ограничений, а также своевременные меры господдержки бизнеса. Лидерами по увеличению поступлений стали Республика Дагестан (+20,7 %) и Мурманская область (+15,0 %). Снижение зафиксировано только в 4 регионах. Наибольшее сокращение отмечено в Краснодарском крае (-16,0 %), что преимущественно обусловлено высокой базой 2019 года из-за крупных единоразовых платежей. Без их учета в сопоставимых условиях также наблюдается рост.

Таблица 5. В сырьевых регионах провалились поступления по налогу на прибыль. НДФЛ подтвердил свою устойчивость

Таблица 5. В сырьевых регионах провалились поступления по налогу на прибыль. НДФЛ подтвердил свою устойчивость

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства

  • В структуре безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ наибольший рост наблюдается по субсидиям – в 1,8 раза.

В 13 регионах трансферты увеличились более чем в 2 раза, в т. ч. в Республике Коми – в 3 раза, что связано с увеличением объема дотаций в 6,1 раза. Но есть и такие субъекты, у которых, несмотря на общее увеличение финансовой помощи из федерального бюджета, произошло снижение безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ. Таких регионов 3: в Чукотском автономном округе сокращение составило 44,4 %, в Сахалинской области – 42,9 %, в Ханты-Мансийском автономном округе – 3,1 %. Снижение обусловлено сокращением поступлений по иным межбюджетным трансфертам на 85,0, 59,1 и 25,0 % соответственно. Чукотский автономный округ в 2020 году получил на 97,3 % меньше межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету округа на реализацию инвестиционных проектов по организации добычи и переработки многокомпонентных руд, в т. ч. содержащих цветные и благородные металлы, на территории субъекта, а также на 81,0 % меньше межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры. В регионе недопоступление трансфертов частично нивелировано ростом поступлений по ННД (в 1,6 раза к уровню 2019 года). В Сахалинской области сократились поступления по межбюджетным трансфертам, передаваемым бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на 69,0 %. В Ханты-Мансийском автономном округе сократились на 55,7 % прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов РФ. Стоит отметить, что Сахалинская область и Ханты-Мансийский автономный округ являются регионами с высоким уровнем самодостаточности, доля трансфертов в структуре доходов составляет всего 7,1 и 10,3 % соответственно.

Таблица 6. Беспрецедентный рост федеральных трансфертов обеспечил финансирование увеличившихся социальных расходов

Таблица 6. Беспрецедентный рост федеральных трансфертов обеспечил финансирование увеличившихся социальных расходов

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства

* Ранее Москва не получала дотаций, в 2020 году дотации составили 843,0 млн рублей.

  • В 2020 году бюджет регионов сохранил свою социальную направленность. На финансирование образования, здравоохранения, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт было направлено 8,5 трлн рублей, или 61,0 % всех расходов.

Расходы на социальную сферу в 2020 году выросли на 24,9 %, их доля в структуре расходов увеличилась на 7,0 п. п. В 17 регионах социальные расходы превышают 70 %-й рубеж. Наибольшая доля сложилась в субъектах Северо-Кавказского федерального округа – Республике Ингушетия (81,2 %) и Чеченской Республике (80,4 %). Менее 50 % бюджета идет на социальные расходы в 7 регионах, наименьшая доля – в Чукотском автономном округе (27,1 %) и Калининградской области (35,2 %). В Чукотском автономном округе наибольшая доля расходов приходится на ЖКХ (37,1 %), в Калининградской области – на национальную экономику (57,2 %). Превалирование в расходах Калининградской области доли расходов на национальную экономику связано с особенностями бюджетного процесса данного региона. Регион получает иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, которые носят транзитный характер. В 2020 году данные расходы составили 53,6 млрд рублей, без учета их доля социального характера расходов составила 61,5%.

Таблица 7. Социальные расходы выросли на четверть

Таблица 7. Социальные расходы выросли на четверть

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Федерального казначейства

В 2020 году произошли некоторые изменения в структуре расходов. В связи с тем что значительно выросли расходы на здравоохранение (в 1,7 раза по сравнению с 2019 годом), в результате реализации мер по борьбе с коронавирусной инфекцией, ее последствиями и профилактикой доля расходов на здравоохранение в структуре расходов увеличилась на 4,5 п. п., доли расходов на ЖКХ и образование снизились на 1,8 п. п. и 1,6 п. п. соответственно.

Долговая нагрузка росла и будет расти дальше

  • В нашем прогнозе мы ожидали, что уровень долговой нагрузки по итогам года будет на уровне около 27 % ННД. В результате сформировавшийся дисбаланс региональных бюджетов привел к рекордному росту государственного долга, превысив пиковые значения по итогам 2016 года на 6,1 %, а итоги 2019-го на 18,1 % и составил 2,5 трлн рублей. Вдобавок в результате снижения налоговых и неналоговых доходов относительная долговая нагрузка выросла до 27,3 % ННД.
  • На фоне шоковых событий 2020 года произошел рост долга в 47 регионах.

Лидерами роста стали г. Санкт-Петербург, Пермский и Камчатский края, Иркутская и Кемеровская области. Сахалинская область, у которой объем долга с 2014 года отсутствовал, в 2020-м вынуждена была привлечь заимствования. У 12 регионов изменений в уровне долга не последовало. И только г. Севастополю удалось сохранить свои позиции как субъекта, не имеющего долга.

  • Несмотря на негативные последствия коронакризиса, 25 субъектов РФ не только не прибегали к дополнительным заимствованиям, но и сократили объем долга в течение 2020 года.

Более чем на 10 % сократили долг Воронежская, Ивановская и Брянская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Чувашская Республика.

Таблица 8. Более половины регионов нарастили долги

Таблица 8. Более половины регионов нарастили долги

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Минфина России

  • В течение 2020 года изменения коснулись и структуры долга.

На фоне низкой ключевой ставки и ограничения уровня процентной ставки коммерческих кредитов для регионов (кредиты предоставляются по ставке, не превышающей «ключевая +1 %») банки начали сокращать сроки кредитования регионов до 1-2 лет. Такие условия повышают риски рефинансирования на краткосрочном горизонте. Это в т. ч. привело к увеличению активности эмитентов на облигационном рынке. Объем совокупных размещений за отчетный год составил более 200 млрд рублей. В 2020 году появились новые игроки на облигационном рынке среди регионов, например, Челябинская область. Также вновь вернулись на рынок после длительной паузы эмитенты, за плечами которых уже был когда-то опыт размещения облигаций, – Башкирия, Удмуртия, Ставропольский край, Омская область. Половина регионов имеет рыночный долг, наибольшая доля обязательств приходится, как правило, на более устойчивые в финансовом отношении регионы, в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе уже 3 года долг состоит только из рыночного.

  • Долг по облигационным займам вырос на 30,8 % по сравнению с 2019 годом, его доля в совокупных обязательствах увеличилась на 3,0 п. п., до 30,8 %.

Переток активности из банковского кредитования в сторону облигационного позволил эмитентам зафиксировать низкие ставки через облигации с длинными сроками погашения, что окажет поддержку кредитной устойчивости регионов. А краткосрочное финансирование через банковские кредиты будет давить на ликвидность бюджетов. Помимо этого, после недавнего увеличения ЦБ РФ ключевой ставки в скором времени банковское финансирование для регионов станет дороже.

  • Также приятным предновогодним подарком для регионов стала возможность привлечь более дешевые бюджетные кредиты на полугодовой срок в общем объеме 224 млрд рублей.

Их рост составил 24,5 % к уровню 2019 года, доля увеличилась на 2,2 п. п. и достигла 44,2 %, что выше, чем в 2017-м, в т. ч. и в абсолютном выражении. 2017-й был последним годом, когда регионы получали бюджетные кредиты. С 2018-го в целях снижения долговой нагрузки бюджетов субъектов РФ действует программа реструктуризации задолженности регионов по бюджетным кредитам, бюджетные кредиты с этого же года перестали выдаваться. Также в рамках антикризисных мер регионы были полностью освобождены от погашения бюджетного долга в 2020 году. Эти меры помогли избежать регионам роста коммерческого долга, который обычно происходит под занавес года. Исключительно из бюджетных кредитов на 01.01.2021 состоит долг у 6 регионов: Воронежской, Астраханской и Владимирской областей, Республики Дагестан, Республики Крым и Республики Ингушетия.

Восстановления региональной экономики в 2021 году ожидать не стоит

  • После потрясений 2020 года в текущем году экономика начнет восстанавливаться, но ожидать роста к уровню 2019-го в сопоставимых условиях не придется.

На выздоровление сфер розничной торговли и услуг потребуется время, так как еще не все введенные ограничения сняты. Начнет наращивать объемы сырьевой сектор в результате возвращения цен на уровень годичной давности. Ослабление ограничений сделки ОПЕК+ также поддержит нефтяную промышленность.

  • На региональные бюджеты в 2021 году будет оказывать влияние экономическая рецессия. Налоговые и неналоговые доходы регионов покажут рост, но незначительный, в пределах 3,5 %.

Давление на региональные бюджеты также окажут выборные кампании различного уровня, в т. ч. выборы депутатов Государственной думы, глав 11 субъектов Федерации и депутатов законодательных органов государственной власти в 39 субъектах РФ, что не позволит регионам сократить расходы. В текущем году федеральный центр продолжит поддерживать регионы, но уже в меньшей степени, чем в 2020-м. В федеральном бюджете предусмотрено 100 млрд рублей на частичную компенсацию выпадающих доходов регионов, но межбюджетные трансферты в соответствии с федеральным законом о бюджете будут ниже уровня 2020 года. Мы ожидаем, что совокупный объем межбюджетных трансфертов будет на 15 % ниже, чем в 2020 году. Дефицит регионов сохранится, но, вероятнее всего, сократится. По оценке агентства, агрегированный дефицит составит в районе 400 млрд рублей.

  • Регионы не смогут снизить государственный долг в 2021 году, занимать придется даже тем субъектам РФ, которые уже давно не прибегали к заимствованиям.

Рынок региональных и муниципальных облигаций будет и дальше расти. Можно ожидать продолжающегося активного выхода на рынок традиционных заемщиков. Этому будут способствовать необходимость погашений и амортизации облигаций, выпущенных в предыдущие годы, а также вероятное увеличение потребностей в финансировании для обслуживания дефицита бюджетов и рефинансирования коротких банковских кредитов и рефинансирования полугодовых бюджетных кредитов. Не исключено, что мы увидим и новых игроков. Вернуться на облигационный рынок и занять серьезную долю на рынке региональных размещений в этом году планирует г. Москва. Программа заимствований Москвы на 2021 год предусматривает возможность размещения на беспрецедентную для российских регионов сумму – до 396 млрд рублей, но по факту может быть и ниже, поскольку будет зависеть от результатов исполнения бюджета и от потребностей города в деньгах. Мы ожидаем, что объем облигационных размещений в 2021-м будет более чем в 2 раза выше показателей предыдущего года. По оценке агентства, совокупный долг в 2021 году увеличится на 200–300 млрд рублей, долговая нагрузка прирастет примерно на 2,0 п. п. к уровню 2020-го и достигнет 29 % ННД.

  • Финансирование дефицитов бюджетов и нацпроектов потребует значительного объема заимствований.

Краткосрочность банковского кредитования наряду с его удорожанием будут оказывать дополнительное давление на кредитоспособность региональных бюджетов. Тем не менее возможности привлечения денег на публичном рынке расширяются, в т. ч. для субъектов Федерации. На рынке сейчас стала активно развиваться ESG-повестка: стали активно внедряться инструменты устойчивого развития, такие как зеленые и социальные облигации. Регионы могут стать бенефициарами ESG-сделок и немного улучшить условия займов. Так как по своей сути большая часть региональных расходов носит социальный характер, то, соответственно, их финансирование можно обеспечить за счет социальных облигаций. Размещение таких бумаг позволит профинансировать как решение проблем, вызванных пандемией, в частности, в сфере здравоохранения и на рынке труда, так и не утратившую актуальности необходимость реализации нацпроектов. Такое структурирование может способствовать привлечению специфических инвесторов и на несколько пунктов снизить ставку. В текущих условиях ESG-сделки будут в первую очередь интересны крупным банкам, где менеджменту уже поставлены KPI, связанные с выдачей зеленых и социальных кредитов. Первым субъектом РФ, который выйдет на рынок с зелеными бондами, будет г. Москва.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 года

По итогам девяти месяцев 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 5,5% относительно ан... 29.11.2024
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 года

Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

В соответствии с расчетами агентства по итогам 2023 года медианное число, характеризующее оценку инв... 07.10.2024
Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

«Народные» облигации регионов в настоящее время играют эпизодическую и, возможно, недооцененную роль... 04.10.2024
«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

По итогам 1-го полугодия 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 6,5% относительно ана... 15.08.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Для экономического здоровья российских регионов 2023 год стал этапом стремительного восстановления:... 10.07.2024
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Вся аналитика