Региональные финансы, 01.06.2021

Экономическое здоровье российских регионов: ковидные осложнения
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Татьяна Тирских
Гульназ Галиева
Павел Митрофанов

Резюме

Коронакризис 2020 года, обвал цен на нефть и снижение объемов добычи в результате соглашения ОПЕК+ негативно отразились на экономическом здоровье регионов. Позитивный эффект 2019 года и сформировавшийся за последние два года положительный тренд по динамике показателей сошли на нет. Своевременные антикризисные меры, принятые как на федеральном, так и на региональных уровнях позволили регионам пройти кризисный год без катастрофических потерь: всего 6 регионов перешли в более низкую категорию экономического здоровья.

В 2021 году экономическое здоровье регионов начнет укрепляться несмотря на то, что коронавирус еще не побежден. Ситуация с ним уже становится более управляемой. Среднегодовой уровень безработицы снизится до 5,2%. Федеральный центр продолжит поддерживать регионы, уровень поддержки составит не менее 85-90% от уровня пандемийного года. Кроме того, рост цен на нефть, ослабление ограничений нефтедобычи в рамках сделки ОПЕК+ и реализация национальных проектов, которая не была свернута на фоне потрясений, окажут положительное влияние на доходы регионов (рост налоговых и неналоговых доходов составит, по оценке агентства, 4-5%), что позитивно отразится на здоровье регионов в текущем году.

Интегральная оценка: бессимптомно переболеть не удалось

Дифференциация среди регионов увеличилась. Отрицательную динамику по ключевым показателям оценки продемонстрировали практически все регионы.

Проведенная интегральная оценка текущего уровня экономического здоровья показала, что дифференциация уровня экономического здоровья регионов усилилась, но незначительно. К категориям экономического здоровья от «ниже среднего» до «низкого» присоединились пять регионов, к средней – один. Пропасть между значениями ключевых метрик (благосостояние население, состояние бизнеса и консолидированного бюджета) регионов с высоким и низким текущими уровнями развития сохраняется. У 7 регионов текущий уровень развития оценивается как высокий, у 9 регионов – как умеренно высокий, у 17 – выше среднего, у 12 – как средний. Текущий уровень развития 28, 10 и 2 регионов оценивается как ниже среднего, умеренно низкий и низкий соответственно.

Отрицательная динамика показателей сложилась практически во всех регионах, за исключением семи субъектов (Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Камчатский край, Ленинградская, Магаданская и Псковская области, Республика Калмыкия), в Хабаровском крае динамика нулевая. Несмотря на негативные факторы 2020 года, первая десятка регионов-лидеров осталась почти такой же, как годом ранее, только два региона – Республика Татарстан и Ленинградская область – уступили свои лидирующие позиции Ненецкому автономному округу и Республике Саха (Якутия). В то же время среди десятки регионов-аутсайдеров появились новички – Кировская и Ивановская области, Алтайский край, Республика Северная Осетия, сменившие Забайкальский край, Республики Калмыкия и Бурятия, Кабардино-Балкарскую Республику.

Таблица 1. Экономическое здоровье российских регионов: интегральный рэнкинг регионов по оценке текущего уровня и динамики изменений

Таблица 1. Экономическое здоровье российских регионов: интегральный рэнкинг регионов по оценке текущего уровня и динамики изменений

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, Минфина России, Федерального казначейства, Банка России

Как и в прошлые годы, независимо от влияния кризисных явлений, наиболее экономически стабильными и здоровыми остаются регионы с сырьевой рентой и с очень высоким уровнем ресурсной базы. Доля добывающей отрасли в структуре ВРП у данных регионов составляет 50 и более процентов. Также к экономически здоровым относятся города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также Московская область, входящая в тройку лидеров по объему ВРП. Все эти регионы привлекательны не только для инвесторов, но и для трудовых ресурсов. Они отличаются от других регионов высоким уровнем жизни населения, занимают лидирующие позиции по уровню заработной платы, их бюджеты самодостаточны.

Отстающие регионы отличаются от лидеров слабо развитой экономикой, низкой эффективностью бизнеса, зависимостью от федерального бюджета, низким уровнем благосостояния населения. Среди топ-10 регионов-аутсайдеров четыре региона, доля дотаций которых превышает 40% от собственных доходов консолидированного бюджета региона (Республики Алтай, Ингушетия, Тыва и Чеченская Республика). Развитие этих регионов во многом зависит от принимаемых на федеральном уровне мер поддержки.

Господдержка окажет сильное влияние на здоровье регионов и в 2021 г. Основной положительный фактор – реализация нацпроектов.

Помощь со стороны органов власти населению, бизнесу и бюджетам регионов была не равнозначной в пандемийный год. Меньше всего помощи получило население, кроме того, не все слои были охвачены (выплаты социальных пособий на детей в возрасте до 16 лет; увеличение вдвое размера пособия по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет; увеличение максимального размера пособия по безработице с 8000 рублей до 12 130 рублей; бесплатное переобучение граждан, потерявших работу и другие меры). За прошедший год наблюдается падение денежных доходов населения на 3%. Безработица выросла с 4,6% в 2019 году до 5,8% в 2020 году. От денежных доходов населения больше всего зависят розничная торговля и платные услуги. В связи с введенными ограничительными мероприятиями эти две сферы экономики пострадали сильнее других: оборот розничной торговли снизился на 4,1% к уровню 2019 года, объем платных услуг на 11,1%. Их восстановление ограничивается падением денежных доходов населения: оборот розничной торговли в январе-феврале 2021 года составил 99,3% к аналогичному периоду 2020 года, объем платных услуг – 94,0%. Бизнес, получивший чуть больше мер поддержки (двукратное снижение совокупного тарифа страховых взносов; реструктуризация кредитов; освобождение малого бизнеса от плановых проверок; рассрочка погашения долгов по исполнительным документам; льготные кредиты и другие меры), в целом смог адаптироваться к текущим условиям, а в некоторых случаях переориентироваться и в декабре приблизиться к докризисным показателям начала 2020 года по инвестиционной активности. Бюджеты регионов, получившие большую финансовую поддержку из федерального бюджета, завершили год лучше, чем ожидалось. Наименее пострадали бюджеты слаборазвитых регионов, которые и ранее получали из федерального центра существенные денежные вливания.

Принимаемые на федеральном уровне меры по поддержке экономики субъектов РФ в период ее восстановления окажут положительное влияние на экономическое здоровье регионов. В первую очередь положительно на их социально-экономическом развитии отразится реализация национальных проектов, которая не была остановлена в кризисный 2020 год. Во вторую – размещение Федеральным казначейством временно свободных средств единого казначейского счета (далее – ЕКС). Благодаря внедрению с 1 января текущего года системы казначейских платежей и аккумулированию ликвидности бюджетной системы Российской Федерации на едином казначейском счете, у регионов появились дополнительные источники доходов. Учитывая, что за первый квартал текущего года регионы получили дополнительно 1,4 млрд рублей от размещения средств ЕКС (данные Минфина России по данным Федерального казначейства), то в течение 2021 года дополнительные доходы от размещений составят по расчетам агентства 6-8 млрд рублей. Кроме того, в среднесрочной и долгосрочной перспективе ожидается ускорение развития экономики регионов Дальнего Востока. Реализация Национальной программы развития Дальнего Востока, утвержденная в сентябре 2020 года, положительно скажется на улучшении демографической ситуации, снижении миграционного оттока, повышении качества жизни.

Экономическое здоровье населения

Показатели оценки здоровья населения просели больше всего в результате сокращения численности населения, роста безработицы и падения денежных доходов.

Шоковые события ушедшего года отрицательно повлияли на экономическое здоровье населения. Одним из негативных итогов прошедшего года стало рекордное сокращение численности населения страны - почти на 600 тыс. человек или на 0,4%. Основное влияние на демографические процессы оказала пандемия коронавируса, которая привела к приросту смертности (естественная убыль населения увеличилась более чем в 2 раза, по официальным данным от ковида умерло более 160 тыс. человек) и существенному ослаблению миграционных потоков из-за введенных ограничений.

В динамике показатели экономического здоровья населения характеризуются отрицательно. Только пять регионов продемонстрировали рост экономического здоровья населения (Республики Калмыкия и Ингушетия, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ленинградская область), в Республиках Адыгея и Алтай динамика нулевая. Позитив наблюдался там, где реальные доходы росли.

Регионы с высоким текущим уровнем экономического здоровья населения характеризуются повышенной покупательной способностью среднедушевых доходов населения, которые позволяют приобрести от 2,4 и выше фиксированных наборов потребительских товаров и услуг по ценам, характерным для конкретного региона. В таких регионах оборот розничной торговли на душу населения превышает 225 тыс. рублей, уровень просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, достаточно низкий (за исключением жителей г. Москвы и Московской области, у которых уровень просроченной задолженности по кредитам превышает уровень других регионов из топ-10). Также на низком уровне по сравнению с другими регионами находятся среднегодовой уровень безработицы (за исключением Ненецкого автономного округа и Мурманской области, у которых уровень безработицы выше уровня других регионов из топ-10, а также выше среднероссийского) и индекс потребительских цен.

Регионы-лидеры по экономическому здоровью населения – это столичные и условно столичные регионы с высоко диверсифицированной экономикой и высокой численностью населения, с развитым сырьевым сектором, обеспечивающим повышенный уровень доходов населения.

Регионы с низким текущим уровнем экономического здоровья населения характеризуются низкой покупательной способностью среднедушевых доходов населения и низкими показателями розничной торговли. Например, в Республиках Тыва и Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике среднедушевые доходы превышают стоимость фиксированного набора товаров и услуг по ценам, характерным для указанного региона, всего на 20-24%. Оборот розничной торговли на душу населения в таких регионах, как Республики Ингушетия, Тыва, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика сложился менее чем 100 тыс. рублей. Также для некоторых отстающих регионов характерны высокие уровни индекса потребительских цен и безработицы. Так, наибольший уровень безработицы в среднем за 2020 год зафиксирован в Ингушетии – 29,8 %, Чеченской Республике – 18,5%, Тыве – 18,0%.

Таблица 2. Рэнкинг регионов по уровню экономического здоровья населения

Таблица 2. Рэнкинг регионов по уровню экономического здоровья населения

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, Федерального казначейства

Экономическое здоровье регионального бизнеса

Наибольший удар принял на себя малый и средний бизнес, сильнее других пострадали розничная торговля и платные услуги. Тем не менее, бизнес полностью не свернул свои инвестиционные проекты и в некоторых случаях уже к концу года приблизился к докризисным показателям.

Экономическое здоровье регионального бизнеса оказалось более устойчивым, чем экономическое здоровье населения. Проведенный анализ показал, что у 27 регионов сложилась положительная динамика. При этом у 4 регионов все 4 рассматриваемых показателя продемонстрировали позитивную динамику. Но есть и такие регионы у которых все показатели показали снижение, таких субъектов 6. Благодаря своевременным антикризисным мерам поддержки строительной отрасли (льготная ипотека, субсидирование кредитов застройщикам) положительная динамика по вводам жилья сложилась в половине регионов (43 региона показали рост к уровню 2019 года, у пяти регионов на уровне 2019 года). Несмотря на то, что кризисные явления отразились на реализации инвестиционных проектов, в ряде регионов они не сворачивались, инвесторы не пересматривали свои планы и не отодвигали сроки реализации на более поздние периоды. В результате в 34 регионах объем инвестиций продемонстрировал рост, в одном регионе показатели остались на уровне 2019 года. Налог на прибыль организаций на душу населения просел относительно 2019 года в 37 регионах, налоги на совокупный доход сократились в 61 регионе, т.к. наибольшие потери понес малый и средний бизнес, представлявший большую часть сектора услуг, а он пострадал намного сильнее остальных секторов экономики.

При оценке текущего уровня экономического здоровья регионального бизнеса лидирующие позиции, как и ранее занимают регионы, у которых была высокая интенсивность инвестиционных процессов, достаточно высокая эффективность компаний и относительно развитый малый бизнес. У большинства ведущих регионов также отмечен высокий уровень вводов жилья, что свидетельствует о фактическом наличии платежеспособного спроса (в том числе с привлечением жителей соседних регионов), соответствующей инфраструктуры – строительной, энергетической, финансовой. Стоит отметить, что у ряда ведущих регионов небольшая численность населения (например, в Ненецком автономном округе численность население чуть больше 44 тыс. человек), поэтому получаются достаточно высокие удельные показатели инвестиций, вводов жилья, поступлений по налогу на прибыль и налогов от малого бизнеса.

Отстающие по оценке текущего уровня экономического здоровья бизнеса регионы характеризуются низкой интенсивностью инвестиционных процессов и эффективностью регионального бизнеса, что приводит к небольшим удельным поступлениям по налогу на прибыль организаций и налогам на совокупный доход. В то же время вводы жилья, хотя и находятся на невысоком уровне, по некоторым субъектам близки к уровням регионов, в которых состояние экономического здоровья оценивается как высокое. В таком экономически развитом регионе, как Ненецкий автономный округ, вводы жилья на душу населения сопоставимы с вводами жилья в Республиках Алтай и Северная Осетия, Кировской области. Это говорит о том, что хоть вводы жилья и выросли в половине регионов (в Ненецком автономном округе - более чем в 3 раза, ввод жилья на душу составил 0,44 кв. м), вводимые объемы не позволяют отстающим регионам и ряду регионов-лидеров достичь среднероссийских показателей по обеспеченности населения жильем (по итогам 2020 года в среднем по России введено 0,72 кв. м на душу населения). И тем более вводы жилья далеки от норматива «майского указа» (при вводе 120 млн кв. м в год до 2030 года - 0,82 кв. м на душу населения). То же касается и налогов на совокупный доход на душу населения. Ряд регионов-аутсайдеров (Кировская и Ивановская области) имеют значения по данному показателю даже выше таких регионов-лидеров, как Ненецкий автономный округ, Тюменская и Ленинградская области, Красноярский край.

Если рассматривать показатели, формирующие экономическое здоровье регионального бизнеса по отдельности, то наименьшие вводы жилья на душу населения сложились в регионах Крайнего Севера (Магаданская и Мурманская области, Чукотский автономный округ), что связано с оттоком населения. Наибольшие объемы сложились в Ленинградской и Калининградской областях. Максимальный объем инвестиций на душу населения был отмечен в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах (2 млн рублей на человека), минимальный - в Республике Ингушетия, Костромской области, Карачаево-Черкесской Республике (40-42 тыс. рублей на человека). Лидерами по поступлению налога на прибыль организаций на душу населения стали Чукотский автономный округ и Сахалинская область, по налогам на совокупный доход – Сахалинская область и г. Москва. Наиболее отстающими по этим налогам стали республики Северного Кавказа и Республика Тыва.

Таблица 3. Рэнкинг регионов по уровню здоровья бизнеса

Таблица 3. Рэнкинг регионов по уровню здоровья бизнеса

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, Банка России

Экономическое здоровье консолидированного бюджета регионов

Пандемийный год привел к просадке собственных доходов регионов и небывалому росту социальных расходов. Сильная федеральная поддержка помогла остаться на плаву региональным бюджетам и не уйти в пике по наращиванию долговой нагрузки.

Благодаря федеральной финансовой поддержке регионов – увеличению в 1,5 раза трансфертов, выдаче полугодовых бюджетных кредитов в конце 2020 года на 224 млрд рублей, освобождению регионов от уплаты бюджетных кредитов в 2020 году и т. д. – экономическое здоровье консолидированных бюджетов регионов пострадало гораздо меньше экономического здоровья населения и регионального бизнеса. Регионы улучшили диверсификацию кредитного портфеля. Более активно, чем в предыдущие годы, стали выходить на облигационный рынок на фоне низкой ключевой ставки и сокращения сроков кредитования регионов банками до 1-2 лет (кредиты предоставляются по ставке, не превышающей «ключевая +1%»). Объем совокупных размещений за отчетный год составил более 200 млрд рублей.

Положительная динамика к уровню 2019 года сложилась в 38 регионах, в трех она осталась на уровне 2019 года. Рост расходов консолидированных бюджетов вынудил регионы занимать. Совокупный долг консолидированного бюджета субъектов вырос почти на 400 млрд рублей. При этом следует отметить, что расходы на обслуживание долга консолидированного бюджета регионов имели более стабильные данные к уровню 2019 года. Только в 3 регионах произошло увеличение (Удмуртской Республике, Томской и Архангельской областях), в 7 – снижение, в остальных сохранилось на уровне 2019. Также стоит подчеркнуть, что сложившиеся снижения и увеличения были незначительны и удержались в пределах 1%. Отрицательная динамика по налоговым и неналоговым доходам (далее – ННД) консолидированного бюджета регионов на душу населения сложилась в 35 регионах. Наибольшее снижение выявилось в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах (на 74 и 113 тыс. рублей к уровню 2019 года соответственно).

В 2021 году на бюджеты регионов будет оказывать влияние неустойчивое развитие экономики. Поступления по налоговым и неналоговым доходам будут восстанавливаться. В период восстановления экономики федерация продолжит поддерживать регионы, но существенного снижения расходов не последует. Реализация национальных проектов, мер по борьбе с коронавирусом, электоральный год окажут давление на бюджеты регионов. На фоне этого им придется вновь занимать.

Среди лидеров по текущему уровню экономического здоровья консолидированного бюджета в основном регионы с развитым энергосырьевым сектором, который формирует существенную часть налоговых и неналоговых доходов бюджета. Регионы-лидеры характеризуются низкой долговой нагрузкой (от 0,2% в Тюменской области до 36% в Липецкой области). Эти регионы практически не отвлекают свои налоговые и неналоговые доходы на обслуживание долга. В 7 регионах расходы на обслуживание долга к ННД сложились на уровне ниже 0,5%, в Липецкой области – 1,1%, в Красноярском крае и Республике Саха (Якутия) по 2,1%. Кроме того, данные регионы характеризуются высоким уровнем ННД консолидированного бюджета на душу населения, скорректированных на стоимость фиксированного набора. При этом, стоит отметить, что наибольший уровень сложился в регионах, не попавших в топ-10 (Ямало-Ненецкий автономный округ 322,3 тыс. рублей, Чукотский автономный округ – 297,8 тыс. рублей, Ненецкий автономный округ – 286,3 тыс. рублей). Среди лидеров наибольший уровень у Сахалинской области – 284,7 тыс. рублей, наименьший у Липецкой области – 63,8 тыс. рублей.

Среди отстающих по текущему уровню экономического здоровья консолидированного бюджета в основном регионы с относительно высоким уровнем долговой нагрузки и высокими расходами на обслуживание долга (за исключением Алтайского края, Республик Алтай и Ингушетия, у которых уровень долговой нагрузки ниже уровня других регионов из топ-10 регионов из нижней части рэнкинга, 2%, 26%, 38% соответственно). Также отстающие регионы характеризуются низким уровнем ННД консолидированного бюджета на душу населения, скорректированных на стоимость фиксированного набора. Наименьший среди отстающих регионов сложился в Республике Ингушетия – 12,5 тыс. рублей, наибольший в Еврейской автономной области – 45,0 тыс. рублей. Примечательно, что почти у всех регионов-аутсайдеров (кроме Республики Бурятия и Кировской области) наблюдается положительная динамика по индексу экономического здоровья консолидированного бюджета региона. Все эти регионы снизили долговую нагрузку, сократили расходы на обслуживание долга, увеличили ННД консолидированного бюджета на душу населения. Во всех регионах (кроме Кировской области) наблюдается рост ННД к уровню 2019 года. Наибольший рост сложился в Республике Алтай (+21,4%), наименьший - в Республике Бурятия (+0,1%). Значительный рост ННД в Республике Алтай связан с увеличением более чем в 2 раза поступлений акцизов по подакцизной продукции (нефтепродукты, этиловый спирт из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащая продукция), зачисляемых в бюджет республики после перераспределения на федеральном уровне, на 1,2 млрд рублей, что обусловлено установлением для субъектов РФ законом о федеральном бюджете нормативов распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и доходов от уплаты акцизов на спирт этиловый из пищевого и непищевого сырья, на спиртосодержащую продукцию. Кроме того, стоит отметить, что данные регионы сильно зависимы от трансфертов. Доля ННД в доходах этих субъектов не превышает 50%, а в Республике Ингушетия не дотягивает и до 15%. Таким образом, сильнее всего пострадали развитые регионы, живущие на свои доходы, а регионы, зависящие от трансфертов из федерального бюджета, даже улучшили финансовые показатели.

Таблица 4. Рэнкинг регионов по уровню здоровья консолидированных бюджетов

Таблица 4. Рэнкинг регионов по уровню здоровья консолидированных бюджетов

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, Минфина России, Федерального казначейства

Карты

Карта 1. Дифференциация текущего уровня развития российских регионов

Карта 1. Дифференциация текущего уровня развития российских регионов

Карта 2. Дифференциация региональной динамики

Карта 2. Дифференциация региональной динамики

Индекс экономического здоровья регионов: краткая методология

Индекс экономического здоровья регионов используется для оценки текущего уровня развития российских регионов (карта состояний) и для оценки изменений в региональной экономике (карта динамики). Карта состояний позволяет увидеть дифференциацию регионов по текущему уровню развития. Карта динамики позволяет увидеть дифференциацию регионов по темпам изменений: в каких регионах наблюдается позитивная динамика, а в каких идет ухудшение показателей.

Целесообразность разработки данного индекса обусловлена, во-первых, существованием значительного лага (почти полтора года), с которым публикуются данные по ВРП (валовому региональному продукту) российских регионов. Причем показатели ВРП не в полной мере отражают ситуацию в регионе: существенная часть ВРП может перераспределяться в пользу федерального центра, поэтому высокие показатели ВРП в том или ином регионе не в полной мере отражаются на экономическом здоровье населения, бизнеса и бюджета. Во-вторых, различные ведомства публикуют достаточно большие массивы данных по многим аспектам функционирования региональных экономик, причем достаточно оперативно, с небольшими временными лагами. Использование, по крайней мере, части этих массивов данных в виде интегральных показателей позволяет, на наш взгляд, более полно отслеживать как текущее состояние экономического здоровья региона, так и направление его изменения.

В качестве источников информации выступают данные Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федерального казначейства, Росстата. При расчете используемых показателей применялись данные за 2017-2020 гг.

Показатели для оценки текущего уровня развития региона:

Экономическое здоровье населения региона:
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов
Оборот розничной торговли на душу населения
Индекс потребительских цен
Уровень безработицы
Просроченная задолженность по кредитам физлицам
Экономическое здоровье регионального бизнеса
Инвестиции в основной капитал на душу населения
Вводы жилья на душу населения
Поступления по налогу на прибыль в КБ региона на душу населения
Поступления по налогам на совокупный доход (налоги на МСБ) в КБ региона на душу населения
Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона
Прямой долг КБ региона к ННД КБ региона
Расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
ННД консолидированного бюджета на душу населения (скорректированные на стоимость фиксированного набора)

Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики:

Изменение экономического здоровья населения региона
Динамика реальных денежных доходов населения
Динамика розничной торговли в сопоставимых ценах
Динамика объема платных услуг населению
Динамика уровня просрочки по кредитам населению
Изменение экономического здоровья регионального бизнеса
Динамика ввода жилья
Прирост платежей по налогу на прибыль в КБ региона
Прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона
Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах
Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона
Динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона
Динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
Динамика ННД КБ на душу населения

Примечание:

КБ – консолидированный бюджет; ННД – налоговые и неналоговые доходы; прямой долг - сумма долга региона по государственным облигациям, банковским и бюджетным кредитам, иным долгам, долга муниципалитетов в виде облигаций, банковских кредитов и иных долгов. Не учитывались выданные гарантии и долг муниципалитетов по бюджетным кредитам.

С помощью линейных функций и заданных бенчмарков значения перечисленных показателей преобразовывались в оценке. На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения в котором определялись экспертным образом, в том числе, в зависимости от значимости показателя) получались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического здоровья региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.

Приложение 1

Экономическое здоровье российских регионов: интегральный рэнкинг регионов по оценке текущего уровня и динамики изменений

Экономическое здоровье российских регионов: интегральный рэнкинг регионов по оценке текущего уровня и динамики изменений

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, Минфина России, Федерального казначейства, Банка России

Приложение 2

Рейтинги кредитоспособности региональных и муниципальных органов власти РФ по состоянию на 14.04.2021

Название Рейтинг Прогноз
Волгоградская область ruA- Стабильный
Воронежская область ruAA Стабильный
Иркутская область ruAA+ Негативный
Калининградская область ruA- Стабильный
Камчатский край ruA+ Стабильный
Кировская область ruBBB+ Стабильный
Краснодар ruA Стабильный
Краснодарский край ruAA- Стабильный
Красноярск ruA Стабильный
Ненецкий автономный округ ruA+ Стабильный
Нижегородская область ruA Стабильный
Новосибирск ruA- Стабильный
Омская область ruBBB+ Стабильный
Республика Адыгея ruBBB Стабильный
Республика Башкортостан ruAA+ Негативный
Республика Бурятия ruBBB+ Стабильный
Республика Карелия ruBBB- Стабильный
Республика Татарстан ruAAA Стабильный
Республика Саха (Якутия) ruAA- Негативный
Саратовская область ruA- Негативный
Свердловская область ruAA- Стабильный
Ставропольский край ruA Стабильный
Томская область ruBBB+ Негативный
Тульская область ruA+ Стабильный
Удмуртская Республика ruBBB- Негативный
Ульяновская область ruBBB+ Негативный
Чувашская Республика ruA Стабильный
Ямало-Ненецкий автономный округ ruAAA Стабильный
Ярославская область ruBBB+ Стабильный

Источник: «Эксперт РА»

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

В соответствии с расчетами агентства по итогам 2023 года медианное число, характеризующее оценку инв... 07.10.2024
Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

«Народные» облигации регионов в настоящее время играют эпизодическую и, возможно, недооцененную роль... 04.10.2024
«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

По итогам 1-го полугодия 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 6,5% относительно ана... 15.08.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Для экономического здоровья российских регионов 2023 год стал этапом стремительного восстановления:... 10.07.2024
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 года

По итогам 1 квартала 2024 года доходы региональных бюджетов показали рост почти на 2% относительно а... 28.05.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 года
Вся аналитика