Лизинг и факторинг, 10.11.2020

Лизинг разошелся по частникам
Поделиться
VK


Рынок сокращается из-за корпоративного сегмента

Рынок сокращается из-за корпоративного сегмента

В третьем квартале сегменту корпоративного лизинга так и не удалось восстановиться, что привело к падению всего рынка по итогам девяти месяцев на 5%. Однако розничный лизинг показывает быструю положительную динамику на фоне реализации отложенного спроса. Участники рынка ожидают сохранения тенденции, корпоративный лизинг продолжит стагнировать, а розничный — расти.

Лизинговые компании в третьем квартале начали восстанавливать объемы бизнеса после кризисного второго квартала. Стоимость переданных клиентам предметов лизинга без НДС за девять месяцев сократилась лишь на 5%, до 980 млрд руб., тогда как по полугодию падение составляло 22%. Об этом свидетельствует исследование «Эксперт РА» (с ним ознакомился “Ъ”). Суммарный лизинговый портфель, то есть объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам, даже увеличился на 6%, до 5,1 трлн руб.

Основную поддержку рынку оказал розничный сегмент, новый бизнес по которому вырос на 13%, до 708 млрд руб. Корпоративный сегмент упал на треть, до 272 млрд руб. К его снижению, в частности, привело сокращение на 92% объема сделок с недвижимостью, отмечают в «Эксперт РА». Кроме того, лизинг железнодорожной техники за три квартала снизился на четверть, авиационной — на 30%.

Две из трех крупнейших лизинговых компаний, во многом ориентированные на корпоративный сегмент, по итогам девяти месяцев сократили лизинговый портфель. Так, объем нового бизнеса «Сбербанк Лизинга» снизился на 40%, до 100,3 млрд руб., а «ВТБ Лизинга» — на 16%, до 79,1 млрд руб.

«Ситуация на рынке в связи с пандемией привела к приостановке реализации крупных инвестпроектов, серьезным проблемам в авиационной отрасли, что ожидаемо сказалось на объемах сделок с крупными корпоративными клиентами»,— объясняет гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров. «ВТБ Лизинг» не комментирует эти результаты, однако гендиректор компании Дмитрий Ивантер отметил, что ее прибыль по итогам девяти месяцев выросла на 16%. Лидер рынка, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), наоборот, в третьем квартале провела крупные сделки с водной и железнодорожной техникой. В результате, как отмечают в «Эксперт РА», около четверти общего прироста рынка за третий квартал было обеспечено ГТЛК, а новый бизнес компании по итогам девяти месяцев увеличился на 31%.

Здесь основным драйвером стал автолизинг, который за три квартала вырос на 9% по сравнению с прошлогодним показателем. Другим фактором было приобретение автомобилей в ожидании дальнейшего повышения цен в связи с изменением курса валют, указывает гендиректор «Совкомбанк Лизинга» Николай Севастьянов.

«Малый розничный бизнес достаточно быстро восстановился после просадки во втором квартале»,— говорит гендиректор «МСБ-Лизинга» Роман Трубачев. И здесь, как полагают участники рынка, можно ожидать дальнейшего развития. «Потребность бизнеса в обновлении автопарка никуда не делась. Те, кто планировал пополнить автопарк до пандемии, сделали это после снятия ограничений»,— добавляют в «Европлане».

«Здесь в ближайшие два года будет повышенный спрос в рамках развития судоходство по Севморпути, освоения шельфовых месторождений и Арктики в целом»,— отмечает он, ожидая общего восстановления корпоративного сегмента в 2023–2024 годах. В то же время гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов полагает, что процесс начнется уже во втором квартале 2021 года.

Источник: Коммерсантъ
Илья Усов

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика