Лизинг и факторинг, 07.11.2023

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Зоя Советкина
Руслан Коршунов
Александр Сараев

Автолизинг1 на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового рынка. В абсолютном выражении за период с 2017 по 2022 год объемы нового бизнеса автолизинга выросли в 3,7 раза, до 967 млрд рублей, а по итогам 2021-го его размер превысил 1 трлн рублей. Доля сегмента на рынке за 2017-й составляла около 35%, а по итогам 1-го полугодия 2023 года автолизинг занимал уже почти половину рынка лизинга, достигнув отметки в 49%. Согласно нашим данным, сделки с автомобилями совершают порядка 95% лизинговых компаний. В силу высокой значимости автолизинга для рынка мы провели анализ его основных сегментов – легковых и грузовых автомобилей, а также спрогнозировали их динамику до 2027 года.

Динамика сегментов легковых и грузовых автомобилей c 2017-го по 1-е полугодие 2023 года

Легковые автомобили

Сегмент легковых автомобилей является одним из крупнейших по объему нового бизнеса на рынке лизинга России и входит в топ-5. В период 2017–2021 годов наблюдался значительный рост сегмента в абсолютном выражении до отметки в 461 млрд рублей по итогам 2021-го (+183% к 2017-му). Однако начиная с 2022-го под влиянием геополитического кризиса динамика лизинга легковых автомобилей показала снижение, и к концу прошлого года объем нового бизнеса сегмента достиг отметки в 339 млрд рублей с долей на рынке лизинга 17,1%. По итогам 1-го полугодия 2023 года доля лизинга легковых автомобилей на рынке опустилась до 15,4%, составив 229 млрд рублей в денежном выражении.

Крупнейшими игроками сегмента легковых автомобилей являются как специализирующиеся только на автолизинге, так и универсальные компании. Уровень концентрации на лидерах по сравнению с подавляющим большинством других крупных секторов рынка лизинга остается умеренно высоким: около 63% приходится на топ-5 на конец 1-го полугодия 2023-го, при этом пятью годами ранее аналогичный показатель составлял приблизительно 58%. Топ-3 крупнейших игрока остались прежними, однако в последние годы наблюдается усиление позиций ГК «Газпромбанк Лизинг» (доля на рынке выросла с 2% по итогам 2019-го до 29% по итогам 1-го полугодия 2023-го).

Таблица 1. Топ-15 ЛК по объему нового бизнеса в легковых автомобилях по итогам 1-го полугодия 2023 года

Место Наименование ЛК НБ за 6 мес. 2023 г., млн руб.
1 Газпромбанк Лизинг (ГК) 67 302
2 ЛК «Европлан» 25 778
3 РЕСО-Лизинг 18 623
4 Альфа-Лизинг (ГК) 16 831
5 Мэйджор Лизинг 16 489
6 Сбербанк Лизинг (ГК) 14 360
7 ВТБ Лизинг 12 834
8 ЛК Эволюция 12 250
9 Балтийский лизинг (ГК) 11 921
10 Интерлизинг 3 889
11 Совкомбанк Лизинг 3 462
12 КОНТРОЛ лизинг 2 941
13 Ураллизинг (ГК) 2 061
14 Восток-Лизинг 1 883
15 СТОУН-XXI (ГК) 1 173

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных анкетирования ЛК

Грузовые автомобили

Сегмент лизинга грузовых автомобилей является крупнейшим на рынке лизинга России с 2019 года. По итогам 1-го полугодия 2023 года объем нового бизнеса с грузовиками занимал 31% от всего рынка лизинга, составив 466 млрд рублей в денежном выражении. Рыночная доля сегмента с 2018-го стабильно показывала рост, а в абсолютном выражении объем нового бизнеса с грузовыми автомобилями за 2017–2022 годы увеличился на 163%.

Крупнейшими игроками сегмента, как и в лизинге легковых автомобилей, являются специализированные автолизинговые и универсальные компании. Уровень концентрации на лидерах в сегменте грузовых автомобилей значительно увеличился за последние полтора года. Так, по итогам 1-го полугодия 2023 года на топ-5 крупнейших игроков приходится 64% (что соотносимо с сегментом легковых автомобилей), в то время как за 2021-й данный показатель составлял 47%. За последнюю пятилетку стоит отметить смену топ-3, в т. ч. по причине ухода из автосегмента компании «ВЭБ-лизинг» и значительного усиления позиций ГК «Газпромбанк Лизинг» и ГК «Сбербанк Лизинг».

Таблица 2. Топ-15 ЛК по объему нового бизнеса в грузовых автомобилях по итогам 1полугодия 2023 года

Место Наименование ЛК НБ за 6 мес. 2023 г., млн руб.
1 Газпромбанк Лизинг (ГК) 118 542
2 Сбербанк Лизинг (ГК) 54 137
3 Альфа-Лизинг (ГК) 52 009
4 ЛК «Европлан» 39 661
5 ВТБ Лизинг 35 006
6 Балтийский лизинг (ГК) 26 757
7 РЕСО-Лизинг 17 292
8 Совкомбанк Лизинг 15 331
9 КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК) 8 913
10 Восток-Лизинг 7 117
11 ЛК Эволюция 6 953
12 Интерлизинг 6 742
13 Универсальная лизинговая компания 6 741
14 КОНТРОЛ лизинг 5 966
15 Элемент Лизинг 5 234

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных анкетирования ЛК

Ключевые тенденции в лизинге легковых и грузовых автомобилей с 2017 года

Мы выделяем следующие тенденции, оказавшие влияние на историческую динамику лизинга как легковых, так и грузовых автомобилей:

  • Высокий уровень износа: средний возраст легкового автомобиля на 01.01.23 составил 14,7 года против 13,1 года на 01.01.182. Средний возраст грузового автомобиля увеличился с 18,9 года в 2015-м до 21,6 года на середину 2021-го, а доля автомобилей данного класса старше 10 лет достигла 69% на начало 2023-го.3
  • Рост пенетрации лизинга: по данным агентства «Эксперт РА» на основе анкетирования лизинговых компаний, доля лизинга в продажах новых легковых автомобилей показала значительный рост. Так, по итогам 1-го полугодия 2023 года проникновение лизинга в продажи легковых и легковых коммерческих автомобилей составило около 20%, в то время как аналогичный показатель в 2017-м насчитывал порядка 9%. Доля лизинга в продажах грузовых автомобилей за период 2016–2022 годов также показывает значительный рост. Согласно нашим данным, по итогам 1-го полугодия 2023 года проникновение лизинга в продажи грузовых автомобилей составило порядка 85%, в то время по итогам 2016-го аналогичный показатель едва превышал 50%.
  • Дефицит автомобилей: дефицит на рынке легковых автомобилей начался еще в 2020-м на фоне нехватки чипов, при этом уход крупных европейских брендов и кардинальные изменения в логистических цепочках в 2022 году в результате санкционных ограничений только усилили нехватку импортных автомобилей и комплектующих. По итогам 2021-го объемы продаж новых легковых авто показали слабый рост около 3%, в то время как по итогам 2022-го падение составило 59% к прошлому году4. Объемы продаж грузовых автомобилей по итогам 2021-го показали рост около 38%, в то время как по итогам 2022-го падение составило 15% к прошлому году5.
  • Рост цен на автомобили: за период с 2017 по 2022 год средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 78%2, при этом основной всплеск произошел в 2022-м из-за кардинального изменения внутренних и внешних экономических условий. Средневзвешенная цена грузового автомобиля за аналогичный период увеличилась более чем на 85%.
  • Переориентация на дружественные страны: процесс по замещению ушедших из РФ брендов привел к более тесному сотрудничеству лизинговых компаний с производителями из дружественных стран. Так, за девять месяцев 2022 года средняя доля европейских брендов в структуре нового бизнеса снизилась с 25 до 16%. Доля азиатских брендов увеличилась с 25 до 32%, что преимущественно отражает рост поставок техники из Китая, в т. ч. легковых автомобилей, дефицит которых в России ощущался особо остро при уходе с отечественного рынка европейских и японских компаний. Помимо Китая российский рынок пополняется техникой из Южной Кореи, на долю которой по итогам девяти месяцев 2022 года приходился 21% отечественного рынка новых автомобилей6.
  • Лизинг подержанных автомобилей: ухудшение геополитической обстановки в начале 2022 года существенно сказалось на лизинговом бизнесе. Уход иностранных производителей усилил дефицит техники, а скачок ключевой ставки привел к значительному удорожанию лизинговых услуг. В ответ на сложившиеся условия наметился тренд на развитие лизинга б/у техники. Согласно нашим данным, доля подержанной техники на рынке лизинга составила 23% в новом бизнесе по итогам девяти месяцев 2022 года против 14% по итогам 2021-го.
  • Развитие маркетплейсов: введенные карантинные ограничения на фоне пандемии стали причиной наращивания активности маркетплейсов и курьерских сервисов доставки. Распространение онлайн-торговли повлекло за собой увеличение спроса на автомобили, которые стали также приобретаться в лизинг и операционную аренду.
  • Активизация банков в лизинге: за период с 01.07.15 по 01.07.23 доля лизинговых компаний, находящихся под контролем банков, в объеме нового бизнеса выросла с 34 до 62%. Причиной подобного увеличения послужили как сделки M&A, так и наращивание банками лизингового бизнеса через свои дочерние компании. Вследствие дальнейшей универсализации бизнеса на фоне снижения доходов в банковском секторе кредитные организации продолжат активно развивать свои лизинговые компании, особенно в сегменте МСБ, позволяющем поддерживать относительно высокую маржу.
  • Уход иностранных лизинговых компаний: ухудшение геополитической обстановки в начале 2022 года привело к уходу с лизингового рынка ряда иностранных игроков, которые стали продавать лизинговый бизнес в России. В результате данных событий происходят значительные изменения в конкурентной среде и ландшафте лизингового рынка.

Сравнение с развитыми рынками по уровню проникновения лизинга в продажи новых автомобилей

Лизинг является востребованным инструментом по увеличению корпоративных автопарков. Как следствие, по расчетам агентства «Эксперт РА» в последние годы отмечается общий рост проникновения лизинга в продажи новых автомобилей. Так, пенетрация лизинга в продажи новых легковых и легковых коммерческих автомобилей за период с 2017-го по 1-е полугодие 2023 года увеличилась с 9 до 20%. Проникновение лизинга в продажи новых грузовых автомобилей исторически поддерживается на более высоком уровне. По состоянию на конец 1-го полугодия 2023 года показатель составил 85%, показав рост почти на 20 п. п. с 2017-го. Значительная разница доли лизинга в продажах грузовых и легковых автомобилей объясняется тем, что последние приобретаются преимущественно физическими лицами, которые отдают предпочтение кредитованию как способу финансирования сделки.

В европейских странах по-прежнему кредитование преимущественно является основным способом финансирования покупки легкового автомобиля. В ЕС на долю банковских кредитов в среднем приходится порядка 50% в структуре продаж новых автомобилей. В среднем по европейским странам на лизинг или аренду приходится один из четырех регистрируемых новых автомобилей в 2022 году, тогда как в 2014-м был только один из шести.

Однако, например, в Германии доля лизинга при покупке автомобиля существенно превышает показатель нашей страны и составляет около 35%7. При этом согласно прогнозам к 2025-му на долю лизинга и подписки в продажах новых автомобилей будет приходиться около 43%, а к 2030 году каждый второй новый автомобиль в Германии приобретут в лизинг или подписку.

Доля лизинга в продажах автомобилей в Великобритании составляла около 30%8 по итогам 1-го полугодия 2022 года. Наибольшее проникновение лизинга в автопродажи отмечается во Франции: на долю финансового лизинга и подписки в 2022 году приходилось выше 52%9 всех продаж машин, однако еще в 2018-м показатель составлял только 30%. В США, как и в европейских государствах, автолизинг также имеет более широкое распространение по сравнению с РФ. Так, в 2022 году на долю лизинга в продажах новых автомобилей в Америке приходилось порядка 34% всех продаж, что на 6 п. п. выше, чем в 2018-м10.

Ключевым фактором, влияющим на увеличение проникновения лизинга в продажи автомобилей, по нашему мнению, является развитие шеринговой экономики. Популяризация шеринговой экономики у молодой клиентской аудитории создает предпосылки для развития операционного лизинга автомобилей для ФЛ. Временное пользование автомобилем приводит к еще большему развитию сервисов по подписке и аренде авто. Данный тренд был особенно актуален в 2020–2021 годах: крупнейшие банковские группы, лизинговые компании, сервисы каршеринга и иностранные автопроизводители активно запускали программы подписки на автомобили для физлиц. С 2022 года наблюдается сокращение подобных сервисов после ухода из РФ иностранных компаний, являющихся основными пользователями подобных автопарков. При этом, по нашему мнению, по мере нормализации ситуации в экономике и на авторынке спрос на автоподписку будет расти. На фоне ослабления платежеспособного спроса и роста цены автомобиля часть пользователей, привыкших к владению собственной машиной, будут рассматривать программы подписки как альтернативы, которые позволят распределить на длинном горизонте расходы на приобретение авто (например, при использовании подписки в отличие от банковского кредита не требуется копить на первоначальный взнос). Сдерживающее влияние на данный сегмент по-прежнему будут оказывать НДС и медленное изменение менталитета населения (в большей степени старшего поколения) в отношении владения имуществом на праве собственности.

Прогноз развития сегментов лизинга легковых и грузовых автомобилей на 2023–2027 годы

Макроэкономические предпосылки

В своем прогнозе «Эксперт РА» опирается на предпосылки базового сценария прогноза Банка России. Данный сценарий предполагает, что геополитическая обстановка не покажет существенного изменения относительно 1-го полугодия 2023-го, что позволит реальному ВВП вырасти в пределах 1–2% к концу года и сохранить аналогичные темпы до конца 2026-го. Уровень инфляции будет постепенно снижаться на фоне проводимой денежно-кредитной политики и опустится до отметки в 4% к 2025–2026 годам, в то время как динамика среднегодовой ключевой ставки после всплеска в 2023-м будет плавно снижаться и к концу прогнозного горизонта опустится до 6%, поддерживая развитие российской экономики. В связи с тем что прогнозные данные сегментов лизингового рынка строятся до 2027-го, мы делаем допущение, что показатели базового сценария, приведенные Банком России на 2026-й, останутся на том же уровне до 2027 года включительно. В то же время воздействие на экономику РФ непредвиденных внешних шоков, резкое усиление геополитических рисков и расширение санкционного давления, по мнению агентства «Эксперт РА», могут негативно отразиться на инвестиционной активности лизингового рынка, а также темпах роста ВВП, что приведет к значительному отклонению от базового сценария.

Таблица 3. Основные параметры прогноза Банка России в рамках базового сценария11

Основные параметры 2022 г. (факт) 2023 г. (П) 2024 г. (П) 2025 г. (П) 2026 г. (П)
Цена нефти марки Brent, в среднем за год, долл. за баррель 99 83 80 75 70
Темп прироста реального ВВП, % -2,1 2,2–2,7 0,5–1,5 1,0–2,0 1,5–2,5
Инфляция, в среднем за год, в % к предыдущему году 13,8 5,5–5,9 5,8–6,5 4,0 4,0
Ключевая ставка, в среднем за год, в % годовых 10,6 9,912 12,5–14,5 7,0–9,0 6,0–7,0

Источник: среднесрочный прогноз Банка России

Легковые автомобили

Динамику рынка лизинга в сегментах легковых и грузовых автомобилей во многом определяют автопродажи. Ежегодная средняя динамика продаж легковых автомобилей за период с 2017-го по 2021-й находилась на уровне 1,5%13. Однако по итогам 2022 года на фоне ухода ряда автопроизводителей рынок легковых автомобилей показал беспрецедентное падение, продажи сократились более чем на 58%. По итогам 2023-го Минэкономразвития прогнозирует увеличение продаж легковых автомобилей (свыше 1 млн штук), что превысит прошлогодний показатель более чем в 1,7 раза. По итогам девяти месяцев 2023-го объемы продаж легковых автомобилей уже показали существенный рост на 42,8%14 к аналогичному периоду прошлого года. Значительный рост числа сделок обусловлен преимущественно увеличением объемов импортных машин. Также, согласно прогнозам Минэкономразвития, дальнейший среднегодовой рост продаж в сегменте легковых автомобилей до 2026 года составит около 5%, однако в количественном выражении сделки с легковыми авто будут более чем в 1,5 раза уступать докризисному уровню. Согласно базовому прогнозу агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в сегменте легковых автомобилей по итогам 2023-го покажет рост порядка 55–60%, в основном за счет значительного повышения цен на машины, а также реализации отложенного спроса, а за период с 2024-го по 2027-й ежегодные темпы роста снизятся до значений в пределах 20–30%.

Грузовые автомобили

Стимулированию продаж грузовых автомобилей будут способствовать преимущественно увеличение грузооборота и коммерческих перевозок и, как следствие, рост потребности в обновлении парка грузовых автомобилей. По итогам восьми месяцев 2023-го объем продаж новых грузовых автомобилей составил более 92 тыс. штук, что на 79% выше аналогичного периода прошлого года15. Согласно обновленной правительством РФ в сентябре 2023-го стратегии развития обрабатывающей промышленности России до 2030 года в целевом сценарии предполагается восстановление к 2024-му продаж грузовых автомобилей до 100 тыс. штук. Объем продаж в 2026-м будет соответствовать среднегодовому объему продаж в 2015–2021 годах, а начиная с 2027-го рынок будет постепенно расти на 1% в год. В соответствии с базовым прогнозом агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в сегменте грузовых автомобилей по итогам 2023 года покажет рост порядка 120%, поскольку крупные автоперевозчики и строительные компании активно закрывают дефицит парка китайской техникой, а развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики стимулируют наращивание грузоперевозок и спрос на соответствующую технику. При этом за период 2024–2027 годов темпы роста, согласно нашему прогнозу, будут скромнее и составят не более 10–20%.

Ключевые факторы роста и стоп-факторы в лизинге легковых и грузовых автомобилей до 2027 года

Среди факторов роста, способствующих увеличению объемов рынка лизинга легковых и грузовых автомобилей мы выделяем следующие:

  • Сегмент МСБ: доля лизинга в финансировании малого и среднего бизнеса выросла с 6 до 11%16 за 2015–2021 годы, однако по-прежнему остается низкой. По нашим оценкам, спрос на легковые коммерческие автомобили со стороны представителей МСБ будет повышенным по мере развития данного сегмента вследствие структурной перестройки экономики, что дает возможности по росту доли лизинга в финансировании МСБ до 40%.
  • Госсубсидии: на текущий момент имеется несколько действующих программ по субсидиям на лизинг автотранспорта и газомоторной техники. В федеральном бюджете на 2023-й изначально было заложено 2 млрд рублей в рамках программы льготного лизинга колесных транспортных средств в российском автопроме, однако в сентябре 2023 года, по открытым данным Минпромторга, программа расширена еще на 7,8 млрд рублей. При этом мы прогнозируем продление программ субсидирования и в следующие годы.
  • Такси и каршеринг: по данным властей столицы, парк такси располагает 155 тыс. автомобилей (60 тыс. в Москве и 95 тыс. в Московской области), 60% из которых находятся в лизинге. В каршеринге таких машин около 30 тыс., и практически все они приобретены в рамках договора лизинга. Дальнейший рост и обновление парка в данных сегментах будут поддерживать спрос на лизинг легковых автомобилей.
  • Инфраструктурные проекты: реализация крупных инфраструктурных проектов («Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда» и др.) продолжит способствовать стимулированию спроса на грузовые автомобили.
  • Грузоперевозки: спрос на автоперевозки грузов в 1-м полугодии 2023 года в России вырос на 61%17 за счет ускорения процессов импортозамещения и перестройки производственных цепочек. При этом ослабление рубля и повышение утилизационного сбора привели к подорожанию импортных магистральных тягачей на 55% в период с осени прошлого года. Дальнейшие расширение розничной торговли, экспансия торговых сетей в регионы будут стимулировать развитие грузоперевозок и соответственно рост спроса на грузовую технику.
  • Цикл обновления парка: для сегмента грузовиков характерны циклы обновления автопарка каждые три–пять лет. Ввиду того что предыдущий цикл обновления грузовиков завершается в 2023-м, мы ожидаем роста спроса на данный транспорт на горизонте 2026–2027 годов.
  • Миграция заемщиков из необеспеченного кредитования в лизинг: доля потребителей, желающих приобрести автомобиль в лизинг, будет расти вследствие ужесточения ограничительных мер в потребкредитовании. Рост стоимости автомобиля, сопровождаемый стагнацией доходов населения, приведет к сокращению потенциальной клиентской базы на фоне ужесточения расчета ПДН (показатель долговой нагрузки) и коэффициентов риска, ко все более частым отказам банков от выдачи потребительских кредитов в силу ужесточения регуляторной политики Банка России. В результате заемщики будут все чаще делать выбор в пользу лизинга, при оформлении которого не так важны размер дохода и кредитная история. Кроме того, лизинговые компании могут запрашивать гораздо меньше документов и предлагать более гибкие условия из-за отсутствия жестких регуляторных требований, как в банковском секторе.

Основными стоп-факторами развития рынка лизинга легковых и грузовых автомобилей мы считаем следующие:

  • Геополитические риски: ухудшение геополитической обстановки, усиление санкционного давления могут привести к проблемам в логистике или работе дилеров, что вынудит предприятия отложить обновление автопарков.
  • Макроэкономическая конъюнктура: ужесточение денежно-кредитной политики, слабые темпы экономического роста, снижение доходов населения и потребительского спроса негативно сказываются на инвестиционной активности представителей МСБ.
  • Рост цен на автомобили и стоимости его владения: по итогам 1-го полугодия 2023 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 2,68 млн рублей, что на 13% выше конца 2022-го. Увеличение цены нового автомобиля, а также удорожание стоимости запчастей для его обслуживания будут сильно сдерживать продажи автомобилей на фоне падения доходов населения.
  • Отсутствие программ поддержки электроавтомобилей: отсутствие отдельной четкой стратегии по развитию инфраструктуры по подзарядке электроавтомобилей является основным сдерживающим фактором при принятии решения о покупке электромобиля.

1 К сегменту автолизинга мы относим следующие предметы лизинга: легковые автомобили (только определение «легковой» по строке 3 ПТС «Тип ТС»); автобусы и троллейбусы (только определение «автобусы» по строке 3 ПТС «Тип ТС»); грузовой автотранспорт (прочий автотранспорт, за исключением легковых автомобилей, автобусов и строительной техники на колесах).

2 Согласно данным «Автостата».

3 Согласно данным «Автостата».

4 Согласно данным «Автостата».

5 Согласно данным «Автостата».

6 Согласно данным «Автостата».

7 Согласно данным McKinsey&Company.

8 Согласно данным BVRLA (British Vehicle Rental and Leasing Association).

9 Согласно данным SIV (Vehicle Registration System).

10 Согласно изданию Edmunds.com.

11 По итогам заседания совета директоров по ключевой ставке 27.10.2023.

12 С учетом того что с 1 января по 29 октября 2023 года средняя ключевая ставка равна 8,8%, с 30 октября до конца 2023-го средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 15,0–15,2%.

13 Согласно данным АЕБ.

14 Согласно данным АЕБ.

15 Согласно данным «Автостата».

16 Расчеты агентства «Эксперт РА», по данным Банка России, АФК и анкетирования ЛК.

17 Расчеты агентства «Эксперт РА», по данным Банка России, АФК и анкетирования ЛК.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 9м2024: точка излома

Лизинговый бизнес по итогам 9м2024 вырос на 6% к 9м2023, однако без учета разовых крупных сделок с ж... 03.12.2024
Рынок лизинга по итогам 9м2024: точка излома

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2024 года: на нейтральной передаче

Объем нового бизнеса за 1-е полугодие 2024-го составил 1,48 трлн рублей, показав небольшое снижение... 04.09.2024
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2024 года: на нейтральной передаче

«Импульс»: обзор лизинговых компаний для инвесторов

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило аналитический обзор «Импульс» для инвесторов с целью... 26.08.2024
«Импульс»: обзор лизинговых компаний для инвесторов

Рынок лизинга в 2023 году по ФСБУ: рост на 50%

В связи с обязательным с 2023 года применением российскими лизинговыми компаниями правил бухгалтерск... 30.05.2024
Рынок лизинга в 2023 году по ФСБУ: рост на 50%

Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса
Вся аналитика