Финансовый сектор, 18.02.2021

Количество регионов с дефицитным бюджетом выросло вдвое
Поделиться
Facebook Twitter VK


Тем не менее кризисный год субъекты Федерации завершили лучше, чем ожидалось

Тем не менее кризисный год субъекты Федерации завершили лучше, чем ожидалось

По итогам прошлого года почти в 2 раза увеличилось количество регионов с дефицитным бюджетом. Если в 2019 г. таковых было 32, то в 2020 г. уже 60, подсчитали аналитики «Эксперт РА». Налоговые и неналоговые доходы бюджетов сократились в 41 регионе, при этом сильнее всего их падение ощутили субъекты с высокой долей поступлений от сырьевого сектора.

В 46 субъектах увеличился государственный долг, а в 49 регионах долговая нагрузка превысила 40%. Но, несмотря на это, замечают авторы исследования, благодаря своевременным антикризисным мерам, принятым на федеральном уровне, кризисный год регионы завершили лучше, чем ожидалось.

Вопреки ожиданиям некоторые отрасли экономики в 2020 г. продемонстрировали совсем незначительный спад, а некоторые даже показали рост. «Промышленность снизилась на 2,9%, при этом в структуре промышленности обрабатывающие производства продемонстрировали рост на 0,3%, – отмечает старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева. – Сферы строительства и сельского хозяйства показали рост на 0,1 и 1,5% соответственно». Самое сильное снижение показали розничная торговля и сфера услуг – 4,1 и 17,3%.

Доходы бюджетов снизились в среднем на 2,5%, или на 233,8 млрд руб. «Отрицательная динамика сложилась не по всем налогам: НДФЛ прибавил 7,9%, акцизы выросли на 6,3%, а УСН – на 0,6%, – отмечает Галиева. – Просели налог на прибыль организаций (на 13%) и налог на имущество организаций (на 1,1%)».

При этом снижения расходов регионы себе позволить не могли (за исключением Сахалинской области и Чукотского автономного округа): их совокупные расходы выросли на 16,8%. «Регионы выполнили свои социальные обязательства, реализовывали антикризисные меры по поддержанию экономики, увеличилось финансирование по социальным расходам, в частности по здравоохранению», – поясняет Галиева.

«Поскольку принятые в России ограничительные меры оказались менее масштабными, чем во многих других странах, совокупный дефицит бюджетов российских регионов не достиг катастрофических значений», – отмечает вице-президент международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Ильгиз Баймуратов.

Более половины регионов завершили год с дефицитом: совокупный дефицит региональных бюджетов составил 708,4 млрд руб. Из этой суммы почти 20% пришлось на Москву и чуть больше 10% – на Московскую область. «На центральные развитые регионы, такие как Москва и Московская область, пришелся основной удар пандемии, здесь были приняты самые жесткие ограничительные меры, что в большей степени сказалось как на сокращении доходной базы региональных бюджетов, так и на значениях объемов мер поддержки», – объясняет Баймуратов.

Доходы регионов зависят от структуры экономики, объясняет заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная. «Визуально накладывая карту структуры экономики на карту падения налоговых доходов регионов, мы видим четкую корреляцию, – отмечает она. – Ведь нельзя не согласиться, что Москва с ее колоссальным объемом сферы услуг в структуре экономики должна была в какой-то степени иметь сопоставимые потери по выпадающим доходам регионального бюджета».

На фоне растущих бюджетных дефицитов совокупный долг регионов тоже вырос и составил 2,5 трлн руб., что на 18,1% выше уровня 2019 г. Но условно безопасный уровень долговой нагрузки удалось не превысить. «Долговая нагрузка приросла в 52 регионах, – отмечает Галиева. – Несмотря на рост долга, его структура стала более комфортной благодаря диверсификации и удлинению срока заимствований в результате размещения облигаций».

Регионы планируют постепенное сокращение бюджетных дефицитов. В частности, Москва рассчитывает выйти на сбалансированный бюджет уже к 2023 г. Однако реализация этих планов зависит от темпов восстановления экономики регионов, отмечает Баймуратов. Кроме того, до сих пор существует неопределенность в развитии эпидемиологической ситуации. «2019 год не был отмечен значительным экономическим ростом, что в совокупности с результатами 2020 г. дает почву для беспокойства касательно темпов восстановления экономики», – замечает эксперт.

Не стоит забывать и о социально-политических факторах, таких как выборы в Госдуму, добавляет Школьная: «Политические решения по отдельным регионам могут оказать дополнительное воздействие на интенсификацию бюджетных процессов».

Источник: Ведомости
Александра Кошкина

Аналитика


Секьюритизация проектов ГЧП: современная техника доступна

Проекты ГЧП, вышедшие на эксплуатационную стадию, являются кандидатами на рефинансирование через сде... 24.09.2020
Секьюритизация проектов ГЧП: современная техника доступна

Структурные облигации: критерии для розницы

С принятием Закона № 75-ФЗ в октябре 2018 года появилась возможность выпуска структурных облигаций в... 08.08.2019
Структурные облигации: критерии для розницы

Долговой рынок нефинансовых компаний: бондизация в опасности

За последние 3 года объем выпущенных нефинансовыми компаниями облигаций вырос более чем в 2 раза: с... 16.11.2018

Обзор рынка инвестиционных компаний за 2013 год и 1 полугодие 2014 года: Брокерам помогут корпораты

По итогам первого полугодия 2014 года по данным «Эксперт РА» брокерские обороты инвестиционных компа... 27.10.2014
Обзор рынка инвестиционных компаний за 2013 год и 1 полугодие 2014 года: Брокерам помогут корпораты
Вся аналитика