НПФ отказались от защиты клиентской базы.
Пенсионный фонд РФ одобрил заявления почти 5 млн россиян о переводе своих пенсионных накоплений по итогам 2017 года. При этом, несмотря на двукратное сокращение числа поданных заявлений, доля одобренных переходов значительно выросла. Это стало возможным как из-за прекращения привлечения через удостоверяющие центры, так и благодаря отказу ряда негосударственных пенсионных фондов (НПФ) от активной защиты клиентской базы.
В 2017 году 4,9 млн россиян перевели свои пенсионные накопления, свидетельствуют официальные данные ПФР (о предварительных данных см. “Ъ” от 16 марта). Это результат в 1,3 раза ниже итогов предшествующего года, когда пенсионные фонды и управляющие компании сменили 6,5 млн человек. Впрочем, в 2016 году и заявлений на смену страховщика было почти в два раза больше: 12 млн против 6,3 млн в 2017 году. Значительное уменьшение числа поданных заявлений произошло вследствие прекращения их подачи через основной дистанционный канал — удостоверяющие центры (УЦ) после критических замечаний Счетной палаты, выявившей «риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц» (см. “Ъ” от 28 июня 2017 года).
По итогам переходной кампании 2017 года 2,9 млн человек перевели свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ, чуть менее 2 млн граждан поменяли один частный пенсионный фонд на другой. При этом из НПФ в ПФР вернулись 76,7 тыс. человек, еще 4,9 тыс. россиян выбрали частные УК. По уточненным данным ПФР (имеются в распоряжении “Ъ”, их достоверность подтвердили сотрудники и топ-менеджеры шести НПФ), больше всего удовлетворенных заявлений (2,3 млн) было направлено гражданами в пользу НПФ Сбербанка, на втором месте «ВТБ Пенсионный фонд» (670 тыс.), на третьем месте «Газфонд Пенсионные накопления» (чуть более 500 тыс. заявлений). Далее следуют пенсионные фонды «Согласие ОПС» (450 тыс.) и «Будущее» (320 тыс.).
Основной причиной отказа, как и годом ранее, стало наличие заявления с более поздней датой. Если такое заявление подавалось гражданином без соответствующего договора, то это приводило к тому, что и новое заявление и старое оставались без движения, и застрахованное лицо не переходило к новому страховщику. Из-за этого по итогам 2017 года 530 тыс. граждан не смогли перевести свои накопления. По итогам предшествующего года наличие второго заявления помешало сменить страховщика 2,9 млн человек. В прошлом году ряд фондов жаловались на затрудненный переход к ним клиентов и видели в этом недобросовестную конкуренцию со стороны своих коллег. Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) в письме, направленном в ЦБ и комитет по финансовому рынку Госдумы, предлагала изменить правила перевода пенсионных накоплений и оставлять без рассмотрения заявления граждан, не подкрепленные договорами, что, по мнению НАПФ, позволило бы «минимизировать недобросовестные практики защиты клиентской базы», которые ряд игроков активно применяли в минувших переходных кампаниях (см. “Ъ” от 23 ноября 2017 года).
В 2017 году после появления большого количеств жалоб на действия фондов ряд крупных игроков скорректировали свои стратегии по сохранению клиентской базы, считает управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. «Еще до запрета канала УЦ у фондов возникло понимание, что агрессивные действия по защите своей базы допускать нельзя»,— отмечает он. Другим фактором, приведшим к сокращению дублирующих заявлений, стал запрет на использование услуг удостоверяющих центров. «Чаще всего вторые заявления появлялись в конце года и именно через УЦ. Во второй половине 2017 года в связи с приостановкой, а затем полным запретом этого канала число вторых заявлений должно было заметно сократиться»,— отмечает господин Митрофанов. В этом году массового удержания фондами клиентов удалось избежать, подтверждает и представитель НПФ «УГМК-Перспектива». В частности, по его мнению, это связано с более пристальным вниманием регулятора к действиям наиболее активных игроков пенсионного рынка.
Источник: Коммерсантъ