Лизинг и факторинг, 05.12.2023

Лизинг разогнался перед торможением
Поделиться
VK


Коммерсантъ

Рекордные темпы роста останутся в 2023 году

Рекордные темпы роста останутся в 2023 году

Объем нового бизнеса на рынке лизинга за девять месяцев 2023 года удвоился относительно аналогичного периода прошлого года. Однако в следующем году достичь столь высоких показателей уже не удастся. "Эксперт РА" в базовом сценарии прогнозирует рост рынка в 2024 году на 18%. Сдерживающим фактором остается высокая ключевая ставка, сохраняющиеся трудности в работе с азиатскими поставщиками и риски ухудшения качества портфелей, сформированных в период реализации ажиотажного спроса и восстановления рынка в последние два года.

Объем нового бизнеса на рынке лизинга за девять месяцев 2023 года достиг исторического максимума в 2,49 трлн руб., что на 95% выше прошлогоднего результата, следует из отчета "Эксперт РА" (с ним ознакомился "Ъ"). Относительно девяти месяцев 2021 года рост составил 65%. Это стало следствием реализации отложенного спроса, повышения цен и перестройки российской экономики, указывают авторы исследования. Рост деловой активности бизнеса на фоне стабилизации экономической обстановки привел к увеличению количества заключенных сделок в 1,5 раза, до 345 тыс., что также выше уровня девяти месяцев докризисного 2021 года на 12%. За счет дефицита техники, инфляционной составляющей и ослабления курса рубля средняя сумма лизинговой сделки за 12 месяцев показала рост в 1,4 раза, до 12,4 млн руб. Одновременно аналитики фиксируют концентрацию рынка на фоне укрепления позиций федеральных игроков и ухода иностранных компаний. На первую десятку крупнейших компаний приходится 77% объема нового бизнеса против 64% по итогам девяти месяцев 2021 года (см. "Ъ" от 24 марта, 12 мая).

При этом 2024 год для отрасли будет менее динамичным, ожидают в "Эксперт РА". Аналитики оценивают рост рынка по итогам 2023 года на 70%, до 3,41 трлн руб., а в 2024 году - всего на 18%. Более того, может пострадать качество портфелей. Как отмечают в "Эксперт РА", "в условиях ужесточения борьбы за клиентов происходило снижение среднего размера авансов на фоне агрессивного наращивания продаж, что могло привести к накоплению рисков" (см. "Ъ" от 1 августа).

Давление на сегмент будет продолжать оказывать и сохраняющийся дефицит предметов лизинга, а также трудности с их поставками из Китая и последующим обслуживанием. Большие сроки - основная проблема при работе с китайскими поставщиками, отмечают аналитики. Кроме того, трудности возникают и из-за отсутствия представительств в России, нехватки комплектующих, определения остаточной стоимости предмета лизинга.

Источник: Коммерсантъ

Аналитика


Рынок лизинга в 2023 году по ФСБУ: рост на 50%

В связи с обязательным с 2023 года применением российскими лизинговыми компаниями правил бухгалтерск... 30.05.2024
Рынок лизинга в 2023 году по ФСБУ: рост на 50%

Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём
Вся аналитика