Согласно пессимистичному прогнозу «Эксперт РА» на 2014г., сокращение лизингового рынка может составить до 20%, а новый бизнес не превысит 630 млрд руб. Итоги настоящего исследования (новый бизнес сократился уже на 2,5%) подтверждают высокую вероятность такого исхода событий.
«К сожалению, все говорит о том, что стагнация продолжится и во второй половине 2014 года. Сегодня мало кто понимает, что происходит в финансовом секторе в связи с принятием санкций против Российской Федерации. И самое главное - нет ясности в вопросе, на какие еще меры пойдут США и Европа. В настоящее время весь наш рынок капитала ориентирован на Запад. Для того чтобы переориентировать его, к примеру, на Китай нужно много времени», - говорит Владимир Добровольский.
Во втором полугодии 2014г. возможно небольшое оживление на рынке. Данное предположение связано с возможным заключением части сделок, которые сейчас находятся в стадии ожидания из-за неопределенности введения новых санкций. Однако затем наиболее вероятно резкое падение спроса, ввиду дальнейшего падения инвестиционной активности в экономике. Похожая ситуация была в начале года, связанная ожиданиями падения курса рубля.
«Мы ожидаем снижение объемов нового бизнеса к концу года не менее, чем на 5-10% по сравнению с показателями 2013 года. Структура рынка будет смещена в сторону авиализинга, лизинга коммерческого автотранспорта, специальной техники. При этом сохранение объемов в сегменте, скажем, специальной, коммунальной и дорожно-строительной техники будет возможно только при условии сохранения объемов финансирования в рамках действующих крупных государственных и региональных программ» - отмечает Дмитрий Ерошок.
Если в прошлом году в условиях спокойной политической ситуации сгладить падение смог авиализинг, то в этом году такого сегмента-драйвера не ожидается. Реализация крупных масштабных госпроектов (чемпионат мира по футболу 2018, газопровод «Сила Сибири», инфраструктурные объекты Крыма и пр.) скажется на рынке только в 2015-2016г. Увеличение налогового бремени на бизнес (с 1 января 2015г. регионы могут ввести налог с продаж) может оказать давление на финансовое состояние МСБ, т.к. новый налог повлияет на стоимость товаров и услуг, что отразится негативно на потребительском спросе.
Согласно позитивному сценарию, сокращение рынка лизинга в 2014 году составит 5% (новый бизнес составит около 745 млрд руб.). Несмотря на вступление в силу регламента Таможенного союза, согласно которому теперь для продления срока эксплуатации вагона требуется его модернизация и сертификация, резкого обновления ж/д парка мы не ждем. Кроме того, в настоящее время тарифные льготы, которые должны подталкивать операторов к обновлению парка, распространяются только на вагоны «Тихвинского вагоностроительного завода», при этом в случае резкого роста спроса на новые вагоны заводу потребуется некоторое время для расширения производственных мощностей. В связи этим, по нашим оценкам, сегмент ж/д техники продолжит падение (-35%, при оптимистичном сценарии -16%). Лизинг авиасудов после взрывного роста в прошлом году будет сжиматься до -10%, а при пессимистичном прогнозе – до 20%, так как данный сегмент сильно зависит от иностранных авиастроительных компаний и партнеров по обслуживанию воздушных судов, сотрудничество с которыми сейчас находится под сильным влиянием внешнеполитической обстановки. Рост, по мнению Агентства, продемонстрирует автолизинг (около 15%). Несмотря на то, что продажи автомобилей продолжают падать, спрос на лизинг премиум-марок остается стабильным. Кроме того, активное наращивание лизинговых сделок с автотранспортом государственными лизинговыми компаниями также окажет поддержку автолизингу. В случае серьезного ухудшения конъюнктуры авторынка падение может составить не более 5%. В остальных сегментах рынка лизинга мы ожидаем сокращения нового бизнеса на 14%, при оптимистичном сценарии – 6%.
Таблица 5. В 2014 году новый бизнес может сократиться на 20%Таблица 5. В 2014 году новый бизнес может сократиться на 20%
Сегмент | Факторы роста сегмента | Факторы замедления сегмента | Прогноз прироста на 2014г. (пессим/оптим. прогноз) | Прирост в абсолютном выражении, млрд. руб. (пессим/оптим. прогноз) | Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. | Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п. |
Железнодорожная техника | Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление №41 от 20.01.2014). Вступление в силу технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов по средством лизинга для ОАО "РЖД"., | сокращение ж/д перевозок, насыщение рынка, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен сырьевую продукцию | -35% / -16% | -94,9 / -43,4 | - 12,2 | -5,7 |
Авиатехника | Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление №1212 и пр.), возможная замена и модернизация авиапарка | Замораживание/прекращение сделок с иностранными авиахолдингами из-за введенных санкций (пример, "Добролет") | -20% / -10% | -23,3 / -11,7 | - 3,0 | -1,5 |
Грузовые и легковые автомобили | Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов | снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей | -5% / 15% | -9,7 / 29,2 | - 1,2 | 3,9 |
Прочие сегменты | Отсутствие крупных государтсвенных инвестпрограмм, падение потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий | -14% /-6% | -28,0 / -12,0 | - 3,6 | -1,6 | |
Итого прирост по рынку | -20,0 | -5,0 |
Согласно прогнозу «Эксперт РА», российский рынок лизинга будет сокращаться (при позитивном и при негативном сценарии), поэтому мы считаем, что темпы прироста полученных платежей превысят темпы прироста профинансированнных средств (график 13, на графике приведен консенсус-прогноз).
График 13. В 2014г. динамика темпов прироста полученных платежей и профинансированных средств будет схожа с 2012г.
Источник: «Эксперт РА»