Рейтинговые действия, 29.04.2025

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Адыгея на уровне ruBBB+

Москва, 29 апреля 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея (далее – регион, республика) обусловлен умеренными масштабами развития экономики, приемлемым уровнем демографического развития, рынка труда и инвестиционного климата, удовлетворительным уровнем сбалансированности бюджета и комфортным уровнем долговой нагрузки. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие значения ВРП на душу населения, а также рост численности населения. Давление оказывают низкий уровень численности населения, невысокий уровень бюджетной автономии и диверсификации налоговой базы.

Республика Адыгея – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Площадь территории региона составляет 7,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Майкоп. Адыгея не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации и находится в пределах территории Краснодарского края. Экономика региона высоко диверсифицированная, ключевые направления – это деятельность по операциям с недвижимым имуществом, сельское и лесное хозяйство, а также оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства. Около 37% территории республики занимают леса, а лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относятся к крупнейшим отраслям промышленного производства региона. Помимо этого, регион богат значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов: нерудные полезные ископаемые, гравийно-песчаная смесь, известняк, природный песок.

Обоснование рейтинга

Умеренный масштаб развития экономики региона обусловлен низкими размерными характеристиками: в 2024 году (далее – отчётный год) объём ВРП составил 260,0 млрд рублей, превысив показатель 2023 года на 5,0% в сопоставимых ценах. Основными факторами, положительно повлиявшими на динамику ВРП, стали увеличение объёмов обрабатывающих производств (+5,4% к уровню 2023 года), в частности, производства пищевых продуктов (+4,2%) и напитков (+15,0%), продукции сельского хозяйства (+3,6%), а также увеличение оборотов розничной торговли (+21,7%), общественного питания (+4,7%) и объёмов оказания платных услуг населению (+16,5%). Объём строительных работ снизился, составив 78% к 2023 году, что связано с высокой базой 2023 года. На 2025 год региональные власти прогнозируют рост ВРП на 4,0% в сопоставимых ценах до 279,5 млрд рублей.

Агентство высоко оценивает показатель ВРП на душу населения. По итогам 2024 года он увеличился на 16,2% по сравнению с 2023 годом (в текущих ценах), составив 0,5 млн рублей. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму также находится на высоком уровне – 3,9, что является позитивным фактором для рейтинговой оценки региона. В 2024 году среднедушевые доходы населения выросли на 22,2% и составили 52,2 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 13,3 тыс. рублей. В текущем году ожидается прирост среднедушевых доходов населения на 6,1% до 55,4 тыс. рублей, при этом величина прожиточного минимума установлена на уровне 15,3 тыс. рублей.

Приемлемый уровень демографического развития и рынка труда. Численность населения региона остаётся относительно невысокой и на 01.01.2025 (далее – отчётная дата) составила 500,7 тыс. человек, что на 0,03% больше, чем годом ранее. Положительной тенденцией является рост численности населения за последние три года (на 0,5%), преимущественно складывающийся за счёт миграционного притока. Уровень безработицы в 2024 году достиг исторического минимума для региона, составив 2,6%, что на 1,4 процентных пункта меньше показателя 2023 года. Указанный уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов и может ограничивать дальнейшее развитие экономики региона. В 2025 году уровень безработицы ожидается на уровне 3,1%.

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. В отчётном году объём инвестиций в основной капитал увеличился на 9,4% по сравнению с 2023 годом в сопоставимых ценах, достигнув 68,9 млрд рублей. Рост инвестиций был обеспечен реализацией ряда крупных проектов в ключевых отраслях экономики, таких как строительство, обрабатывающая промышленность и туризм. Отношение объёма инвестиций к ВРП за последние три года составило 26,0%, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку региона. Инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренно низкая. На 2025 год региональные власти прогнозируют небольшое снижение объёма инвестиций в основной капитал до 67,2 млрд рублей.

Сбалансированность бюджета находится на приемлемом уровне. В отчётном году доходы бюджета остались практически на прежнем уровне, составив 47,9 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом, налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) бюджета выросли на 25,3%, составив 22,6 млрд рублей, а межбюджетные трансферты от федерального бюджета снизились на 9,8%. Доля ННД в отчётном году выросла на 9,7 процентных пунктов, составив 47,2%. В структуре налоговых доходов основную часть формируют поступления по НДФЛ (35,4%), налогу на прибыль организаций (24,2%) и акцизам (21,7%). Наибольший рост поступлений в 2024 году зафиксирован по НДФЛ (+35,4%), что обусловлено преимущественно ростом фонда оплаты труда, и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+47,4%), из-за расширения налогооблагаемой базы. Кроме того, налог на прибыль организаций продемонстрировал рост на 9,1%, достигнув 5,0 млрд рублей, что связано с увеличением доходов отдельных налогоплательщиков. ННД в 2025 году прогнозируются регионом практически на уровне отчётного года – 22,2 млрд рублей, при этом их доля в общих доходах возрастёт до 53,9%, что обусловлено планируемым снижением межбюджетных трансфертов, а также сокращением безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций, которые в 2024 году были получены в рамках реализации мер по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает недостаточная диверсификация налоговой базы региона, так как бюджет в значительной степени зависит от финансового состояния одной компании. Доля крупнейшего налогоплательщика в 2024 году составила 21,0% налоговых доходов регионального бюджета, а на долю десяти крупнейших налогоплательщиков пришлось 31,7% налоговых доходов.

Общий объём межбюджетных трансфертов в отчётном году составил 22,0 млрд рублей. Основное снижение произошло за счёт сокращения объёмов субсидий на 18,5% вследствие завершения реализации нескольких федеральных проектов и программ, и иных межбюджетных трансфертов на 60,7%, носивших разовый характер и получаемых по распоряжениям Правительства РФ из резервного фонда Правительства РФ. При этом дотации в отчётном году увеличились на 18,7% и были направлены прежде всего на выравнивание бюджетной обеспеченности и компенсацию повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы. На текущий год регион прогнозирует сокращение объёма межбюджетных трансфертов на 13,7% до 19,0 млрд рублей.

Расходы бюджета в 2024 году составили 48,4 млрд рублей, снизившись на 7,3% относительно 2023 года. На финансирование социального блока, включающего в себя социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, пришлось 56,7% всех расходов, или 27,4 млрд рублей, что на 6,2% меньше значения 2023 года. Основными причинами снижения послужили завершение строительства нескольких общеобразовательных организаций в 2023 году и перераспределение бюджетных средств в рамках реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области. Капитальные расходы в отчётном году составили 15,1% от общих расходов бюджета (7,3 млрд рублей), при этом значительный объём был профинансирован за счёт федеральных целевых средств (71,2%), что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Регионом прогнозируется, что в текущем году расходы бюджета региона снизятся на 9,9% до 43,6 млрд рублей. Капитальные расходы по итогам текущего года сократятся в 2,3 раза в связи с завершением капиталоёмких объектов строительства, источником финансового обеспечения которых являлись бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Прогнозируемый регионом объём капитальных расходов в 2025 году составит 3,2 млрд рублей.

Дефицит бюджета региона в 2024 году составил 0,5 млрд рублей или 2,4% от налоговых и неналоговых доходов, который был покрыт за счёт бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов (далее – ИБК). В 2025 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в 2,4 млрд рублей (10,7% от ННД), который предполагается покрыть в основном за счёт коммерческих заимствований.

Долговая нагрузка региона оценивается как комфортная. По состоянию на отчётную дату долг региона составил 6,1 млрд рублей, что на 1,8% меньше, чем на 01.01.2024. В результате этого долговая нагрузка снизилась на 7,4 процентных пункта и составила 26,8% (без учета ИБК, специальных казначейских кредитов составила 11,1%). По прогнозам региональных властей, в течение 2025 года долг снизится до 5,3 млрд рублей. Регион характеризуется низкой стоимостью заимствований, так как долг на 100% состоит из бюджетных кредитов. В 2024 году расходы на обслуживание регионального долга составили 0,5% от налоговых и неналоговых доходов, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку региона. В текущем году ожидается увеличение этого показателя до 1,7%. График погашения обязательств оценивается на высоком уровне, доля долга к погашению в ближайшие 12 месяцев с 01.01.2025 составляет 12,9% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 12,1%. Регион располагает достаточными средствами для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также краткосрочной задолженности в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB+

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Адыгея был впервые опубликован 24.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.11.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Адыгея, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Адыгея принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Адыгея дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеРеспублика Адыгея
Глава регионаКумпилов Мурат Каральбиевич
Основные отрасли экономики регионаДеятельность по операциям с недвижимым имуществом, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство
Площадь7,8 тыс. кв. км
Численность населения500,7 тыс. человек на 01.01.25

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.38.4548.0947.8941.24
темпы прироста8.7%25.1%-0.4%-13.9%
Расходы бюджета, млрд руб.38.452.248.443.6
темпы прироста14.9%36.1%-7.3%-9.9%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.16.718.122.622.2
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД0.4-23.0-2.4-10.7
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Долг, млрд руб.3.76.26.15.3
темпы прироста25.7%65.1%-1.8%-12.9%
Отношение долга к ННД, %22.434.226.823.7

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Адыгея

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель2022202320242025 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей191.6223.0260.0279.5
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %104.2106.8105.0104.0
ВРП на душу населения, тыс. руб.384.6446.7519.4555.2
темпы прироста10.9%16.2%16.3%6.9%
Уровень безработицы, %7.14.02.63.1
01.01.2301.01.2401.01.2501.01.26
Численность населения, тыс.чел.498.0500.6500.7506.2

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Адыгея

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Адыгея
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Адыгея
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Адыгея

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Инвестиционное списание разгрузило регионы

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили состояние местных бюджетов
24.02.2025

Без лишних оков: снижение требований к инфраструктуре может удешевить перелеты

Известия

Какие именно изменения необходимы, чтобы сделать путешествия доступнее
02.02.2025

Водные данные: на модернизацию объектов водоснабжения выделят 1,4 млрд рублей

Известия

С чем связаны проблемы регионов и хватит ли этих средств
29.12.2024

Эксперты назвали регионы с наибольшим числом ограничений для мигрантов

Ведомости

В долгосрочной перспективе это вряд ли повлияет на ожидаемый приток иностранных рабочих
19.12.2024

Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024