Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Рейтинги качества услуг агента по сопровождению ипотечных закладных


Рейтинг качества услуг агента по сопровождению ипотечных закладных от «Эксперт РА» - это мнение Рейтингового агентства «Эксперт РА» о способности компании, осуществляющей деятельность по сопровождению закладных, качественно и своевременно выполнять взятые на себя обязательства по сопровождению закладных.


Методология

Методология присвоения рейтинга качества услуг агента по сопровождению ипотечных закладных

В этом разделе представлена методология присвоения рейтингов качества услуг агентов по сопровождению закладных.

Рейтинг качества услуг агента по сопровождению ипотечных закладных представляет собой мнение Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») о способности компании, осуществляющей деятельность по сопровождению закладных (далее – Компании), качественно и своевременно выполнять взятые на себя обязательства по сопровождению ипотечных закладных.
Обязательства, оцениваемые в рамках присвоения рейтинга качества услуг агентов по сопровождению закладных, носят преимущественно нефинансовый характер и включают в себя, в частности:

  • формирование пула закладных для передачи АИЖК;
  • контроль поступления платежей по кредиту;
  • предоставление заемщикам различных справок и разрешений, например, на смену страховой компании, на перепланировку;
  • работу по взысканию задолженности и заложенного имущества.

Выполнение вышеуказанных обязательств зависит от уровня развития инфраструктуры Компании, качества организации бизнес-процессов в Компании и ее финансового состояния.

Источники информации

При проведении рейтинговой оценки используются следующие источники информации:

  • Формы № 1, 2 бухгалтерской отчетности за последние два года (ежеквартально);
  • Годовые отчеты компании (при наличии);
  • Типовая анкета рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»);
  • Документы (регламенты, порядки, положения и т.д.), регламентирующие процесс сопровождения кредитов (займов);
  • Положения о структурных подразделениях компании (при наличии);
  • Должностные инструкции сотрудников участвующих в процессе сопровождения закладных;
  • Устав компании в действующей редакции;
  • Документы, определяющие планы развития компании;
  • Документы, регламентирующие управление рисками;
  • Документы, регламентирующие корпоративное управление;
  • Данные, полученные в ходе интервью с менеджментом компании;
  • Информация СМИ и других открытых источников.

Структура рейтингового анализа

Логическая схема методики, в соответствии с которой Агентство проводит присвоение рейтинга качества услуг агента, включает анализ трех блоков: рыночные позиции, управление и риск-менеджмент, качество портфеля на сопровождении. Полученная оценка корректируется с учетом факторов поддержки и стресс-факторов.


Методика присвоения рейтинга качества услуг агента по сопровождению ипотечных закладных


В качестве факторов поддержки учитывается возможность привлечения дополнительных (внешних) финансовых и нефинансовых ресурсов, а также аспекты, которые не учтены или недостаточно учтены в модели в связи с особенностями объекта рейтинга либо кратковременными факторами.

В качестве стресс-факторов учитываются факторы, которые содержат в себе высокий риск резкого сворачивания деятельности по сопровождению закладных, а также аспекты, которые не учтены или недостаточно учтены в модели в связи с особенностями объекта рейтинга либо кратковременными факторами.

Факторы поддержки могут оказывать, как правило, лишь косвенное влияние на рейтинг качества услуг – через нейтрализацию негативного влияния какого-либо из стресс-факторов. В этой связи в методике Агентства не предусмотрен учет фактора поддержки в отсутствие стресс-фактора, который нейтрализуется данным фактором поддержки.

Система показателей

Блок I. РЫНОЧНЫЕ ПОЗИЦИИ

1. История и опыт работы

Длительная история компании по сопровождению ипотечных закладных характеризует правильность определения менеджментом основных направлений развития и позволяет оценить, насколько компания способна вести стабильную деятельность в меняющихся условиях ипотечного рынка. Положительное влияние на рейтинг оказывает продолжительная работа компании на рынке по сопровождению, отсутствие скандалов и судебных разбирательств. В качестве фактора риска рассматриваются отсутствие аудированной отчетности, плохая репутация топ-менеджмента компании (работа в обанкротившихся компаниях) и контрагентов по деятельности по сопровождению.

Основные компоненты, оцениваемые в рамках раздела:

  • История развития компании;
  • Опыт работы, связанный с сопровождением закладных;
  • Репутация собственников и топ-менеджеров Компании;
  • Наличие аудита и репутация аудитора.
  • Была ли компания ответчиком в суде;
  • Вхождение в ассоциации и другие профессиональные объединения.

2. Специализация

Оценивается набор услуг, который предоставляет компания (чем более полной является продуктовая линейка, тем больше у компании возможностей по наращиванию клиентской базы) на ипотечном рынке. Количество кредитов на сопровождении в компании позволяет оценить качество услуг компании с точки зрения спроса со стороны клиентов. Позитивно оценивается наличие постоянных контрагентов по бизнесу (кредитные организации, страховые компании, риэлторы, оценочные компании). В рамках раздела оцениваются также риски, связанные с наличием деятельности, отличной от сопровождения закладных, убытки по которой (либо наличие проблем в этой сфере) могут привести к значительному снижению качества услуг по сопровождению.

Основные компоненты, оцениваемые в рамках раздела:

  • Набор предоставляемых услуг на рынке ипотечного кредитования;
  • Размер клиентской базы в части сопровождения ипотечных закладных;
  • Круг постоянных контрагентов по бизнесу;
  • Наличие рисков, связанных с побочной деятельностью.

3. География деятельности

Оценка за географию деятельности определяется как взвешенная сумма следующих показателей - инвестиционная привлекательность региона и соответствие географии подразделений структуре операций.

Основные компоненты, оцениваемые в рамках раздела:

  • Инвестиционный рейтинг регионов присутствия;
  • Количество действующих обособленных подразделений;
  • Доля закладных (расчет по количеству кредитов на сопровождении) в регионах, где нет обособленных подразделений Компании

4. Конкурентные позиции

Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает широкий охват рынка по сопровождению ипотечных закладных и стабильная позитивная динамика портфеля на сопровождении. При этом чрезмерно быстрый рост портфеля на сопровождении также может привести к снижению качества услуг, что негативно оценивается Агентством.

Основные компоненты, оцениваемые в рамках раздела:

  • Доля на рынке регионов присутствия;
  • Динамика портфеля на сопровождении.

5. Стратегическое обеспечение

Агентство проводит анализ стратегического обеспечения деятельности и процесса определения целей. По результатам анализа делается вывод о том, имеет ли деятельность компании достаточное стратегическое обеспечение, т.е. подчинена ли она стратегическим целям (средне- и долгосрочным).

Основные компоненты, оцениваемые в рамках раздела:

  • Наличие стратегических документов;
  • Наличие целей и указание конкретных мер по их достижению;
  • Наличие числовых ориентиров;
  • Выполнение стратегий прошлых лет;
  • Реалистичность планов.

Блок II. УПРАВЛЕНИЕ И РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ

6. Организация деятельности по сопровождению

Раздел позволяют выявить основные характеристики качества услуг компании по сопровождению ипотечных закладных посредством оценки организации процесса по сопровождению и регламентации деятельности. Данный раздел оценивается по данным регламентов/положений деятельности структур, осуществляющих функции по сопровождению закладных, а также на основе данных из анкеты и встречи с представителями Компании. Позитивно оценивается наличие отдельное подразделения по сопровождению проблемных закладных, call-центра (отдела, сотрудников, осуществляющих ее функции), системы охраны помещения (либо специального отведенного места) для хранения кредитных досье. Проводится оценка ?качества выполнения базовых бизнес-процессов по сопровождению закладных. Высокое качество выполнения базовых бизнес-процессов позволяет минимизировать риски возникновения просроченной задолженности, дефолтов клиентов.

Основные компоненты, оцениваемые в рамках раздела:

  • Общая организация деятельности по сопровождению;
  • Наличие и состав подразделения, ответственного за деятельность по сопровождению;
  • Регламентация деятельности по сопровождению;
  • Наличие должностных инструкций сотрудников, участвующих в процессе сопровождения закладных;
  • Выполнение базовых бизнес-процессов.

7. Корпоративное управление, инфраструктура и информационная прозрачность

Оценка менеджмента в компании позволяет выявить основные характеристики уровня профессионализма и опыта работы менеджмента. Высокое качество инфраструктуры в компании дает предпосылки для качественного осуществления деятельности по сопровождению, позволяет минимизировать риски возникновения просроченной задолженности, осуществлять оперативный контроль поступления платежей по кредиту, формировать пул закладных в соответствие с соблюдением всех требований АИЖК. Позитивно оценивается высокий уровень автоматизации бизнес-процессов, поскольку позволяет поддерживать ввысоке качество услуг даже при значительном портфеле на сопровождении. Высокая оценка за транспарентность выставляется, если компания предоставила Агентству всю информацию и ответила на все вопросы, а также если компания регулярно публикует на своем сайте бухгалтерскую отчетность, годовые отчеты и раскрывает информацию о конечных собственниках. Негативная оценка за собственников компании ставится, если владельцы испытывают финансовые затруднения, структура собственности чрезмерно децентрализирована либо если имеет место корпоративный конфликт.

Основные факторы, оцениваемые в рамках раздела:

  • Качество менеджмента компании;
  • Организационная структура компании;
  • Квалификация и опыт работы персонала на ипотечном рынке;
  • Структура собственности и изменения состава владельцев;
  • Состояние IT-инфраструктуры;
  • Уровень транспарентности.

8. Управление рисками

Проводится оценка наличия выделенного подразделения, занимающегося риск-менеджментом, полноты учета рисков ликвидности, операционных рисков, кредитных рисков, прочих рисков.
Основные факторы, оцениваемые в рамках раздела:

  • Наличие нормативных документов компании по управлению разными видами рисков;
  • Управление кредитным, операционным рисками, риском потери ликвидности;
  • Полномочия и независимость подразделения, ответственного за управлением рисков в Компании;

Блок III. КАЧЕСТВО ПОРТФЕЛЯ НА СОПРОВОЖДЕНИИ

Раздел позволяет определить, насколько успешна и эффективна деятельность компании по сопровождению с точки зрения минимизации просроченной задолженности. Низкий уровень просроченной задолженности свидетельствует о качественной оценке компанией надежности своих потенциальных клиентов, а также об эффективной работе с возникающей проблемной задолженностью. При оценке уровня, динамики и структуры портфеля на сопровождении в расчет принимается платежная дисциплина заемщиков в регионах, где был сформирован портфель, и диверсификация портфеля на различных программах ипотечного кредитования.

Основные факторы, оцениваемые в рамках раздела:

  • Уровень и динамика просроченной задолженности по портфелю на сопровождении;
  • Структура просроченной задолженности по портфелю на сопровождении