Минфин планирует опасный профицит
Поделиться
VK


Ужесточение финансовой политики поощряет мрачный настрой бизнеса и подавляет спрос.

Ужесточение финансовой политики поощряет мрачный настрой бизнеса и подавляет спрос

В январе 2020 г. в послании президента были оглашены меры по социальной поддержке граждан. Потом, в апреле – июне, пандемия потребовала увеличения ежемесячных бюджетных ассигнований почти в 1,5 раза – в условиях, заметим, снижения налоговых поступлений. При этом государство резко увеличило заимствования на рынке ОФЗ.

Да, во время пандемии правительства практически всех стран открыли закрома и начали активно тратить и занимать, поддерживаемые даже теми партиями, которые обычно к этому не склонны. Да, российские программы поддержки были не столь щедры. Но даже настроенные скептически наблюдатели были удивлены резким разворотом.

Однако «недолго музыка играла»: пока в Вашингтоне и Брюсселе обсуждают новые проекты денежной поддержки едва вставшей экономики на ближайшие пару лет (дополненные нулевыми или отрицательными процентными ставками от центральных банков), в Москве началось планирование бюджета на ближайшие три года. И заявленные планы достойны самых суровых постников и схимников от финансов. Минфин предложил сократить на 10% незащищенную часть ассигнований федерального бюджета в 2021–2023 гг., отказаться от индексации зарплат госслужащих, урезать ассигнования на госпрограмму вооружений на 5%. В результате должна быть достигнута благодать: уже в 2022 г. дефицит бюджета должен составить всего 1% ВВП, а в 2023-м бюджет должен стать профицитным.

Все в духе Минфина. Однако своевременность фразы «денег нет» именно сейчас вызывает большие вопросы.

Во-первых, это вопросы о необходимости и возможности бюджетного планирования на три года вперед. Простое сравнение прогнозов ключевых финансовых ведомств трехмесячной давности с сегодняшними, а равно и цен на сырьевых рынках показывает, насколько подвижны ключевые для оценок российского бюджета показатели. В 2014–2015 гг. трехлетнее планирование – вместе с бюджетным правилом – было приостановлено именно по причине высокой волатильности ключевых показателей. С тех пор федеральный бюджет стал жестче, но и нынешний кризис уникален – следование регулярным процедурам гарантирует только более глубокое переписывание бюджета уже в следующем году.

Во-вторых, даже разговоры о резком снижении расходов бюджета только повышают неуверенность корпораций и потребителей. В обиход – скорее всего, непреднамеренно – вернулось слово «секвестр», хотя нынешняя оптимизация скорее перетасовка ассигнований внутри бюджета и сокращение неприоритетных статей. Сами по себе такие обсуждения не благоприятствуют дальнейшему восстановлению экономики, росту корпоративных инвестиций или оптимизму потребителей. Скорее есть стимул сберегать и экономить на частном уровне, еще больше снижая спрос. Ну а на фоне растущих – из-за ослабления рубля и бурного роста цены золота – размеров фонда национального благосостояния (ФНБ) это вызывает еще и сильное недопонимание и недовольство. Фонд и без того расходуют по минимуму – так зачем резать бюджет, если запасы огромны и растут даже в кризис?

В-третьих, стремление поскорее достичь бюджетной консолидации может сорвать восстановление экономики. Почти никто не отрицает, что слишком умеренные расходы на поддержку экономики США в 2008–2010 гг. и их быстрое свертывание уже с 2011 г. сильно замедлили выход страны из кризиса и процесс создания рабочих мест. В том числе поэтому в текущем году огромные ассигнования с прямой раздачей денег населению не вызывали вопросов – торопливая скупость может привести к очень тяжелым последствиям. Баланс в таких вопросах – дело непростое, но бюджетные расходы как костыли для поддержания потребительского спроса потребуются минимум до середины 2021 г., а возможно, и до его конца – а свертывание уже началось.

Самое худшее – если правительство вновь вернется к восприятию профицита бюджета как цели бюджетной политики, отражающему травмы 1998 и 2014 гг. Профицит бюджета может быть результатом хорошего управления финансами, а может происходить из-за выкачивания средств из населения и бизнеса и обескровливания экономики. Почти все растущие страны имеют дефицитные бюджеты и активно расходуют и на поддержку бедных, и на инфраструктуру. Снижение налогов дает сопоставимый эффект с государственными инвестициями, поэтому наращивание налоговых поступлений, ограничивающее инвестиционные возможности компаний и граждан, часто контрпродуктивно. При низком уровне госдолга беспокойство о небольшом по любым меркам дефиците похоже на добровольное ношение вериг и шапок из белого камня схимниками – оно показывает твердость в вере, но имеет нулевую практическую пользу.

Победа над инфляцией и изменение норм глобальными центробанками привели к тому, что Банк России снизил «нейтральную процентную ставку», – хотя нынешняя политика не столь «голубиная», как кажется. Стандарты бюджетной политики тоже должны и могут быть подвергнуты ревизии в новых реалиях и с учетом размеров ФНБ и уровней долга, а также относительно низких ставок по ОФЗ. Умеренный дефицит, скорее всего, окажется вполне приемлемым, и не потребуется кроить трехлетний бюджет, обреченный на пересмотр, замедлять выход из кризиса и нервировать граждан и бизнес.

Источник: Ведомости

Публикации по тематике


Вторая попытка: какой будет экономическая политика Дональда Трампа

Forbes

Победа Трампа и республиканцев на прошедших в США президентских выборах оказалась заметно масштабнее, чем можно было ожидать. При этом в программе победителей экономике уделялось меньше внимания, чем обычно. В результате существенная часть экономической политики новой администрации будет зависеть от кадровых назначений, пока неочевидных. Но, как считает главный экономист «Эксперта РА» Антон Табах, уже можно выделить те идеи, которые наверняка будут реализованы, и те, которые, если и будут исполнены, то скорее декларативно
13.11.2024

Экономист Табах предупредил о предстоящих колебаниях курса рубля

Российская газета

Курс рубля на горизонте одного года будет колебаться в широком диапазоне, но при этом не уйдет далеко от текущих уровней, спрогнозировал доцент экономического факультета МГУ, главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах.
30.10.2024

Вебинар «Макроэкономика Китая и стран ЮВА: мягкая посадка по-восточному», 7 октября 2024 года

На вебинаре обсудили макроэкономическое положение Китая и ключевых стран ЮВА, проанализировали общие тенденции и особенности 07.10.2024

В погоне за низкой инфляцией: риски решения ЦБ и нового повышения ключевой ставки

Московские новости

Последние недели основная тема обсуждений — насколько Центробанк повысит ставку в этот раз. Регулятор не разочаровал — с 18% до 19% — и ясно дал понять, что продолжение будет уже в октябре. Разбирались, какой ценой может обойтись желание регулятора сдержать рост цен.
20.09.2024

Почему в России резко выросли доходы населения

РБК

Реальные располагаемые доходы россиян выросли почти на 10% во втором квартале 2024 года. РБК спросил экспертов, чем вызван такой рост и что он значит для экономики
02.08.2024