По итогам 2020 года рынок НПФ впервые с 2014 года может столкнуться со снижением объема взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. И если 6 лет назад объем поступлений все равно существенно превысил выплаты по НПО, то по итогам 2020-го выплаты почти полностью нивелируют приток новых средств на рынок.
По оценкам «Эксперт РА», сделанным на основе публичной отчетности НПФ, за 9 месяцев 2020 года топ-10 фондов по объему обязательств по НПО (аккумулируют около 90% всех взносов) привлекли на 9,5% меньше взносов, чем за аналогичный период прошлого года. Отрицательная динамика взносов, в первую очередь, связана с сокращением поступлений в рамках корпоративных пенсионных программ. Снижение взносов, полученных от юридических лиц, наблюдается у половины фондов из топ-10. Негативная динамика связана не столько с оптимизацией расходов компаний на фоне пандемии (ее эффект мы еще можем увидеть в будущем), сколько с последствиями затяжного кризиса в отрасли. Корпоративный сегмент НПО уже не первый год пребывает в стагнации. Количество работодателей, готовых финансировать будущую прибавку к пенсии своим сотрудникам, в стране практически не растет. Основной приток взносов на рынок обеспечивают несколько десятков крупных предприятий с госучастием, а уровень проникновения пенсионных программ во многих из них уже достиг своего предела. Темпы прироста взносов по НПО в последние годы едва покрывали уровень инфляции. При этом выплаты росли опережающими темпами. По итогам 9 месяцев 2020 года суммарные выплаты топ-10 фондов выросли более чем на 6%, вплотную приблизившись к объему привлеченных взносов. Сохранение текущей тенденции вскоре может привести к чистому оттоку средств с рынка НПО.
В связи со снижением возможности полного финансирования корпоративных пенсий сотрудникам, работодатели пытаются активнее вовлекать персонал в процесс накопления. Переориентация на паритетные пенсионные программы может дать некоторый толчок рынку. В то же время позитивное влияние этого фактора, скорее всего, будет прослеживаться лишь в долгосрочной перспективе.
Одним из немногих драйверов, способных если не подтолкнуть рынок НПО, то хотя бы компенсировать сокращение взносов в корпоративном сегменте уже в этом году, выступают индивидуальные пенсионные планы. Несмотря на трудности продвижения таких продуктов и их невысокую маржинальность, фонды вынуждены двигаться в этом направлении. Развитие ИПП остается чуть ли не единственным источником пополнения активов для розничных НПФ. Рынок ОПС «заморожен», ГПП буксует, активность переходных кампаний подавлена. По нашим оценкам, объем взносов по ИПП по итогам 9 месяцев 2020 года составил около 13 млрд рублей (+50% к аналогичному периоду прошлого года). Примечательно, что всплеск происходит на фоне падения располагаемых доходов населения и карантинных мер, существенно снижающих трафик в банках, являющихся основным каналом продаж таких продуктов. Пока сегмент занимает небольшую долю в масштабах рынка (15-20% взносов), однако перспективы дальнейшего роста есть. Несколько лет назад уже предпринимались попытки продвижения индивидуальных пенсионных планов, однако развить успех тогда не удалось. Сейчас в пользу ИПП играют рекордно низкие процентные ставки по депозитам, вынуждающие граждан искать более привлекательные инструменты для сбережений. Стоит также отметить, что сами продукты НПФ стали более конкурентоспособны с точки зрения гибкости сроков, условий возврата выкупных сумм. Теперь они встроены в экосистемы банков, что упрощает коммуникацию, процедуру продаж и внесения взносов. Кроме того, размер комиссии по ИПП, как правило, существенно ниже, чем по другим альтернативным продуктам банков (например, ИСЖ). За счет этого потенциальная доходность по ИПП может быть выше.
Безусловно, успех программ ИПП и всего сегмента НПО будет во многом зависеть от грядущих реформ пенсионной системы. Охват рынка пока в основном ограничивается узким сегментом продуктов для состоятельных клиентов банков. А сделать добровольные пенсионные продукты по-настоящему массовым явлением на долгосрочном горизонте пока не представляется возможным без введения дополнительных стимулов (дополнительных налоговых льгот, системы гарантирования, элементов софинансирования).