Содержание
- Резюме
- Как меняются социальные расходы после пандемии в мире?
- Социальные расходы в России: ключевые тренды последнего десятилетия
- Социальные расходы в период турбулентности: 2021–2022 годы
- Индексация социальных выплат
- Новые расходы: кризис и мобилизация
- Помощь детям – новый приоритет
- Последствия и ожидания
Как менялся вектор поддержки населения в разных странах за последние три года
Резюме
- После пандемии как развитые, так и развивающиеся страны мира, за исключением Китая, проводят бюджетную консолидацию, то есть приводят расходы бюджета в соответствие с доходами. При этом во многих странах поддержка системы здравоохранения и социальная помощь гражданам остаются приоритетами, расходы сокращаются по другим статьям. Китай же, в отличие от большинства других стран расширяет антикризисные меры поддержки в рамках программы борьбы с коронавирусом и последствиями пандемии. В развитых экономиках в 2022 году были запущены фискальные меры поддержки населения в условиях энергетического кризиса и инфляции.
- В России существенная часть антиковидных социальных мер была отменена, но в 2022 году появились меры поддержки мобилизованных и их семей, расходы на которые будут сохраняться на высоком уровне даже после демобилизации.
- В 2022 году социальные расходы в России увеличивались за счет индексации социальных выплат в условиях высокой инфляции, но полностью компенсировать рост цен правительству не удалось.
- Один из главных трендов российской социальной политики в 2020-е – рост поддержки семей с детьми. С 2023 года вводится система единых семейных пособий – такие социальные выплаты направлены на наименее обеспеченные слои населения и для самых малообеспеченных семей полностью компенсируют потери от роста цен в 2022-м.
Как меняются социальные расходы после пандемии в мире?
В 2020 году большинство стран, как развитых, так и развивающихся осуществляло дополнительные государственные расходы на борьбу с пандемией COVID-19 и ее экономическими последствиями (подробнее в докладе «Бюджетная политика: новый поворот»), причем достаточно значительная их часть была направлена на реализацию мер социальной политики. В 2020 году доля социальных расходов по отношению к ВВП в среднем по странам ОЭСР поднялась до 23% по сравнению с 19% в 2019-м. В 2021–2022 годах началась бюджетная консолидация – страны сокращали бюджетные расходы, возвращаясь к предпандемическим уровням. Однако на сегодняшний день расходы остаются выше уровня 2019 года – доля социальных расходов в ВВП за 2022-й занимает 21%. Большая часть мер, связанных непосредственно с поддержкой в условиях пандемии COVID-19, закончила действие в 2022 году, но несколько поменялась структура расходов – ряд введенных социальных мер продолжает работать.
В развивающихся странах, например, в Индии и Бразилии также возвращаются к предпандемическим показателям расходов, однако более быстрыми темпами. Китай же не только сохраняет, но и расширяет предложенные меры.
Развитые страны
Среди стран ОЭСР наибольшая доля социальных расходов в ВВП наблюдается во Франции. До пандемии, в 2019 году эта доля составляла 30,7% от ВВП, в 2020-м она выросла почти до 35%, в 2022-м все еще остается выше предпандемических показателей 2019-го – на уровне 31,6% от ВВП. Во Франции более половины социальных расходов реализуется через систему социального страхования, которая обеспечивает выплаты в случае болезни, выхода на пенсию или профессиональных травм и заболеваний, а также поддержку семей (например, родителей-одиночек). В 2023 году дефицит бюджета социального страхования сократился до 6,8 млрд евро с почти 18 млрд евро в 2022-м, в первую очередь за счет снижения заболеваемости коронавирусом. При этом Франция сохраняет тренд на увеличение расходов на систему здравоохранения, на помощь пожилому и нетрудоспособному населению, семьям с родителями-одиночками. В 2022 году во Франции введены меры помощи в условиях энергетического кризиса – тарифный щит, сдерживающий рост цен на электроэнергию, а также пакет мер по смягчению последствий инфляции, в т. ч. пособие в 100 евро для домохозяйств с низкими доходами.
Федеральное правительство Германии для борьбы с кризисом и последующей поддержки восстановления экономики приняло три дополнительных бюджета в 2020–2021 годах, при этом доля социальных расходов в ВВП увеличилась до 27,9 с 25,6%. В 2022-м началась постепенная бюджетная консолидация, к концу прошлого года основная часть мер по борьбе с пандемией прекратила действовать, доля социальных расходов в 2022-м упала до 26,7%. Ключевыми приоритетами дальнейшей бюджетной политики являются не социальные расходы, а инвестиции для стимулирования устойчивого экономического роста. Несмотря на активную консолидацию бюджета, в 2022 году Германия так же, как и Франция, ввела меры поддержки населения в условиях инфляции и повышения цен на электроэнергию, в т. ч. выплаты компенсирующих пособий, а также налоговые льготы.
В Великобритании большая часть расходов, непосредственно связанных с пандемией COVID-19, прекратилась в начале 2022 года. Во второй половине 2022 года планы бюджетных расходов Великобритании, в т. ч. и на социальную политику переворачивались с ног на голову дважды, после того как Лиз Трасс заняла должность премьер-министра и после того, как покинула ее. На сегодняшний день, несмотря на тенденцию к консолидации бюджета, расходы на здравоохранение и социальную политику, а также на образование остаются приоритетом Великобритании. Как и в других европейских странах, в Великобритании действуют меры по защите от энергетического кризиса – ограничение цен на электроэнергию, индексация социальных выплат, увеличение пособий малообеспеченным.
В США увеличение социальных расходов в 2020 году было одним из самых больших – на 5,6 п. п. от ВВП (с 18,3 до 23,9% от ВВП). В начале 2020 года Конгресс США выделил средства для борьбы с последствиями COVID-19 по Закону о помощи в связи с коронавирусом и об экономической безопасности (CARES), продолжив обеспечение в 2021-м, хотя и в меньшем объеме. Тем не менее после уменьшения расходов, связанных с пандемией, в перспективе общие расходы на социальное обеспечение и программы здравоохранения, такие как Medicare, будут расти, в т. ч. из-за старения населения. Такой же тренд заложен в новом проекте бюджета Джо Байдена на 2024 год. Кроме того, в 2023 году увеличение социальных расходов произойдет за счет индексации выплат социального страхования в связи с ускорившейся инфляцией.
Доля социальных расходов в Японии выросла в 2020 году до 24,9 с 22,8%. Также в 2020-м было выделено 5 трлн йен на непредвиденные расходы в связи с пандемией – эта статья была сохранена в бюджете как в 2021–2022 годах, так и в 2023-м, с той разницей, что часть этого фонда теперь предназначается для борьбы с последствиями российско-украинского конфликта. В целом большую часть бюджета социального обеспечения в Японии занимают пенсии и расходы на здравоохранение для пожилых людей из-за быстрого старения населения, и эта тенденция будет сохраняться в ближайшие годы.
Развивающиеся страны
После начала пандемии COVID-19 в 2021 году расходы Индии на здравоохранение были повышены на 137%, причем их сокращения в дальнейшем не случилось. Другие меры поддержки и бюджетные расходы к 2023 году в основном отменены. Индия придерживается стратегии бюджетной консолидации, причем в первую очередь за счет сокращения социальных расходов. Фокус бюджетов 2022 и 2023 годов перешел на укрепление инфраструктуры, поддержку инклюзивного развития, повышение производительности и сокращение бюджетного дефицита на фоне COVID-19 за счет общего уменьшения финансирования социального сектора.
В Бразилии также наблюдается тренд на бюджетную консолидацию. В 2020 году власти объявили о ряде антикризисных мер, направленных на уменьшение последствий COVID-19, и ввели изменение в золотое правило Бразилии о потолке государственных расходов, предусматривающее теперь дополнительный бюджет на чрезвычайные меры. В 2020 году дополнительные антикризисные расходы составили 7% от ВВП, в 2021-м – уже 1,4%. При этом, несмотря на бюджетную консолидацию, Бразилия видит своим приоритетом поддержку населения – потолок государственных расходов на 2023–2024 годы был увеличен для финансирования мер дополнительной социальной помощи.
Китай сохраняет пандемические меры поддержки экономики и общества в рамках политики нулевой терпимости к ковиду. В 2020-м КНР объявила о дополнительных бюджетных расходах в размере 4,7% от ВВП. В 2021 и 2022 годах меры поддержки системы здравоохранения и экономики продолжали действие. В мае 2022-го правительство Китая выпустило новый набор из 33 мер в «Пакете мер политики для стабилизации экономики». Многие из предложенных механизмов стимулирования по факту стали расширением предыдущих мер поддержки, таких как предоставление налоговых льгот и субсидий, снижение пошлин, увеличение инвестиций и расходов на инфраструктуру. В 2023 году тренд на мягкое расширение фискальной поддержки продолжается, среди приоритетов – инвестиции в технологии и инфраструктуру, а также систему здравоохранения.
Ключевые изменения в социальной политике основных развитых и развивающихся стран
Страна | Изменения социальной политики | |||
Сокращение бюджета чрезвычайных мер | Расширение программ социальной поддержки | Расширение программ развития здравоохранения | Противодействие энергетическому кризису и инфляции | |
Франция | ✔ | ✔ | ✔ | |
Германия | ✔ | ✔ | ||
Великобритания | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
США | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Япония | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Индия | ✔ | |||
Бразилия | ✔ | ✔ | ||
Китай | ✔ |
Социальные расходы в России: ключевые тренды последнего десятилетия
В последнее десятилетие объем социальных расходов по отношению ко всем бюджетам федеральных и региональных властей остается неизменным. Не считая 2014 года, когда наблюдалось одномоментное увеличение расходов по статье «Национальная экономика», доля социальных расходов в федеральном бюджете колеблется на уровне 27–30%, а в консолидированном – в диапазоне 33–37%; какого-либо определенного тренда на увеличение и снижение социальных расходов выявить нельзя (график 1).
При этом нельзя сказать, что вложения последних лет в социальную сферу привели к существенным изменениям в уровне жизни граждан. Коэффициент Джини – статистический показатель неравномерности распределения доходов в обществе – в РФ в последние годы остается на стабильно высоком уровне в 0,41; Россия опережает подавляющее большинство стран Европы (график 2). И, хотя роста уровня неравенства в России в последние годы также не наблюдается, проводимой социальной политике не удавалось разрешить имеющиеся проблемы. Не наблюдается также и существенного роста доходов домохозяйств – увеличение благосостояния в 2018–2019-х не смогло скомпенсировать потери 2014–2016 годов.
Имеющиеся данные на уровне децилей (график 3) также показывают, что соотношение доходов между богатыми и бедными в целом остается неизменным. Так, доля национального дохода, занимающего верхние 20% населения по заработку, с 2011 по 2021 год, хоть и сократилась, но лишь на 0,7 п. п., которые равномерно распределились между остальными децилями.
Социальные расходы в период турбулентности: 2021–2022 годы
Снижение доли социальных расходов в 2021 году, заметное на графике 1, сопровождалось сокращением и в абсолютных значениях. Так, при годовой инфляции в 8,4% объем расходов по статье «Социальная политика» в консолидированном бюджете увеличился на 5,8%; расходы Пенсионного фонда России – на 4%, а расходы федерального бюджета даже снизились. Связано это с тем, что многие меры, направленные на поддержку граждан в первые месяцы пандемии (например, пособия детям и пенсионерам), были осуществлены в виде одномоментных выплат. Другие льготы (например, повышенное минимальное пособие безработным и выплаты врачам) после снижения заболеваемости также были отменены. Характерно, что из всех мер социальной политики, направленных на борьбу с последствиями пандемии, которые указаны на сайте правительства России, на февраль 2023 года действуют в основном те, что не требуют новых дополнительных расходов из бюджета, например, появление возможности купить лекарства, встать на биржу труда или получить профессиональную переподготовку дистанционно. Исключением является требование выплачивать больничные не меньше МРОТ, что приводит к дополнительной нагрузке на Фонд социального страхования, а также двухкратное увеличение минимального пособия на ребенка до полутора лет.
Что касается 2022 года, то на текущий момент полных данных о социальных расходах как на федеральном, так и на региональном уровне нет. Связано это с тем, что Министерство финансов, ссылаясь на санкционное давление, закрыло большинство публичных данных о статьях расходов федерального бюджета на своем официальном сайте, из-за чего информации о консолидированных социальных расходах в открытом доступе нет, а сведения о федеральном бюджете есть лишь на портале «Электронный бюджет» (на начало марта были доступны данные о первых трех кварталах 2022 года). Тем не менее имеющиеся разрозненные данные позволяют нам сделать некоторые выводы.
Так, данные об исполнении федерального бюджета, относящиеся к началу марта 2022-го, подразумевали годовое снижение расходов федерального бюджета на социальную политику на 12% по сравнению с 2021-м до 5,8 трлн рублей, за первые два месяца был исполнен 21%. Однако по данным на начало сентября 2022 года, согласно презентации проекта федерального бюджета на 2022-й, расходы на социальную политику составили 6,45 трлн рублей (-3,3% к 2021-му), а в 2023-м они вырастут до 7,3 трлн. Более того, согласно данным портала «Электронный бюджет», расходы на социальную политику в первые девять месяцев 2022 года превысили аналогичный показатель за 2021-й на 3%.
Более половины социальных расходов связано с пенсионным обеспечением граждан; второй по величине трат компонентой социальной политики является поддержка семей с детьми. На остальные социальные программы (помощь инвалидам военнослужащим, социальное страхование, поддержка ветеранов, безработных, субсидии на оплату ЖКУ) отведено около 21% социального бюджета (график 4).
Характерно, что разные компоненты социального бюджета в 2022 году росли неравномерно. Так, на графике 5 видно, что при росте общих социальных расходов на 2,65% траты на социальное обеспечение населения сократились на 17%, что можно связать со сворачиванием временных мер по борьбе с последствиями пандемии. В то же самое время расходы на поддержку семей с детьми резко увеличились, что связано с обновлениями социальной политики, о которой будет рассказано далее.
Кроме федерального бюджета, часть социальных расходов ложится на бюджеты региональные – траты на социальную политику в консолидированных бюджетах регионов увеличились на 8,1%. При этом доля социальных расходов в бюджете снизилась на 2,9 п. п.
Индексация социальных выплат
Объемы расходов на пенсионное обеспечение, даже несмотря на введенную в 2021 году единовременную выплату пенсионерам, увеличились на 3,75%. Связан рост с тем, что из-за скачков курса рубля годовая инфляция в России составила почти 12%, что оказалось существенно выше ожиданий начала 2021-го. Из-за этого государство, столкнувшись весной с резким ростом цен, было вынуждено с 1 июня проиндексировать на 10% страховые пенсии неработающим пенсионерам, а также прожиточный минимум и МРОТ (хотя до этого индексация данных показателей происходила и в январе). В результате, по данным Росстата, за 2022 год средний размер назначенных пенсий составил 17 825 рублей.
Хотя на дополнительное индексирование пенсий было выделено чуть более 500 млрд рублей, нельзя сказать, что это привело к значительному росту благосостояния пенсионеров. Даже номинальный рост пенсий по сравнению с 2021 годом при учете всех пособий оказался не таким высоким. Хотя при сравнении между собой исключительно ежемесячных выплат рост пенсии за год составил 12,8%, с учетом единовременной выплаты 10 тыс. рублей в августе 2021-го прирост пенсии за год составил лишь 7,1%. Более того, при поправке на инфляцию реальный размер располагаемой пенсии (даже без учета августовских 10 тыс. рублей за 2022 год) снизился на 5,8%. Иными словами, даже после вливания полутриллиона рублей государству (как минимум на ноябрь 2022 года) не удалось полностью скомпенсировать потери пенсионеров от роста цен.
Несмотря на внеплановую индексацию в середине 2022-го, еще одно, плановое, повышение пенсионных выплат произошло в январе 2023 года, но уже на меньшую величину – на 4,8%. Хотя точных цифр об индексации пенсий в последующие периоды нет, согласно имеющимся проектам бюджетов на 2024 и 2025 годы, последующий рост пенсий составит около 4% ежегодно. При этом государство рассчитывает на сокращение трансфертов из федерального бюджета в Социальный фонд России за счет увеличения доходов СФР.
Надо сказать, что куда более высокими темпами рос минимальный размер оплаты труда – важный показатель, который не столько влияет на уровень зарплат (по данным на конец 2021 года зарплату на уровне МРОТ или ниже получали только 2,5% россиян), но и используется как индикатор для определения семей, нуждающихся в социальной поддержке. За 2022 год МРОТ вырос почти на 20%, и за начало 2023-го он был проиндексирован еще на 6,3%.
Новые расходы: кризис и мобилизация
Хотя в общем расходы на социальное обеспечение в 2022 году снизились, целый ряд мер для «повышения устойчивости экономики и поддержки граждан в условиях санкций» все же был принят. К ним, кроме новых детских пособий, о которых будет сказано ниже, можно отнести:
- Открытие доступа к услугам государственных служб занятости для тех, кто не уволен, но переведен на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск, а также появление права у таких работников на временное трудоустройство в других фирмах.
- Вывод доходов уволенных после 1 марта 2022 года из суммарных доходов семьи, учитываемых при расчете детский пособий и при заключении социального контракта.
Новые виды помощи были также введены для военнослужащих (в т. ч. мобилизованных), а также их семей. Уже в марте 2022 года были установлены специальные выплаты для погибших и раненых участников спецоперации (5 млн и 3 млн рублей соответственно), с конца сентября распространившиеся на всех командированных в присоединенные регионы; в некоторых субъектах Федерации (например, Свердловской и Ростовской областях) существуют дополнительные выплаты семьям погибших и раненых из региональных бюджетов.
Объявление частичной мобилизации 21 сентября привело к еще большему увеличению расходов на социальную поддержку военных. Во-первых, на вновь призванных стали распространяться все те льготы, которые и ранее действовали для военных, – бесплатный проезд, продовольственное и вещевое обеспечение, обязательное государственное страхование и проч. Во-вторых, на мобилизованных стали распространяться выплаты погибшим и раненым в ходе боевых действий. В-третьих, для мобилизованных и их семей была введена дополнительная социальная поддержка:
- гарантия заработной платы в размере не менее 195 тыс. рублей в месяц при неучете заработка мобилизованных при расчете детских пособий;
- присвоение статуса ветерана боевых действий, дающего льготы при начислении пенсий, оплате ЖКУ, получении медицинской помощи, а также право на бесплатное профессиональное переобучение;
- право на рассрочку при оплате налогов (кроме НДФЛ) и услуг ЖКХ;
- сохранение занятости мобилизованных на время мобилизации и три месяца после демобилизации;
- трудовые гарантии женам мобилизованных с детьми (запрет на командировки и ночную работу, преимущественное право на оставление на работе при сокращениях);
- бесплатное санаторно-курортное лечение для военнослужащих и их семей.
Еще большее расширение поддержки военнослужащих планируется в ближайшем будущем. Так, во время оглашения послания президента Федеральному собранию было объявлено о создании специального государственного фонда помощи ветеранам и семьям погибших. Масштабы деятельности фонда будут широкими – он будет координировать реабилитацию военных, оказание им медицинской и психологической помощи, поддержки в получении образования, трудоустройстве и открытии бизнеса.
Оценить расходы, связанные с выплатами мобилизованным, достаточно сложно. Подобные выплаты проходят в бюджете по статье военных расходов, а значит, данные о них отсутствуют в открытом доступе. Информация о потерях, по которой можно рассчитать расходы на выплаты погибшим и раненым, является государственной тайной. Впрочем, из анализа публичной информации можно сделать вывод о том, что одни единовременные выплаты мобилизованным обошлись бюджету в 62 млрд рублей. Характерно, что согласно бюджету на 2023–2025 годы Министерство финансов ожидает увеличения расходов на выплаты гражданам, удостоенным звания Героя Российской Федерации.
Помощь детям – новый приоритет
Наиболее значимый рост расходов федерального бюджета на социальную политику за последнее время произошел за счет трансформации системы поддержки детей в малообеспеченных семьях. Неслучайно именно тема поддержки бедных семей с детьми стала одной из тем послания Федеральному собранию. Из речи президента следует, что «объем бюджетных расходов на поддержку семей в России за последние годы вырос не на какие-то проценты – в разы. Он является самым быстрорастущим разделом главного финансового документа страны – бюджета».
Действительно, до 2018 года поддержка семей с детьми была достаточно умеренной. Государство выплачивало лишь пособие на детей до полутора лет, величина которого была привязана к среднему заработку родителя, ушедшего в отпуск по уходу за ребенком. Величина данного пособия на тот момент была небольшой – за редкими исключениями, связанными со службой в ВС РФ за рубежом, размер этих выплат на конец 2017 года не превышал 12,2 тыс. рублей.
Однако с 2018 года государство стало оказывать более масштабную поддержку детям, живущим в бедных семьях. Объяснить данный поворот социальной политики можно тем, что помощь неблагополучным семьям с детьми разрешает сразу несколько проблем. С одной стороны, как отмечает доцент НИУ ВШЭ и МГУ им. М. В. Ломоносова Наталья Зубаревич, детская нагрузка является одним из предикторов высокого уровня бедности в регионе1, а значит, помощь семьям с детьми с высокой вероятностью достигнет именно граждан с низким уровнем дохода. С другой стороны, выдача дополнительных пособий снизит издержки на появление в семье нового ребенка, что может, по задумке властей, привести к росту рождаемости (одной из долгосрочных целей российского правительства).
Текущий порядок помощи бедным семьям с детьми складывался из нескольких шагов. В 2018-м была введена дополнительная выплата для детей до трех лет, доходы семей которых не превышают 1,5 регионального прожиточного минимума (с 1 января 2020 года – двух прожиточных минимумов); размер выплаты зависит от регионального детского прожиточного минимума, в среднем на тот момент составлявшего около 10–12 тыс. рублей. Выплаты на первого ребенка производятся из регионального бюджета; на второго и последующего – из материнского капитала (если только ребенок не подпадает под выплату многодетным семьям).
С 2020 года были введены выплаты на детей от трех до семи лет включительно. Первоначально выплата составляла 50% от величины прожиточного минимума для детей, однако с января 2021 года ее размер стал варьироваться от доходов родителей: наименее состоятельные семьи могли получать и 100% от детского прожиточного минимума. С 2021 года аналогичная мера стала действовать и для неполных семей – если один из родителей умер или не выплачивает алиментов, то учитывается доход лишь оставшегося опекуна. Дальнейшее расширение поддержки произошло в 2022 году, когда одной из мер, направленных на помощь гражданам во время кризиса, стала выплата пособий уже на детей в возрасте с восьми до 17 лет. Увеличение социальной поддержки обошлось в 538 млрд рублей.
Свой финальный вид политика поддержки детей в бедных семьях получила в начале 2023 года, когда вместо нескольких разных пособий для разных возрастов была введена единая программа помощи. Условия получения пособия стали общими вне зависимости от возраста детей, а размер – варьироваться от уровня дохода семьи (50% от регионального детского прожиточного минимума в базовом случае, 75 или 100%, если меньшего пособия не хватает для увеличения доходов семьи до прожиточного минимума). Новеллой в данной программе служит то, что выплаты на второго и последующих детей идут из регионального бюджета – при этом семьи могут запросить и дополнительное пособие из материнского капитала.
Стоит заметить, что данная политика действует лишь на определенный сегмент граждан с крайне низким уровнем дохода. Процедура отбора семей под данную программу достаточно строгая – требуется, чтобы среднедушевой доход в семье не превышал прожиточного минимума, при этом у получателей пособий должна быть работа (или уважительная причина, по которой ее нет) и не должно быть дорогостоящего имущества (так, наличие нескольких машин в семье является основанием не выдавать пособие). По данным «Ведомостей», на 1 июля 2022 года под программу для детей от восьми до 17 лет попали лишь 1,9 млн участников, при этом 2,6 млн семей получили отказ в выплате пособия. По данным Минфина, основными причинами отказа стали либо слишком высокие доходы семьи (43% отказов), либо, наоборот, их полное отсутствие (27% отказов).
Из-за закрытия бюджетной статистики точно оценить расходы государства на данную программу нельзя. Однако, даже несмотря на ограниченное число получателей пособий, они уже составляют заметную часть государственных социальных трат. Так, по оценкам «Ведомостей», расходы на детские выплаты в 2022-м по планам Минфина в середине года должны были составить 538 млрд рублей (при общих тратах на социальную политику в консолидированном бюджете в 16 трлн). При этом, учитывая тот факт, что в 2022-м выплаты детям с восьми до 17 лет начислялись лишь последние восемь месяцев года, в 2023-м данная статья расходов станет еще более существенной.
Последствия и ожидания
Как весь комплекс мер повлиял на социальную защищенность граждан? Имеющиеся данные Росстата позволяют заметить то, что наименее обеспеченные группы населения меньше всего пострадали от разразившегося кризиса. Если в среднем снижение реальных располагаемых доходов в III квартале 2022 года составило 2,4%, то два нижних дециля по доходу, напротив, столкнулись пусть и с незначительным, но ростом заработков (график 6). При этом именно на эти группы населения были направлены основные новеллы в социальной политике (повышение пенсий и МРОТ, помощь детям).
Анализ социальных расходов в постпандемический период несколько затруднен из-за отсутствия бюджетной статистики. Однако имеющиеся данные позволяют сделать вывод о двух основных тенденциях, которые определят размер расходов на социальную политику в ближайшем будущем.
Первая – это сохранение высоких расходов на социальную поддержку мобилизованных и их семей, которые частично останутся даже после окончания боевых действий, так как многие льготы сохранятся даже после демобилизации.
Вторая – это создание более обширной, чем в предыдущие годы, системы поддержки детей в бедных семьях, которая с 2022-го охватывает всех несовершеннолетних граждан, а с 2023-го превращена в систему единых семейных пособий. Учитывая тот факт, что для получения этой выплаты нужно заявление от самого гражданина, распространение информации о данной поддержке, а также исключение доходов мобилизованных из расчетов порога участия в программе может привести к еще большему увеличению трат на помощь бедным семьям. Хотя имеющиеся программы и привели к тому, что бедные семьи в 2022 году не столкнулись с падением реальных доходов, кардинальных изменений в проблеме имущественного неравенства российская социальная политика совершить пока не может.
Говоря о будущем, стоит отметить, что в проекте бюджета на 2023-й заложено увеличение социальных расходов на 14%, до 7,28 трлн рублей, при этом в 2024 году государство ожидает их снижения на 1 и 2% соответственно. Хотя к данным о предварительном снижении социальных расходов стоит относиться с некоторым скепсисом (аналогичные прогнозы в конце 2021 года давались по поводу бюджета 2023-го), имеющиеся свидетельства говорят о расчете властей на сокращение роста трат на соцполитику в будущем.
Проект бюджета на 2023–2025 годы подразумевает также некоторое изменение в структуре социальных расходов. Так, по графику 7 можно сделать вывод, что федеральные власти рассчитывают на снижение расходов на пенсионное обеспечение как в абсолютных значениях, так и на сокращение их доли во всем социальном бюджете. При этом тенденция на увеличение количества мер поддержки семей с детьми сохранится – объем расходов по данной статье бюджета будет расти и в 2024–2025 годах, а ее доля во всем социальном бюджете повысится на 4,3 п. п.
1 Зубаревич Н. В. Бедность в российских регионах в 2000–2017 гг.: факторы и динамика//Население и экономика. – 2019. – Т. 3. – № 1. – С. 63–74.